Юрий Леонидович, как вы оцениваете объемы сбора дикоросов как отрасли экономики страны?
У дикоросов — так называют пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения — есть серьезный потенциал для заготовки, причем без нарушения экологического баланса. Однако извлекается из природы не больше 3-4%. Это происходит по разным причинам: нет системного финансирования, нет инфраструктуры в местах сбора, разночтения в законах. Регулярный доход от этого вида деятельности получают около 8 млн россиян. Ягод, грибов, орехов, папоротника, хвои и пр. в год они собирают примерно на 20 млрд руб. Природный ресурс позволяет увеличить цифру до полутриллиона. Без ущерба для природы. И объемы переработки есть куда увеличивать.
Регионы России довольно сильно различаются своей природой. В каких краях сбор и сдача даров леса может прокормить одного человека или всю семью?
Промысловая добыча возможна как минимум в 56 регионах РФ. Лидером в дикоросах является Томская область, активно развивают программы поддержки дикоросов в Красноярском, Алтайском краях, в Иркутской, Вологодской областях, в Бурятии, Башкирии, Коми, Карелии, в Горном Алтае. Но дикорастущая продукция — не только грибы-ягоды. К этому стоит добавить водные биоресурсы. Еще такой сегмент, как лекарственные растения, хвоя, кора — это сырье для производства различных биопрепаратов, таких как дигидрокверцетин, полипренолы, бетулин, пектины, агар и многое другое. Эти вещества в различных биопрепаратах способствуют здоровью и долголетию людей, повышению выносливости организма и быстрому восстановлению после экстремальных нагрузок, увеличению сроков хранения продукции. В Московской области создаем межрегиональный кластер дикоросов, органических продуктов и биопрепаратов. Сбор трав — это Кавказ, Крым, Кубань. Травы не только лекарственные препараты — в напитках, кондитерских изделиях фитоматериал применяют сейчас очень широко. И, конечно, новый тренд — натуральная косметика. Кедровый орех — серьезная точка роста для российской экономики. Сибирь и Дальний Восток, его запасы — 500 тыс. тонн. Это порядка 200 млрд руб. — больше, чем бюджет у 70 российских регионов. На этом финансово емком дикоросе трудолюбивая семья за сезон может заработать до полутора миллионов, заготовив 5 тонн орехов. Экосистема кедровых лесов уникальна, съедобные семена кедровой сосны пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. Мировой рынок кедрового ореха — почти $600 млн.
Именно эти отношения сборщика, переработчика и государства призвана отрегулировать запущенная нынешним летом разработанная вами цифровая платформа «Дикоросы»?
Мы предложили универсальное решение для всех регионов России и зарубежных стран по цифровизации заготовительно-закупочной и торговой деятельности. Ресурс www.dikorosy.info призван стать единым информационным пространством для всех участников отрасли: сдатчиков, заготовителей, переработчиков, оптовиков, транспортных компаний, ретейла, поставщиков оборудования, финансовых институтов — тех кто работает с дикоросами в любом виде. Начиная с первичного звена: чтобы, сборщик видел «грибные» места, все точки на карте, где расположены заготпункты, текущие цены и спрос. Информируем о наличии оборудования и технологических решений, финансовых продуктах, мерах государственной и негосударственной поддержки. Результат — создание прозрачной системы закупок, переработки, реализации продукции.
Как платформа работает сейчас — на этапе старта проекта?
В тестовом режиме. Первый этап — агрегатор www.Заготпункт.рф, он предназначен для сборщиков в первую очередь. Где и кто какие дикорастущие ресурсы закупает, мобильный это пункт или стационарный, по какой цене, какие формы расчетов предлагает. В этот сезон мы начали работать в пяти регионах. Второй этап — межрегиональная выставка продукции, шоурум. Третий этап — маркетплейс, логистика, вход в торговые сети, ярмарки, выставки для готовой органической продукции. И, конечно, сервис С2С для каждого из нас: «еду вдоль леса», «хочу купить грибов». Программа показывает, где на этом пути их продадут, какие это грибы, сколько их и сервис оплаты. Подобные программы нам хорошо знакомы, например, для вызова такси. А во многих странах так покупают фермерские экопродукты.
Сбор, заготовка, переработка дикорастущей продукции — исконное занятие человека. На волне нового интереса как-то забывается, насколько это старый бизнес. Есть среди участников рынка настоящие старожилы?
Не все, к счастью. Вячеслав Васильевич Иванов, руководитель Красноярского Крайпотребсоюза, хранитель лучших традиций кооперации и бессменный руководитель краевой потребительской кооперации на протяжении почти полувека. Наиболее крупные игроки: ГК «Кедровый Бор», ТПК «САВА», ООО «НАТСИ», «Ягоды Карелии».
Спрос на органические продукты в России уверенно идет на подъем. Насколько он может стать локомотивом развития отраслей экономики, связанных со сбором, переработкой, реализацией дикорастущих ресурсов?
Ресурсы, которыми располагает природа России, позволяют обеспечить внутреннее потребление и экспорт. Экспорт может составить $1млрд. Сезонность бизнеса, высокие транспортные расходы, сложность привлечения кредитных ресурсов — все это сдерживает развитие. Поэтому сборщикам нужно помогать в том числе финансово. Требуют модернизации почти 10 000 заготпунктов. Нужно, чтобы любой желающий заготавливать, производить эту продукцию имел возможность доступа к технологиям, чтобы работа велась в соответствии с современными стандартами и требованиями, и дать возможность гражданам без риска неоднократно реализовывать собранные дикоросы.
Наш Союз ведет деятельность по развитию отрасли с момента создания в 2013 году. На экологичную, натуральную продукцию в России и во всем мире растет устойчивый спрос. Это рынок в десятки миллиардов долларов.
На сентябрьской выставке World Food Moscow у рестораторов вызвал фурор папоротник, точнее закуска из папоротника орляка. Пока этот вкусный, но необычный продукт только завоевывает рынок Москвы и европейской части России, хотя в Сибири и на Дальнем Востоке это привычный продукт. Экспорт папоротника в Японию, Корею и Китай составляет несколько тысяч тонн. Дикорастущие ресурсы России сегодня дают мощный всплеск интереса иностранных туристов к гастрономическим, экологическим маршрутам и программам.
Признайтесь, Юрий Леонидович, сами ходите в лес по грибы-ягоды?
Очень люблю тихую охоту. Я из Красноярска, а это бескрайняя богатейшая тайга! С детства помню: первыми с началом весны собирали черемшу и папоротник. Следом появлялись грибы. А завершали сезон ягодой и кедровой шишкой, зачастую уже из-под снега. Так что на личном опыте знаю: лес всех накормит.