Александр Ткачев: «Мясное и молочное животноводство входит в число основных приоритетов развития отечественного АПК»

Александр Ткачев: «Мясное и молочное животноводство входит в число основных приоритетов развития отечественного АПК»

Благодаря реализации нацпроекта и затем Госпрограммы развития сельского хозяйства Россия увеличила объем производства мяса птицы в 3 раза, свинины — в 2 раза. Поддержка отрасли позволила в 1,5 раза за 10 лет повысить уровень самообеспеченности по мясу птицы и свинине с 60% до 95%. За последние три года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на поддержку животноводства в России было выделено 213,4 млрд рублей, в том числе в прошлом году — 71,2 млрд. В интервью «Вестнику АПК» глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев заявил, что сегодня у отечественных животноводов есть возможности не только для насыщения внутреннего рынка, но и для выхода за пределы страны. Главное — чтобы их продукция соответствовала международным требованиям и являлась конкурентоспособной. А для этого необходимо использовать инновации в области генетики, селекции, ветеринарии, совершенствовать и внедрять новые технологии.

Александр Ткачев: «Мясное и молочное животноводство входит в число основных приоритетов развития отечественного АПК»

— Александр Николаевич, в прошлом году российские хозяйства всех категорий произвели 6 млн тонн мяса птицы в живом весе — на 8% больше, чем в позапрошлом. В лидерах оказались республики Марий Эл и Мордовия, Белгородская, Брянская, Новгородская и Липецкая области, Ставропольский край. В нынешнем году, по оценке Минсельхоза РФ, ожидается прирост производства еще на 200 тыс. тонн. Похоже, что меры государственной поддержки обеспечили положительную динамику в развитии животноводства, особенно птицеводства. Вас это радует?

Это не может не радовать. В последние годы птицеводство в России динамично развивается и занимает лидирующее положение среди всех отраслей животноводства. Доля мяса птицы в общем объеме производства мяса составляет более 45%, а в промышленном секторе — более 90%.

По итогам 2015 года потребление мяса птицы на душу населения достигло 31,5 кг, в том числе за счет собственного производства — 28,5 кг. Лидирует Центральный федеральный округ: здесь производится более 36% от общероссийских объемов.

На Приволжский округ приходится 20%, на Южный — 10%.

Можно с уверенностью говорить и о том, что отрасль стала конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов. Только в прошедшем году отобрано 43 инвестпроекта суммарной стоимостью 21,85 млрд рублей.

Производство яиц тоже увеличивается?

Да. В 2015 году в стране было произведено 42,5 млрд штук яиц — на 640 млн штук (на 1,5%) больше, чем в 2014-м. Заметный прирост обеспечили сельхозтоваропроизводители Краснодарского и Пермского краев, Ярославской, Белгородской, Челябинской, Саратовской и Кемеровской областей. В настоящее время производство яиц в расчете на душу населения составляет 286 штук. Мы в полном объеме удовлетворяем потребность в них за счет собственных мощностей.

— Сразу после вступления России в ВТО критики данного шага рисовали мрачные перспективы для отечественного свиноводства. Однако если судить по сегодняшней статистике, их прогнозам не суждено было сбыться?

Подобные прогнозы и не могли сбыться, учитывая, что свиноводство получило и продолжает получать серьезную поддержку со стороны государства. Например, если сравнить 2014-й и 2015-й, то всего за год производство свиней в России увеличилось на 4,5%, до 4 млн тонн.

Вопреки скепсису некоторых участников рынка и экспертов, в последние годы свиноводство в нашей стране развивается динамично. Доля свинины в общем объеме производства мяса оценивается в 32,8%. Ее потребление на душу населения достигло 23,3 кг в год, в том числе за счет собственных возможностей — 20,3 кг. В прошлом году уровень самообеспеченности свининой отечественного производства приблизился к 88%. Прежде всего в этом заслуга Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, где производится, соответственно, 48%, 17% и 13% всей отечественной свинины.

— Оправданно ли будет сказать, что свиноводческая отрасль так же привлекательна для инвесторов, как и птицеводческая?

Безусловно. В минувшем году в отрасли было отобрано 27 инвестиционных проектов с общим объемом кредитных средств на сумму почти 19 млрд рублей. Если механизмы государственной поддержки и темпы роста производства сохранятся, то мы обеспечим потребности в свинине за счет собственного производства, а в дальнейшем сформируем потенциал для увеличения экспорта.

По оценке нашего министерства, в нынешнем году производство свиней вырастет на 100 тыс. тонн.

В прошлом году на внутреннем рынке свинины сложилась благоприятная ценовая конъюнктура, и она будет способствовать увеличению производства.

Российское поголовье свиней в прошлом году возросло на 7%, птицы — на 3,9%. Вместе с тем поголовье крупного рогатого скота снизилось на 2%, в том числе коров на 2,5%. Вас это тревожит?

Сокращение поголовья крупного рогатого скота негативно влияет и на объемы производства мяса КРС: за 2015 год они составили 2,9 млн тонн, или 99% к уровню 2014-го. Вместе с тем в Брянской и Орловской областях, Кабардино-Балкарской Республике отмечен рост производства КРС на убой.

В прошедшем году продолжилось наращивание поголовья специализированного мясного и помесного скота в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.

По оценке Минсельхоза России, в целом оно составило 2,53 млн голов — на 130 тыс. голов, или на 5,4%, выше уровня позапрошлого года.

— Очень актуальная тема в рамках развития животноводства — производство молока. В 2015 году оно сохранилось на уровне 2014-го — 30,8 млн тонн. Почему не удается нарастить объемы?

Причина — в продолжающемся сокращении поголовья коров. Поэтому на первый план выходит повышение молочной продуктивности. За 2013-2014 годы надои молока на одну корову выросли в сельхозорганизациях на 384 кг и достигли 5371 кг. В прошлом году, по оценке, они составили около 5590 кг.

В то же время остаются сдерживающие факторы. Один из них — высокая доля личных подсобных хозяйств (до 47%), которые используют экстенсивные технологии и где в силу причин социального характера наблюдается процесс сокращения поголовья коров. В дальнейшем снижение производства молока в хозяйствах населения может составить 3-5% в год, или не менее 400-500 тыс. тонн. Компенсировать его планируется за счет ввода новых и реконструкции существующих объектов в молочном скотоводстве, выделения дополнительных грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Мясное и молочное животноводство входит в число основных приоритетов развития отечественного АПК.

— Введенные Россией ограничительные меры позволили снизить объемы импорта молочной продукции на 20%. Это послужило стимулом для отечественных предприятий отрасли?

Конечно. Согласно данным за 11 месяцев 2015 года, наращивание производства сырого молока в сельхозорганизациях способствовало увеличению выработки цельномолочной продукции до 10,648 млн тонн — по сравнению с аналогичным периодом 2014-го объемы выросли на 1,1%.

В прошлом году российские перерабатывающие предприятия продолжили увеличивать производство молокоемких продуктов: сливочного масла — до 240 тыс. тонн (на 3,3% больше, чем годом раньше), сыров и сырных продуктов — до 535 тыс. тонн (на 19,7% больше). Удельный вес отечественного молока в общем объеме ресурсов внутреннего рынка составил 81,2% — это на 4,2% выше показателя за 2014 год и на 8,8% ниже установленного в Доктрине продовольственной безопасности страны порогового значения на 2020 год (90%).

— Однако не стоит сбрасывать со счетов появившиеся серьезные ограничения для наращивания сырьевой базы и производства молочной продукции нашими предприятиями…

Действительно, таких ограничений сразу несколько. Низкая стоимость пальмового масла по отношению к прочим растительным и животным жирам провоцирует его использование для удешевления пищевой продукции. Тонна пальмового масла в 2015 году стоила около $700, это примерно в 3 раза дешевле стоимости сливочного масла. В последние годы мы наблюдаем рост импорта пальмового масла. По итогам 2015 года импорт пальмового масла составил почти 900 тыс. тонн на сумму 640 млн долларов США, что на четверть больше, чем в 2014 году. Значительно возросшая себестоимость сырого молока показала, что большинство его производителей находятся на грани рентабельности либо являются убыточными. Сократился спрос на готовую продукцию из-за роста потребительских цен на фоне снижения покупательской способности населения. Снизилась доступность кредитных ресурсов, отсюда — замораживание инвестиционных проектов. Усилилось влияние на наш молочный рынок традиционного партнера — Беларуси — с точки зрения как объемов, так и цен.

— Из-за усугубления ситуации в российской экономике 2016 год обещает быть сложнее предыдущих лет. В связи с этим стоит ли отечественному АПК, и в частности животноводству, рассчитывать на такой объем финансирования, при котором можно будет говорить о достижении целевых показателей?

Несмотря на сложную финансово-
экономическую ситуацию, негативные внешнеэкономические факторы и ограниченность федерального бюджета, в 2016 году на развитие животноводства предусмотрено 79,6 млрд рублей — на 12% больше, чем в предыдущем году.

Так, планируется увеличение финансирования прямых мер поддержки отрасли на 36%, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам — на 5%, на экономически значимые региональные программы — на 62%, на уплату страховой премии — на 10%. По нашим прогнозам, это позволит произвести в нынешнем году 13,8 млн тонн скота и птицы в живом весе и 30,9 млн тонн молока, в том числе сельхозорганизациями — 15 млн тонн.