До 2017 года компания присутствовала в основном на российском рынке. С этого периода началась ее новая, экспортная страница истории. Сегодня ООО «Агро Виктория» представляет российскую аграрную продукцию на международной арене, динамично развивается и строит грандиозные планы на будущее.
Компания отправляет на экспорт нут, чечевицу, лен, кориандр, а также горох, горчицу и др. В основном это те культуры, которые востребованы в других странах в силу своих особенностей. Это нишевые культуры, которые пользуются большим спросом за рубежом, из которых, к примеру, готовят блюда традиционной кухни.
Несмотря на непродолжительную историю, предприятию «Агро Виктория» удалось построить крепкую материальную базу и накопить достаточный потенциал для развития. Хотя были и непростые периоды: 2020 год — пандемия коронавируса, 2021-й — постпандемийный период, 2022-й — непростая геополитическая ситуация в мире и начало СВО. Тем не менее даже в таких условиях компания не ослабила темп, а, наоборот, динамично развивается, осваивает новые рынки, налаживает сотрудничество с крупными мировыми производителями. Сегодня ООО «Агро Виктория» отправляет свою продукцию на экспорт более чем в 25 стран мира, постепенно расширяя географию поставок. В среднем компания отгружает более 10 тыс. тонн готовой продукции в год, и это не предел.
«Мы сейчас пытаемся вести диалог именно с азиатскими странами, в большей мере с Китаем, — делится генеральный директор ООО «Агро Виктория» Виктория Петровская. — Потому что китайский рынок достаточно большой и перспективный и такая же часть глобального рынка, как и остальные. Помимо транспортировки нашей продукции морским путем на данном этапе прорабатывается вопрос поставок наземным транспортом, в частности, мы сейчас обсуждаем эту возможность с представителями ПАО «РЖД». Для нас особенно важно, чтобы погрузка товара происходила от точки «Ростов-Товарный» непосредственно конечному покупателю в Китае.
Будем наращивать производственные мощности, возникнет необходимость освоения дополнительных путей поставок продукции. Да, морем хорошо, но наши порты не резиновые, в связи с этим у нас также большие надежды на строящиеся транспортные артерии международного уровня, такие как дорога «Север — Юг», к примеру. Эти направления дадут возможность развивать торговлю с Индией, Ираном и другими странами. Но пока мы отгружаем только через Новороссийск. Поэтому на данном этапе рассматриваем возможность отправки зерна железнодорожным путем, что позволит нам грузиться здесь, в Донском регионе».
Стратегия развития. «Агро Виктория» четко придерживается собственной стратегии развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу, отсюда и хорошая динамика производства. «Еще совсем недавно мы отправляли продукцию в достаточно больших объемах в европейские страны, — продолжает Виктория. — Появились сложности с отгрузкой, оплатой, в целом логистикой, и сегодня мы перенаправляем эти объемы на новые направления. Теперь наш взор всецело устремился на арабский мир, раньше, конечно, мы туда отправляли, но не в нынешних объемах, теперь ситуация радикально меняется. Также развиваем сотрудничество с азиатскими странами. Мы уже отгружаем продукцию в Индонезию, Малайзию, Шри-Ланку. Сейчас выстраиваем тесное сотрудничество с Китаем».
Экспортное качество. Компания владеет собственными посевными площадями, но в основном, чтобы обеспечить достаточные объемы, которые поставляет на экспорт, она в большей степени закупает продукцию у сельхозпроизводителя, транспортирует на производственную базу в Ростове-на-Дону, перерабатывает, и уже оттуда зерно отправляется в порт. Вся продукция проходит несколько этапов очистки до экспортного качества, сортируется и фасуется. Это зерно высшего качества — порядка 99,9% чистоты. На производстве есть своя лаборатория, где зерно проходит несколько этапов проверки. Также зерно проходит проверку в лабораториях, которые аккредитованы согласно международным стандартам, в том числе это государственные лаборатории Центра оценки качества зерна, где зерно исследуется на безопасность, наличие вредных и опасных веществ и проч. То есть продукция проходит весь объем исследований перед тем, как отправляется на экспорт.
На языке партнера. На производственной базе установлена фасовочная линия, где зерно фасуется обычно по 25 кг. Иногда вес меняется, если, к примеру, такая страна, как Саудовская Аравия, запрашивает фасовку по 15 кг. Главное, понять, что хочет заказчик, и для предприятия это не составляет труда. В компании работает молодая команда, причем многонациональная, и знание языков здесь не просто приветствуется, это производственная необходимость. Когда нужно общаться с партнерами сразу из 25 и более стран, вести переговоры, обмениваться документами, то без языков здесь не обойтись. Арабский, индийский, английский, французский — в компании всегда стараются говорить на языке партнера.
Думать по-другому. Впереди у компании серьезные планы на будущее. «Я считаю, что сегодня для любого производителя и, конечно, для экспортера можно и нужно ставить перед собой стратегические цели, быть готовым к каким-то вызовам, — подчеркивает Виктория. — Ты должен куда-то стремиться, а двигаться по инерции — это не про нас. Мы, наоборот, ставим перед собой завышенные планки и достигаем их. Это важный элемент развития. В первую очередь мы расширяем свое присутствие. У нас уже открыты филиалы в нескольких странах, где работают наши представители. Плюс наше государство дает мощную поддержку. Поддерживает нас и Российский экспортный центр. Мы сегодня являемся участниками всех госпрограмм поддержки, которые предоставляются экспортерам, в том числе по линии Минсельхоза РФ, Минэкономразвития Ростовской области, с которым недавно мы подписали соглашение, и, конечно, Торгово-промышленной палаты. Различные субсидии на компенсацию затрат, предоставление возможности участия в международных выставках, чтобы о нас знали во всем мире, узнавали, построение предпринимательских связей, работа русских домов за рубежом от Минсельхоза РФ — все это тоже поддержка экспорта.Мы принимали участие в международных выставках в Египте, Арабских Эмиратах, в сентябре — на выставку в Турцию, где также есть представительство Русского дома. Работает Русский дом и в Китае. Такое сотрудничество дает возможность больше узнать о стране, в которую ты планируешь экспортировать товар. А это очень важно, потому что мы много уделяем внимания менталитету населения страны, куда отправляется наша продукция. К примеру, узнаем о культуре, традициях, ведь только так можно узнать, какой продукт будет востребован в той или иной стране, и к тому же это жутко интересно».
По словам Виктории Петровской, которая в свое время окончила отделение антикризисного управления, сегодня наступило время больших возможностей. Даже санкции дают особый толчок для развития. «Любой кризис — это всегда возможность подумать по-другому, — улыбается она. — Посмотреть на вопрос с другого ракурса. Это всегда какие-то возможности, какие-то вызовы, толчок стремиться к чему-то новому. Не было железной дороги — начали ее активно строить, не было своих технологий — начинаем разрабатывать, думать, создавать. Нас никогда не смогут исключить из этого мира, ни при каких санкциях, ни при каких обстоятельствах. Значит, продолжаем работать и развиваться».