«Выпускник аграрного университета должен не только генерировать новые идеи, но и уметь их реализовывать»

Большинство профильных вузов в полной мере осознают проблемы высшего образования в АПК и свою роль в их преодолении. Они изложили «Вестнику АПК» свое видение сложившейся ситуации и возможные способы ее решения

3 Мая 2017

Александр Сенчик, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГАУ»:
— Отраслевая специфика вузов Министерства сельского хозяйства РФ предполагает в большей степени проведение научно-исследовательских работ в области прикладных исследований и разработок. При этом денежные средства, выделяемые на гранты Министерством образования и науки РФ и РФФИ, предполагают проведение фундаментальных исследований, что в некоторой степени ограничивает возможности ведомственных вузов к участию в конкурсах на получение указанных грантов. Если говорить конкретно о нашем университете, то с целью размножения семян высших репродукций в структуре Дальневосточного ГАУ работает отдел семеноводства. По данным ГСУ Амурской области, перспективным для внедрения на полях региона определен новый сорт ярового ячменя Амур селекции нашего университета. Однако спрос на зерновые культуры нестабильный. С учетом отсутствия субсидирования семян высших репродукций хозяйства не заинтересованы в приобретении указанных семян. Поэтому считаем необходимым рассмотреть вопрос о субсидировании оригинальных семян. Занимаясь первичным семеноводством наряду с этими проблемами университет сталкивается со сложностями в процессе технического перевооружения. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», производителю сельхозтехники предоставляется субсидия в размере 30% от ее цены в случае ее реализации сельхозпроизводителям, зарегистрированным на территории Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Таким образом, аграрии Амурской области могут приобрести технику со скидкой в 30%.
Однако аграрные вузы такой возможностью воспользоваться не могут, ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку при условии, что доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в доходе организации за календарный год. Учитывая специфику деятельности вуза, практически невозможно достичь указанного уровня. При этом в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» к сельскохозяйственным товаропроизводителям также отнесены и другие приоритетные категории хозяйств. Считаем необходимым дополнить указанный пункт вузами, подведомственными Минсельхозу РФ, имеющими земли сельхозназначения и занимающимися семеноводством, и внести изменения в пункт 2 статьи 3 ФЗ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части признания аграрных вузов сельскохозяйственными товаропроизводителями. Сегодня, чтобы установить связи с работодателями и, соответственно, улучшить практическую подготовку студентов, в нашем университете ведется работа по организации базовых центров и филиалов кафедр на производстве, привлекаются к проведению лекций и практик специалисты-производственники. Другим направлением взаимодействия с работодателями является создание научно-технологических площадок непосредственно в университете. По нашему мнению, им принадлежит важная роль в инновационном развитии всего региона.
Вуз активно сотрудничает с заводами-производителями сельскохозяйственной техники. Совместно с заводами проводится работа по оборудованию классов современной техники на факультете механизации сельского хозяйства. На базе созданных классов современной техники будут организованы курсы по повышению квалификации для специалистов АПК и налажено обучение механизаторов.
В последние годы важной формой производственного обучения становятся студенческие специализированные отряды. Во-первых, это эффективная, проверенная временем трудовая школа, которая прививает практические навыки, формирует будущего специалиста. А во-вторых, студенческие отряды — это весомый вклад в экономику региона. В Дальневосточном ГАУ ежегодно увеличивается количество студенческих отрядов и расширяется география их деятельности.
Один из путей повышения квалификации аграриев — внедрение практического опыта через региональные центры по оказанию консультационных услуг и по переподготовке кадров для АПК. В университете указанный центр активно проводит консультационные услуги по различным направлениям для субъектов малого и среднего аграрного бизнеса. Созданная инфраструктура в университете и наших базовых центрах на производстве позволяет вести переподготовку кадров для АПК всего Дальнего Востока. В Амурской области имеется достаточно большое количество организаций, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую работу в области сельского хозяйства (Дальневосточный ГАУ, ВНИИ сои, ДальЗНИВИ, ДальНИИЭСХ). С 2003 года на базе Дальневосточного ГАУ в целях всесторонней интеграции коллективов образовательных, научных учреждений, сельскохозяйственных предприятий создана ассоциация «Дальневосточный аграрный университетский комплекс». С целью интеграции науки, образования и производства, учитывая имеющийся
потенциал Амурской области и точки развития, предлагаем рассмотреть вопрос о создании объединенной комплексной научно-исследовательской лаборатории по проблемам АПК Дальнего Востока России на базе ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГАУ».

Алексей Овчинников, ректор Волгоградского ГАУ, член-корреспондент РАН, профессор:
— Мое глубокое убеждение: российское образование выйдет из кризиса, в котором находится, если органы госуправления прекратят чехарду бесконечных, часто бессмысленных и контрпродуктивных «реформ», отдадут «первую скрипку» в руки образовательного и научного сообществ. Главная цель образования — это его содержание, а также изменение взгляда на предмет образования, конечный смысл которого уже не «ЗУН — знание, умение, навыки», а «знание, понимание, умение — ЗПУ». Это новая парадигма образования, таящая в себе образовательную революцию, результатом которой явится не только обученный, но и воспитанный человек, способный понять происходящее — этот сложный и все усложняющийся, все ускоряющийся в своем развитии мир; человек, способный противостоять хаосу перемен, перевести эти перемены в конструктивное созидательное русло, устойчивое, гармонизированное развитие человеческого общества. Российское образование должно сохранить свои основы, свои корни — это главное. А листья и плоды будут потом.

Борис Кузнецов, проректор по научной работе Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, доктор технических наук, профессор:
— Получив представление об агротехнологиях не только из учебника, но и на практике, выпускник школы уже осознанно может выстроить дальнейшую траекторию обучения. Современный специалист, работающий в АПК, должен обладать компетенциями, позволяющими ему оперативно адаптироваться к изменениям в экономике, профессиональной сфере, обществе и культуре. Приобретение и развитие таких компетенций возможно только при постоянном взаимодействии как с традиционной образовательной системой (школа, бакалавриат, магистратура и прочее), так и с информационно-образовательной средой, дающей возможность самостоятельно получать необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что задача создания такой среды должна быть одной из приоритетных задач современного аграрного вуза. Высшую школу нужно рассматривать как точку внедрения новых технологий в АПК страны. Выпускник аграрного университета, обладая суммой необходимых знаний и умений в области современных технологий, должен являться проводником их внедрения на предприятиях и в хозяйствах аграрного комплекса. Этот момент диктует высокие требования как к уровню квалификации научно-педагогических работников, так и к уровню материально-технической базы вузов.
Не менее важным аспектом стратегии развития аграрного образования должно стать развитие системы формирования инновационного мышления выпускников учебных заведений. Выпускник аграрного университета должен не только генерировать новые идеи, но и обладать навыками их реализации на практике для достижения положительного эффекта.
Возможность получения соответствующих навыков возникает только в том случае, когда в вузе есть действующая система трансферта технологий, и при обучении будущий специалист может проследить, а еще лучше пройти весь путь от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Дмитрий Сосюра, проректор по инновационной работе Оренбургского государственного аграрного университета, д. э. н., доцент:
— Возможность получения аграрного образования должна быть реальна для представителей каждого, даже самого удаленного сельского домохозяйства. Содержание агрообразования должно обеспечивать удовлетворение растущих запросов государства, сельского сообщества, бизнес-среды в формировании у обучающихся специального набора компетенций. Назовем основные: эффективное применение международных стандартов качества и безопасности производства, умение работать на международных агропродовольственных рынках, а также возвращать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивать правовое решение вопросов землеустройства, внедрять комплексные решения по ресурсосбережению, альтернативной энергетике и автономному энергоснабжению сельских территорий и производственных объектов. Учитывая многообразие решаемых задач и существенные отличительные особенности сельских территорий России, одной из наиболее востребованных в среднесрочной перспективе должна стать квалификация экономиста (менеджера) по устойчивому развитию сельских территорий. Технологии образовательной деятельности должны обеспечивать возможность качественного освоения содержания образовательных программ с учетом индивидуальных способностей обучаемого и потребностей заказчика. Это предполагает активное применение методов дистанционного обучения, реализацию дуального практикоориентированного обучения в непосредственном взаимодействии с наукой.
Дальнейшее развитие должна получить система непрерывного агрообразования, направленная на развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, интеграцию систем среднего профессионального и общего образования под эгидой высшего аграрного образования.
Необходимо масштабное обновление учебно-производственной и научной инфраструктуры аграрных вузов, формирование на их базе хабов новых агрокомпентенций. Для управляемого повышения качества образования считаем необходимым применение программно-целевого метода, скорейшую разработку и реализацию целевой программы по укреплению кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ. 
            bool(false)