Агаси Арутюнян: «В условиях пандемии число тех, кто не получает достаточного питания, выросло на 132 млн человек»

Агаси Арутюнян: «В условиях пандемии число тех, кто не получает достаточного питания, выросло на 132 млн человек»

По данным разных подразделений ООН, пандемия нанесла жесточайший удар не только по здоровью населения земли, но и по обеспеченности продовольствием.
Чуть больше года назад глава Всемирной продовольственной программы ООН заявил, что пандемия может спровоцировать «голод библейских масштабов». И действительно, продовольственный кризис ощутили в той или иной степени все страны. Что это было и куда нужно двигаться, чтобы остановить «эпидемию голода»? Об этом «Вестник АПК» поговорил с Агаси Арутюняном, ведущим сотрудником Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией.

Агаси Арутюнян: «В условиях пандемии число тех, кто не получает достаточного питания, выросло на 132 млн человек»
В 2020 году число голодающих на планете резко увеличилось. Какие меры предпринимались на уровне государств, ООН (ФАО в том числе), чтобы остановить этот прогресс? 
Еще до COVID-19 в мире насчитывалось 690 млн голодающих, несмотря на прогресс, достигнутый за 75 лет (с момента создания ФАО), и на то, что в мире производится достаточно продовольствия, чтобы накормить все население планеты. Миллионы людей не получают достаточно микроэлементов, а число людей с избыточной массой тела растет угрожающими темпами — от этой проблемы страдают люди всех возрастов и классов во всех странах. В условиях пандемии число тех, кто не получает достаточного питания, выросло еще на 132 млн человек, что показало уязвимость мировых продовольственных систем. В то же время 14% производимой пищевой продукции теряется, а 17% подвергается порче. На современные агропродовольственные системы и положение в области изменения климата уже влияют и другие отрицательные факторы: трансграничные вредители и болезни, стихийные бедствия, утрата биоразнообразия, уничтожение среды обитания и конфликты. Поэтому одна из важнейших задач XXI века состоит в том, чтобы удовлетворить растущие потребности мирового населения в продовольствии и при этом снизить воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. 
Положение могло бы оказаться еще хуже, если бы правительства не проводили мероприятия и не реализовывали меры социальной защиты в связи с кризисом COVID-19. Однако меры по сдерживанию распространения пандемии стали причиной не только беспрецедентного экономического спада. Под действием других мощных факторов произошло ухудшение в последнее время положения в области продовольственной безопасности и питания. К числу таких факторов относятся конфликты и насилие во многих частях света, а также происходящие по всему миру связанные с изменением климата стихийные бедствия. На фоне наложения этих факторов на факторы замедления и падения экономики, а также устойчиво высоких (а в некоторых странах растущих) уровней неравенства неудивительно, что правительствам не удалось предотвратить развитие ситуации в области продовольственной безопасности и питания по худшему сценарию, в результате чего пострадали миллионы людей по всему миру.

И каковы цифры по этому году?
В июле этого года был представлен очередной выпуск доклада «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире». По оценкам, приведенным в нем, в 2020 году от голода страдало от 720 до 811 млн человек — на 161 млн больше, чем в 2019 году. В 2020-м почти 2,37 млрд человек не имели доступа к достаточному количеству продовольствия, всего за один год их число увеличилось на 320 млн. Ни один регион мира не избежал этого. Высокая стоимость здоровых рационов питания в совокупности с сохраняющимся высоким уровнем нищеты и неравенства доходов по-прежнему делают такое питание недоступным примерно для 3 млрд человек во всех регионах мира. Более того, результаты нового анализа показывают, что рост показателей экономической недоступности здоровых рационов питания связан с более высокими уровнями умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности.

Пока нет возможности дать полную количественную оценку последствий пандемии COVID-19 в 2020 году, однако ООН беспокоит то, что миллионы детей в возрасте до пяти лет имели задержку роста (149,2 млн), были истощены (45,4 млн) или имели избыточный вес (38,9 млн). Неполноценное питание детей остается одной из серьезнейших проблем, особенно в Африке и Азии. Также продолжается рост показателей ожирения у взрослых, причем эта тенденция остается неизменной как на глобальном, так и на региональном уровне. Работе по искоренению неполноценного питания во всех его формах препятствуют перебои в осуществлении важнейших мероприятий в области питания и негативные последствия для режимов питания в период пандемии COVID-19.
Агаси Арутюнян: «В условиях пандемии число тех, кто не получает достаточного питания, выросло на 132 млн человек»
А как в связи с этим идет решение проблемы нехватки продовольствия в 2021 году?
Мир сейчас переживает переломный момент не только потому, что нам необходимо решать более значимые проблемы ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и всех форм неполноценного питания. Сейчас, когда обнажились уязвимые места продовольственных систем, у нас есть возможность выйти на новый качественный уровень и обеспечить своевременное достижение ЦУР 2. На Саммите ООН по продовольственным системам, состоявшемся 23 сентября, был сформулирован комплекс конкретных действий, которые люди, субъекты продовольственных систем и правительства во всех уголках мира могут предпринять для преобразования продовольственных систем мира. И мы должны продолжить формирование фактологической базы по результатам мероприятий и использования моделей взаимодействия, наилучшим образом отвечающих потребностям преобразования продовольственных систем. 

Какие новые задачи стоят перед ФАО в связи с переживаемой миром пандемией и ее последствиями? Какими могут быть решения этих задач? 
Новая концепция ФАО ориентирована на мир, где вопросы продовольствия и сельского хозяйства, источников средств к существованию, благополучия людей и сохранения природных ресурсов не могут решаться изолированно. Она предполагает четыре направления улучшений: производства, качества питания, состояния окружающей среды и качества жизни. ФАО уделяет особое внимание технологичным, инновационным решениям, использование которых позволяет наращивать объемы производства и снижать затраты (чтобы смягчить последствия нехватки воды, деградации земель, потерь пищевой продукции и т.д.), а также снижать цены на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, риски эпидемий и пандемий. Кроме того, инновационные технологии должны повысить прозрачность операций, создать новые возможности для получения доходов, стимулировать технический прогресс и при этом способствовать социальной инклюзии.
Таким образом, ФАО использует для решения комплексных проблем системный подход и ведет работу по стимулированию развития инноваций, технологий, систем работы с данными, управленческих механизмов и институтов в целях преобразования существующих агропродовольственных систем ради ликвидации голода в мире.

Россия принимает участие в преодолении мирового продовольственного кризиса?
Российская Федерация неоднократно подтверждала свою приверженность осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и, в частности, 2-й Цели устойчивого развития, касающейся ликвидации голода и обеспечения продовольственной безопасности. 
В последние годы страна прочно вышла на передовые позиции как один из ведущих экспортеров продовольствия, что тоже можно считать выдающимся достижением.
Россия является ведущим мировым экспортером зерна и уверенно продвигается на позиции в ведущей пятерке по некоторым позициям крупных экспортеров мясной и рыбной продукции. В связи с этим возрастает ее роль в поддержании всемирной продовольственной безопасности, обеспечении устойчивых, предсказуемых, справедливых, не подверженных конъюнктурным ценовым колебаниям поставок на мировые рынки. На сегодня не только отдельные страны, но и некоторые регионы зависят от поставок российского продовольствия, особенно Африка, Ближний Восток и страны Азии.
В обновленный список стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия (СНДДП) включены 47 стран, в частности, среди соседей России это Таджикистан, Узбекистан и Кыргыз-
стан. ФАО рассчитывает, что через совместные программы и инициативы Российская Федерация внесет вклад в укрепление продовольственной безопасности этих стран. 
Кроме того, Россия — растущий донор содействия международному развитию, и работа московского офиса ФАО подчеркивает взаимное намерение наращивать масштабы такого сотрудничества. Мы рассчитываем, что объемы российской донорской помощи по каналам ФАО будут нарастать.

Как в целом обстоит ситуация в России с продовольственной безопасностью по оценке ФАО? 
В РФ проблема голода не стоит: распространенность недоедания среди населения в целом в период с 2018-го по 2020 год составляла меньше 2,5%. 
Тройное бремя неполноценного питания, помимо голода или недоедания как такового, включает дефицит витаминов и микронутриентов (для России, например, характерен недостаток йода), а также избыточное питание, или переедание, ведущее к избыточному весу и ожирению со всеми сопутствующими заболеваниями. Распространенность ожирения у взрослых (от 18 лет и старше), согласно данным от 2016 года, составляет 23,1%. 

Каковы в целом прогнозы ФАО по продовольственной безопасности и реализации продовольственной программы на предстоящие годы?
Последние прогнозы подтверждают, что если не будет ускорена работа по решению вопросов неравенства в доступе к продовольствию, к 2030 году голод не будет ликвидирован. Пандемия COVID-19 усугубила не вселяющие оптимизма тенденции, уже существовавшие до наступления этого кризиса.
Прогнозы, составленные с учетом потенциальных последствий пандемии COVID-19, указывают на то, что после того, как масштабы голода в мире достигнут своего пика (более 760 млн человек), количество голодающих в мире будет медленно уменьшаться и составит к 2030 году 660 млн. И все же это на 30 млн больше целевого показателя на 2030 год, установленного для условий отсутствия пандемии, что указывает на долговременные ее последствия для продовольственной безопасности в мире.

В целом в мире наблюдается прогресс в борьбе с некоторыми формами неполноценного питания, однако выполнение показателей в области питания к 2030 году идет с отставанием. Нынешние темпы работы по направлениям отставания в росте у детей исключительно грудного вскармливания и низкого веса при рождении недостаточны, а по направлениям избыточного веса, истощения у детей, анемии у женщин репродуктивного возраста и ожирения у взрослых ситуация не меняется или даже ухудшается. Тем не менее в некоторых областях отмечается заметное продвижение вперед: около четверти стран подтвердили, что работа по решению к 2030 году задач ЦУР, касающихся отставания в росте и истощения у детей, идет плановыми темпами, а примерно шестая часть стран предполагают полностью решить задачи в области избыточного веса у детей. 

Четыре направления системы показателей по оценке состояния продовольственной безопасности по методике ФАО: 

  1. наличие продуктов питания для обеспечения потребностей в продовольствии;
  2. экономическая доступность продуктов питания должного объема и качества для всех социальных групп населения;
  3. стабильность продовольственного обеспечения (анализ изменения цен и объемов производства, негативного влияния социальных конфликтов на продовольственную безопасность с целью принятия своевременных решений);
  4. потребление продуктов питания (полноценность и сбалансированность питания по калорийности, белку, микроэлементам, а также учет распространения анемии, отставания в росте, а также ожирения как результат несбалансированного питания). 
Перспективные направления

Уже определен ряд основных направлений содействия развитию таких секторов, как рыболовство в океанах и внутренних водоемах и аквакультура. Также это биотехнологии и все системные технологии, почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие, комплексное и точное земледелие, агролесоводство и агроэкология. Для решения структурных проблем, таких как чрезмерная концентрация собственности, использование и контроль больших данных, а также неравенство в распределении доходов, необходимы дальнейшие исследования и более эффективное управление.