Правила знака качества

Правила знака качества

«100 лучших товаров России» — один из главных конкурсов страны, стимулирующих предприятия к повышению качества своей продукции
Современные вызовы в развитии государства нацеливают агропромышленную отрасль на качественные и технологические преобразования производственных процессов. Одним из механизмов такого совершенствования является Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России», ведь его главной задачей определено содействие конкурсантам в применении современных способов и методов управления качеством и конкурентоспособностью товаров. 

Задать ориентиры. Всероссийский конкурс программы «100 лучших товаров России» учрежден в 1998 году Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество». Главной идеей в те годы стало стремление отыскать по всей России самые лучшие товары и рассказать о них тем, от кого зависит присутствие этих товаров на рынках страны. Куратором программы «100 лучших товаров России» стала «Академия проблем качества», которая смогла привлечь к проведению конкурса не только силы территориальных органов Госстандарта, но и администрацию регионов, общественные организации.

Сегодня комплексная программа «100 лучших товаров России» ориентирована на всестороннюю поддержку и практическое содействие хозяйствующим субъектам и регионам в повышении качества работы предприятий и организаций. Главная отличительная особенность одно-
именного конкурса в том, что наряду с применением традиционных принципов состязательности осуществляются профессиональное ориентирование и содействие конкурсантам в применении современных способов и методов управления качеством и конкурентоспособностью товаров.

Конкурс всесторонне рассматривает характеристики товаров и ориентирует товаропроизводителей на правильное исполнение установленных Всемирной торговой организацией обязательных норм и правил документирования. Важно и то, что конкурс проводится при поддержке и содействии как федеральных, так и местных органов государственного управления. В частности, Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии непосредственно участвует в проведении конкурса через свои региональные центры.

Продукция, которой доверяют. Конкурс проводится в два этапа (региональный и федеральный) по шести основным номинациям: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги для населения», «Услуги производственно-технического назначения». Особо стоит отметить, что больше всего участников конкурс регистрирует именно в первой номинации. Так, в 2019 году 230 предприятий стали лауреатами конкурса, из них 36 — победителями «Золотой сотни». В числе лучших товаров — молочная продукция, сыры, мясные полуфабрикаты, кондитерские и хлебобулочные изделия и многое другое. Важной особенностью конкурса является трехэтапная система оценки качества товаров и результатов деятельности предприятий. На первом этапе осуществляется самооценка предприятием собственных результатов, отражаемых в заполняемой анкете. На втором — региональные комиссии по качеству осуществляют комплексный аудит предприятия, выясняя сильные и слабые стороны в работе по качеству, и дают профессиональные рекомендации по ее улучшению. Третий этап — федеральный. Он проводится «Академией проблем качества» с участием экспертов Росстандарта. Здесь как раз подводятся итоги конкурса, определяются «Золотая сотня лучших товаров России» и обладатели главных призов конкурса.

Сегодня конкурс является самым известным в стране, победа в нем на многие годы обеспечивает той или иной продукции доброе имя в масштабах всей страны. Потребители доверяют товарам, отмеченным значком «100 лучших товаров России». Так, по данным исследований, объемы продаж у победителей конкурса увеличиваются на 10-25%.

Регионы заинтересованы в победителях. Оценить значимость конкурса можно также через отношение к его результатам региональных правительств и ведомств, которые ежегодно в торжественной обстановке чествуют своих победителей.

Например, в 2019 году Республика Татарстан представила на федеральный этап 160 наименований продукции и услуг, из которых 53 были признаны лауреатами. На официальной церемонии награждения, прошедшей в Казанской ратуше, первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин поздравил победителей и пожелал им новых успехов в деле создания высококачественной продукции и востребованных услуг. «Конкурс открывает предприятиям дорогу на отечественные и зарубежные рынки», — отметил он.

Республика Башкортостан по итогам 2019 года стала второй в рейтинге участвующих в программе субъектов РФ: 49 башкирских предприятий получили 81 диплом.

От Кировской области приняли участие 27 представителей региона. «Признание на всероссийском уровне позволяет укреплять имидж как региона в целом, так и самих производителей, стимулирует развивать и расширять производство, подтверждая качество своей продукции перед потребителями», — отметил председатель правительства Кировской области Александр Чурин. В Астраханской области губернатор Игорь Бабушкин лично поздравил победителей конкурса, отметив при этом, что регион напрямую заинтересован в росте числа инициативных и добросовестных производителей, чему и способствует конкурс. «Для предприятий логотип «100 лучших товаров России» на упаковке — хорошая рекомендация, а для потребителей — лучшая гарантия качества», — подтверждает министр экономического развития и внешних связей Амурской области Людмила Старкова.

Таким образом, программа «100 лучших товаров России» помогает конкурсантам совершенствовать свою деятельность, выстраивать эффективные планы повышения качества выпускаемой продукции. Именно поэтому многие предприятия участвуют в конкурсах неоднократно, стремясь не только к высокому статусу победителя, а к постоянному развитию себя в частности и отрасли в целом.