Текст: Владимир Кашин, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН
Актуальность законопроекта исключительно высока. Во-первых, здоровье нации во многом определяется цветущим садом, а именно — уровнем потребления фруктов, плодов, ягод, цитрусовых и др. Минздравом установлены научно обоснованные нормы здорового питания по потреблению свежих фруктов, это 100 кг в год. На законодательном уровне продовольственная корзина в Российской Федерации определила, что взрослый трудоспособный человек должен потреблять не менее 60 кг плодов и ягод, дети должны потреблять еще больше — 118 кг в год.
Вместе с тем внутреннее производство плодов и ягод в России покрывает лишь малую часть потребности населения.
Так, в 2016 году было произведено лишь 3,3 млн тонн плодово-ягодной продукции, из которых 2,4 млн тонн — в хозяйствах населения.
Часть потребности мы покрываем за счет импорта фруктов, который в 2016 году, по данным Таможенной статистики, составил около 4 млн тонн. В сумме получается приблизительно 5 млн тонн товарной продукции — почти в 3 раза меньше научно обоснованной нормы (14,7 млн тонн).
Во-вторых, сегодня вся продукция сельского хозяйства облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. И только плоды, ягоды и виноград облагаются ставкой 18%, что противоречит логике единообразного подхода при определении налоговой политики в области сельского хозяйства.
В зарубежных странах НДС на фрукты существенно ниже, чем в России. Так, в Польше этот налог составляет 8%, в ФРГ — 7%, в Нидерландах — 6%, в Италии и Испании — 4%, в Великобритании, Турции и Израиле — 0%.
В-третьих, необходимость снижения налоговой нагрузки на наших садоводов и виноградарей определяется низкой доходностью производства сельхозпродукции в России. В силу сложившейся в сетевых магазинах схемы ценообразования доля производителя плодов и ягод в розничной цене сведена к абсолютно ничтожным значениям. У сельхозтоваропроизводителей принимают продукцию по 31 рублю за килограмм, а продают в 3‑4 раза дороже.
Противники законопроекта не устают говорить о недопустимости уменьшения доходов федерального бюджета, которое неизбежно произойдет после снижения НДС. Вместе с тем эти заявления не выдерживают критики, поскольку выпавшие доходы бюджета будут с лихвой компенсированы увеличением поступлений налога с продаж. Ведь в случае принятия законопроекта розничные цены на фрукты пойдут вниз, а потребление, в том числе детьми и социально незащищенными слоями населения, соответственно, увеличится.
Кроме того, уменьшение поступлений налоговых отчислений от реализации плодово-ягодной продукции и винограда будет компенсировано за счет уплаты 18% НДС при приобретении материально-технических ценностей для закладки отечественных садов и строительства фруктохранилищ. Согласно оценке экспертов Национального плодоовощного союза, в состав которого входят более 40 крупнейших российских агрохолдингов, сумма таких расходов производителей аграрного сектора составит около 80,1 млрд руб., что соответствует размеру НДС 12,2 млрд руб.
Одновременно увеличатся с 6,4 млрд до 10,2 млрд рублей ежегодные расходы на приобретение материально-технических ценностей для содержания отечественных садов, что позволит с 2020 года ежегодно дополнительно получать НДС в размере 1,6 млрд руб.
Важно обратить внимание также на следующее. При закладке садов и строительстве овощехранилищ сельскохозяйственные товаропроизводители применяют общую систему налогообложения с целью возмещения входящего НДС, а после окончания инвестиционной фазы из-за высокой ставки НДС на фрукты переходят на единый сельхозналог, тем самым уходя от уплаты НДС на реализуемую продукцию.
Действующая высокая ставка НДС на фрукты вынуждает многих аграрников, применяющих единый сельхозналог при реализации произведенной продукции через сетевые магазины, действовать по серым схемам через компании, которые работают на общей системе налогообложения, но фактически не платят НДС в бюджет Российской Федерации. Вследствие этого бюджет недополучает значительную сумму сборов по НДС.
Принятие законопроекта и снижение ставки налога на плоды, ягоды и виноград до 10% явится экономическим стимулом для сельхозтоваропроизводителей использовать стандартный режим налогообложения с входящим НДС 18% (на покупку техники, оборудования, химических препаратов, удобрений и т. д.) и исходящим НДС на реализуемую продукцию в размере 10%.
В комплексе с действующими мерами господдержки, в том числе по закладке и уходу за многолетними насаждениями и виноградниками, льготным кредитованием, погектарной поддержкой, субсидированием производства сельхозтехники, предусмотренное законопроектом снижение налоговой нагрузки произведет синергетический эффект.
К числу ожидаемых результатов следует отнести и создание новых рабочих мест, ведь увеличение к 2020 году площади закладки новых садов хотя бы на 54,9 тыс. га привлечет в отрасль более 100 тыс. новых специалистов. Годовой фонд оплаты труда будет увеличен на 10 млрд руб., а отчисления НДФЛ увеличатся на 1,3 млрд руб.
Законопроект поддерживается Минсельхозом России. В рамках состоявшегося 13 сентября 2017 года в Госдуме правительственного часа министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев обратился к депутатскому корпусу с просьбой его поддержать: «Снижение НДС с 18% до 10% на продажу плодов, ягод и винограда поможет увеличивать площади и объемы производства». В поддержку законопроекта выступает Ассоциация производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей, а также Национальный плодоовощной союз.
Учитывая изложенное, принятие проекта федерального закона позволит добиться многих положительных результатов, и в первую очередь резко увеличить производство плодово-ягодной продукции, обеспечить население высококачественной витаминизированной продукцией отечественного производства. В этом наша главная задача. Мы должны стремиться к производству 15 млн тонн продукции садоводства вместо 3,3 млн тонн, произведенных в 2016 году. И поэтому так важно, чтобы депутаты Госдумы, Правительство Российской Федерации, Администрация президента РФ поддержали принятие этой важнейшей законодательной инициативы.