Российские птицеводы после небольшого застоя в 2018-2020 гг. вновь вошли в фазу роста, опираясь на растущее внутреннее потребление и экспорт. При этом санкции и непростая международная логистика усложнили отечественным аграриям жизнь, но отнюдь не притормозили их уверенную поступь. А лидеры росли даже быстрее рынка — в первую очередь за счет поглощения менее удачливых конкурентов.
Сельхозпредприятия РФ в 2022 году произвели 6,5 млн тонн птицы (в живом весе на убой), что на 4,9% больше по сравнению с 2021 годом, сообщил в начале этого года Национальный птицеводческий союз. В презентации, которую эксперты представили в ходе Межрегиональной агропромышленной конференции в Челябинске, отмечается, что наибольшие темпы роста — почти на 15% — достигнуты в Южном федеральном округе, где произведено 481,7 тыс. тонн. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах рост в птицеводстве превысил 8%. Лидерами по объемам производства стали Центральный (2,6 млн тонн, рост на 3,5%) и Приволжский округа (1,5 млн тонн, рост на 6%). Как сообщил на конференции гендиректор союза Сергей Лахтюхов, хозяйства всех категорий в прошлом году преодолели знаковую планку в 7 млн тонн. «То есть почти в 7,5 раза мы увеличили производство мяса птицы за 25 лет. Показатель колоссальнейший», — подчеркнул он.
По его оценке, потребление мяса достигло 79 кг на человека в год. «Такого показателя не было даже во времена СССР, это определенного рода рекорд», — сказал он.
Птица летит на Восток. Вместе с тем Сергей Лахтюхов отмечает, что, несмотря на это, дополнительные объемы мяса птицы, а также свинины «создают дополнительное давление на цену, соответственно, оказывают влияние на экономику предприятий». В связи с этим, по его мнению, необходимо стимулировать рост спроса на эту продукцию. При этом куриное мясо остается на первом месте по потреблению, занимая в рационе россиян около 48-49%, и по причине доступной цены популярность курятины будет только расти. Структура внутреннего российского рынка курицы в ассортиментной представленности остается стабильной, как и ранее основная доля приходится на тушку, — около 43-45%. Для того чтобы повышать маржинальность и популяризировать продукты из мяса птицы, почти все производители активно развивают линейку готовой продукции и полуфабрикатов. Только за прошлый год в ассортименте у лидеров появились десятки новых наименований, которые помогают поддерживать продажи на достаточно высоком уровне и популяризируют продукт. Так, в ассортимент Агрокомплекса им. Н. И. Ткачева вошла голень в остром соусе под брендом «Агрокомплекс Выселковский», компания «Черкизово» вывела на рынок ролл из филе грудки под брендом «Пава-Пава», а «Мираторг» выпустил консервы «Цыпленок тушеный» ТМ «Мираторг».
Помимо внутреннего потребления, рост сектора обусловлен и еще одним важным фактором — популярностью российского мяса птицы на мировом рынке. По данным Федерального центра «Агроэкспорт», в целом экспорт мяса птицы из РФ в 2022 году увеличился на 16% в натуральном и на 51% — в стоимостном выражении. С 2017 года натуральный объем продаж мяса птицы за рубеж вырос более чем вдвое, выручка — в 4,7 раза. Как считает гендиректор Национального союза птицеводов, это говорит о значительных накопленных компетенциях и способности решать сложнейшие задачи, которые ставит динамично меняющаяся внешняя среда.
Позицию крупнейшего покупателя сохраняет Китай, на который, по данным «Агроэкспорта», пришлось 39% всего физического объема российского экспорта мяса птицы в прошлом году (в 2021 году — 41%). Мяса птицы из России в КНР в прошлом году поставлено 139 тыс. тонн, что на 11% больше, чем в 2021 году. В денежном выражении поставки выросли на 53%.
«Среди внутренних факторов, способствующих росту, можно отметить увеличение выпуска востребованной на китайском рынке продукции. Кроме того, в течение прошлого года удалось преодолеть значительную часть проблем, связанных с логистическими ограничениями, возникшими вследствие отказа основных операторов от работы в России», — пояснил Сергей Лахтюхов.
Второй покупатель российского мяса птицы в 2022 году — Саудовская Аравия, увеличившая объем закупок на 59% в натуральном и на 85% в стоимостном выражении. В топ-3 импортеров также входит Казахстан с динамикой роста 42% и 55% соответственно.
Кроме того, отгрузки мяса более чем втрое увеличены в ОАЭ, более чем вдвое — в Белоруссию, Азербайджан, Бахрейн, Гану и Анголу.
Экспансия сильных. Для российской птицеводческой отрасли характерна высокая концентрация производства: по подсчетам INFOLine, топ-20 крупнейших птицефабрик производит около 70% от общего объема производства птицы сельскохозяйственными организациями в России, число которых, согласно оценке экспертов агентства, приближается к тысяче. Как отмечают эксперты, достичь более или менее ощутимого прироста лидеры стараются в основном за счет поглощения уже существующих активов на рынке. Так, крупнейший производитель мяса птицы в России по итогам 2022 года — группа агропредприятий «Ресурс» — перезапустила производство на арендуемых мощностях агрохолдинга «Белая птица» в Ростовской области, арендовала комплекс Тимашевской птицефабрики на 10 лет в Самарской области, приобрела долю в 84,9% в ООО «Племрепродуктор» в Республике Татарстан, инвестировала в развитие птицефабрики «Уральский бройлер» в Оренбургской области 1,1 млрд руб., а также выкупила птицефабрику «Дантон-Птицепром» в Тверской области и «Ресурс Дон» в Ростовской области.
Занимавшая в 2021 году первое место в рейтинге крупнейших производителей мяса птицы ГК «Черкизово» также серьезно нарастила объем производства (на 4% по сравнению с предыдущим годом — 846 тыс. тонн в 2022 г. против 813 тыс. тонн в 2021 г.), однако этого не хватило, чтобы удержать лидерство. В 2022 году компания стала обладателем предприятий ГК «Здоровая ферма» — крупнейшего на Урале производителя мяса птицы, а также мощностей ГК «Русское зерно Уфа» в Республике Башкортостан, что в дальнейшем позволит «Черкизово» выйти на объемы выпуска мяса бройлеров, превышающие 1 млн тонн в живом весе в год. Птицефабрика «Алтайский бройлер», принадлежащая Группе «Черкизово», запустила шесть новых птичников в Алтайском крае, что даст прирост производства мяса в регионе почти на 20% (до 87 тыс. тонн мяса птицы в год).
Третью ступень рейтинга ведущих птицеводческих предприятий страны по итогам 2022 года заняла компания «Приосколье», которая произвела 455 тыс. тонн мяса птицы, нарастив объемы производства на 31 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом.
Четвертое место рейтинга, как и по итогам 2021 года, сохранило за собой АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева», увеличившая производство с 352 тыс. тонн до 372 тыс. тонн. Замыкает топ-5 лидеров производителей мяса птицы компания «Белгранкорм», выпустившая 301 тыс. тонн мяса птицы в 2022 году.
20 крупнейших производителей мяса птицы
№ | Название компании | Производство мяса бройлеров, тыс. тонн в живом весе |
1 | Группа агропредприятий «Ресурс» | 1003 |
2 | Группа «Черкизово» | 846 |
3 | АО «Приосколье» | 455 |
4 | АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева | 372 |
5 | «Белгранкорм» | 301 |
6 | Птицефабрика «Северная» | 271 |
7 | ГК «ПРОДО» | 186 |
8 | АПХ «Мираторг» | 174 |
9 | Птицефабрика «Чамзинская» | 155 |
10 | «Челны-бройлер» | 127 |
11 | Агрофирма «Октябрьская» | 93 |
12 | «Ситно» | 92 |
13 | Агрохолдинг «Сибирский Премьер» | 87 |
14 | «Элинар-бройлер» | 82 |
15 | «Экоптица» | 66 |
16 | «Ак Барс Холдинг» | 65 |
17 | «Руском» | 61 |
18 | «Ярославский бройлер» | 60 |
19 | «Удмуртская птицефабрика» | 54 |
20 | «Равис» | 51 |
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие птицеводческие компании РФ, критерий для ранжирования — производство мяса бройлеров в тыс. тонн в живом весе по итогам 2022 года. Данные для составления топ-листа предоставлены Национальным союзом птицеводов, а также самими компаниями.
Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.