Ягодная отрасль в отечественном АПК является одной из молодых — рост производства, закладка новых плантаций и появление новых игроков идет только последние несколько лет. Но если до нынешнего года производители отмечали рост отрасли ежегодно на 20%, то сегодня у специалистов появляется все больше опасений относительно дальнейшей судьбы этого направления, которое может оказаться в сложных условиях, если, конечно, не будет дополнительно поддержано государством.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на пленарном заседании «Растениеводство России — стратегические ориентиры на 2022-2030 годы и инструменты их достижения» отметил, что при благоприятной погоде в 2022 году ожидается 1,5 млн тонн плодов и ягод. При этом следует усилить продовольственную самодостаточность России, которая выражается в развитии собственного производства, решении вопросов агрологистики и повышении доступности продукции.
Точная статистика текущего года по сбору и переработке ягод будет доступна весной, так как обработка длится до конца года. В прошлом же году урожай ягод у сельхозпроизводителей и фермеров нашей страны составил 19,5 тыс. тонн.
«Дать прогноз по урожаю пока сложно. С одной стороны, ягодная отрасль заложила достаточно серьезную базу, плодоносят новые плантации, которые были заложены в прошлом и позапрошлом годах, появляются новые проекты, — отмечает исполнительный директор Ягодного союза Ирина Козий. — С другой стороны, были неблагоприятные погодные условия в весенний период, заморозки, обильные дожди в начале лета и засуха в августе».
Таким образом, оптимизм производителей ягод весьма осторожный — климатический прогноз не оправдал ожиданий, а значит, и позитивный финансовый прогноз едва ли может быть реализован в полной мере. «То потенциальное развитие, которое закладывалось ягодной отраслью, скорее всего, будет уничтожено неблагоприятными факторами, и мы увидим объем урожая, схожий с прошлогодним. Ежегодно у нас был потенциал роста, равный примерно 20%, но он, к сожалению, в последнее время не реализуется, так как все производители столкнулись с большими сложностями», — объясняет эксперт.
Драгоценные саженцы. Погода — не единственное препятствие на пути к рекордным урожаям. Сложности возникают уже на этапе закладки посадок. Ягодная отрасль критически зависима от посадочного материала, большая часть которого прежде закупалась за рубежом. До момента введения санкций 100% земляники садовой в РФ выращивали из импортных саженцев — их промышленное производство в стране попросту отсутствовало. Доля импорта среди саженцев малины составляла около 30%, то есть значительную часть спроса закрывали отечественные питомники.
Сложности с посадочным материалом настигли садоводов уже в этом сезоне. Все же договоры с иностранными партнерами были подписаны, а товар частично оплачен — посадочный материал был экспортирован в Россию. В следующем сезоне отсутствие импорта ожидаемо станет одной из главных проблем отрасли. Ситуативным решением для поддержания производства становится самостоятельное выращивание посадочного материала самими хозяйствами.
Председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Архангельская клюква» Николай Склепкович отмечает готовность предприятия идти этим путем. «Сегодня у нас есть потребность в посадочном материале в 175 млн черенков, — говорит он. — Поэтому в ближайшие 10 лет мы будем производить посадочный материал сами для себя».
Наиболее чувствительны к сложностям поставок оказались саженцы, требующие применения специальных технологий. Это оздоровленная рассада, у которой обеспечивается безупречная чистота от вредителей и болезней, и земляника «фриго» — для посадочного материала важно соблюсти условия хранения при низких температурах. «Для получения высокого качества ягоды мы забросили свои маточники и перешли на саженцы земляники, выращенные по технологии «фриго». Было всего два центра, откуда мы ввозили ее для закладки плантаций, — это Италия и Голландия. И те, и другие усложнили вывоз посадочного материала», — рассказывает президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин.
В зависимости от зарубежных партнеров оказалась и голубика. Цепочки поставок не прерваны полностью, но избежать удорожания посадочного материала не выйдет. «Центром приобретения саженцев голубики была Польша. В связи с резким повышением цен и нарушенной логистикой в следующем сезоне поставки станут еще большей сложностью для нас», — подчеркивает Игорь Муханин.
Позитивно на общем фоне выглядит ситуация со смородиной. Удачная конъюнктура цены на эту культуру в последние два года способствовала ее динамичному развитию, ведутся закладки плантаций серьезных площадей.
Второй не менее значимый по сложности вопрос, который стоит на повестке дня, — средства защиты ягодных культур. До 2022 года на российском рынке не было необходимого набора современных средств защиты растений, которые используются в производстве ягод. Они отсутствовали в силу того, что не были допущены к применению на территории РФ. «В дальнейшем эта проблема может только усугубиться. Насколько, я пока не готов сказать. Но точно знаю, что нехватка необходимых средств защиты окажет влияние на качество продукции и показатели урожайности», — считает председатель совета Ягодного союза, директор ООО «Сладуника» Вячеслав Пленкин.
Дефицит диалога. До 2022 года в Россию приезжали эксперты ягодной отрасли и агроконсультанты, которые делились с отечественными садоводами знаниями и опытом в сфере современных технологий выращивания. Благодаря их использованию были достигнуты высокое качество производимой ягоды и хорошая урожайность, то есть перспективность бизнеса. В силу наложенных на РФ санкций профессиональный обмен был прерван. Эта проблема для специалистов отрасли сегодня ощущается остро.
«Ягодный союз приложил много усилий для того, чтобы привлечь иностранных специалистов для сотрудничества и привнести зарубежные методики в современные технологии производства, однако сейчас это все стоит на паузе. Мы и так серьезно отставали от Запада, а сейчас фактически остановились в своем развитии», — комментирует ситуацию Вячеслав Пленкин.
Отрасли нужен разгон. Серьезная проблема, касающаяся всех производителей ягоды, состоит и в нехватке людей, которые хотят и готовы работать на земле. Отрасли в силу ее специфики не обойтись без ручного труда. На повестке и дефицит трактористов-механизаторов, которые, по словам руководителей компании, сегодня в дефиците во всех отраслях АПК. Те же, кто остался работать на технике, предпочитают трудиться на производстве зерна, где уровень заработной платы заметно выше. Таким образом небольшие производители ягод проигрывают крупным агрохолдингам в конкуренции за работников и едва ли могут решить эту проблему без поддержки государства.
«Если говорить о современном производстве ягод — мы точно остановились в развитии. У нас достаточно большие проблемы в отрасли, — считает Вячеслав Пленкин. — Традиционно производство ягод не было в приоритете у министерства сельского хозяйства, и сегодня недостаточное внимание со стороны властей дает печальные результаты».
Дело в том, что основная субсидия, которая выделяется на ягодную отрасль, приходится на закладку многолетних ягодных насаждений. Местные минсельхозы сами устанавливают ее сумму и стратегию развития отрасли в своем регионе. Условия ее получения вызывают у производителей вопросы.
«Я знаю много примеров того, когда делали закладки некачественным посадочным материалом и по сомнительным технологиям, получали субсидии, а роста продукции не было. В последние годы были заложены тысячи гектаров садов. По идее мы должны были получить значительный прирост производства плодов и ягод, который бы соответствовал сумме затрат, понесенных на эти субсидии, — говорит Вячеслав Пленкин. — Этого не происходит, что говорит о неэффективности вложенных средств».
Логичным решением проблемы выглядит инициатива связать финансирование не с закладкой посадок, а с итоговым результатом — объемом реализованной продукции. «Это оказало бы положительное влияние на реальных производителей, которые занимаются выращиванием ягод, а не просто получением финансовых средств при закладке», — считает эксперт.
Несмотря ни на что, процесс, который происходит в отрасли, можно считать развитием, однако если ранее оно происходило с помощью зарубежного опыта, то сейчас предстоит наладить производство полного цикла внутри страны.
«Ягодная сфера как производственная отрасль исторически отсутствовала, и сейчас мы фактически занимаемся тем, что пытаемся сделать ее современной и эффективной, чтобы приблизиться к мировым показателям по производству», — отмечает Вячеслав Пленкин.
Перспективы роста отрасли кроются на рынке ягод для переработки. Значительное количество ягод до сих пор импортируется в страну. Отечественные производители специализируются исключительно на потребностях рынка свежих ягод, в то время как переработчики в своем большинстве довольствуются импортным сырьем.
Отдельным перспективным направлением, по словам игроков отрасли, может стать рынок специализированной техники, которая отчасти сможет решить кадровый голод. Пока российские заводы выбором машин производителей ягод не радуют.
Каким будет дальнейшее развитие ягодной отрасли, зависит от тех мер поддержки, на которые так рассчитывают производители ягод. Но уже сегодня каждый из них точно понимает, что необходимо адаптироваться к новым реалиям и искать возможности для повышения автономности производства, разрабатывать собственные технологии. И успехи в этом направлении уже есть, например, с клюквой болотной — Россия остается единственной страной в мире, где проводят селекцию этой культуры.