Сейчас мы идем с превышением уровня 2017 года почти на 6%, к 20 сентября добыто более 3,8 млн тонн. Такую динамику обеспечила во многом рекордная лососевая путина — в этом году беспрецедентные подходы горбуши на Камчатке. Всего на Дальнем Востоке освоено уже более 635 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Продуктивно работает флот в этом году в Южно-Курильской экспедиции на перспективных объектах промысла — сардине иваси и скумбрии. Основную долю вылова составляет сардина, объем добычи достиг 25,6 тыс. тонн, что в 3,5 раза больше аналогичного показателя прошлого года. По итогам года общий вылов всех видов может перешагнуть порог в 5 млн тонн, если никаких непредвиденных ситуаций не произойдет и гидрологические условия позволят.
Объем производства товарной аквакультуры с 2015 года увеличился на 17% и составил по итогам прошлого года 219,7 тыс. тонн. В первом полугодии 2018 года рост составил 7%. Хорошую динамику демонстрирует Приморский край, активно развивается марикультура на Юге, Северо-Западе и в других регионах. Распределяются на открытых торгах новые рыбоводные участки. На аукционы выставлено примерно 260 участков общей площадью 28 тыс. га, 570 участков площадью 41 тыс. га будет предложено инвесторам в ближайшее время.
Да, в том числе и потому, что рыбаки активнее добывают именно те виды, которые попали под ограничение. Например, если ранее в Калининградской области шпрот и другие мелкосельдевые недоосваивались, то после введения контрсанкций объем добычи стал расти. Это сырье обеспечило загрузку береговых консервных заводов.
Наши производители успели занять рынок, но важно не расслабляться, держать качество и идти дальше, работать с потребителем. И есть предприятия, которые выстроили полностью цепочку — от моря до прилавка. Вылавливают, перерабатывают, занимаются маркетингом. Рыбный рынок становится современным.
Выставка рыбной индустрии в Санкт-Петербурге показала тенденцию, что наши рыбаки все больше обращают внимание на запросы розничной торговли, разрабатывают новые продукты, новую упаковку.
Вообще вылов может снижаться по разным причинам. Либо объект по экономическим соображениям рыбаку неинтересно осваивать, либо нет возможности взять весь объем в силу климатических причин, как это было в минтаевую путину зимне-весеннего сезона. Ледовая обстановка, моментальное обледенение заставили большую часть промыслового времени стоять в укрытии или в портах. Третий фактор — снижение запаса в связи с биологическими циклами или миграционными процессами, с переэксплуатацией ресурса.
Мы работаем над тем, чтобы повысить интерес к маловостребованным ресурсам. Регулируем промысел, восстанавливаем истощенные запасы.
Мы интегрированы в мировой рынок, и рыба является экспортно ориентированным продуктом. Поэтому скачки курса валют повлекли повышение цен.
Поставки на внутренний рынок — безусловный приоритет. Но это не противоречит задаче развития экспорта. Сейчас рыбаки значительную часть улова вывозят в виде сырья, потому что им это выгоднее и удобнее, чем прорываться к российскому потребителю. Но они и уязвимы из-за этого. Немало было примеров, когда спрос на мировом рынке на ту или иную продукцию падал и компании просто уходили в минус. Кроме того, немало тех, кто еще зависит от зарубежного кредитования. Поэтому диверсификация поставок нужна всем. Сейчас готовятся изменения в Налоговый кодекс. Те компании, которые будут поставлять уловы на внутренний рынок и продукцию на экспорт с высокой степенью переработки, получат налоговую льготу.
В последние годы ситуация с доставкой рыбы в европейскую часть России улучшилась. Если раньше путь, к примеру до Москвы, занимал 25 суток, то сегодня — не более 10. Становятся более современными способы транспортировки: уже почти 50% всей рыбы перевозится рефрижераторными контейнерами, стал лучше выдерживаться температурный режим — за этим следит Россельхознадзор. Стоимость перевозки даже в высокий сезон занимает незначительную долю от розничной цены. Но зачастую из-за сложной цепочки посредников цены в магазинах в разы выше отпускной цены рыбака. Для решения этой проблемы есть два пути: развитие прямых поставок от производителя в сети и создание специализированных оптовых операторов, которые бы аккумулировали уловы разных рыболовецких компаний и поставляли в сети уже товарные партии.
Одной из ключевых задач является развитие портовой инфраструктуры. Уже модернизируются рыбные терминалы в портах Камчатки и Сахалина. Но центром внимания все же является Приморский край: отсюда по стране расходятся основные рыбные потоки. Запланировано создание специализированного рыбного терминала во Владивостоке. Это позволит, во‑первых, устранить нехватку холодильных мощностей и увеличить скорость обработки грузов, во‑вторых, организовать специальную инфраструктуру для осуществления аукционной торговли.
Сейчас средний возраст флота — около 30 лет, и хотя состояние не катастрофическое, но производительность значительной части судов довольна низка. Необходимо как минимум 20 больших и крупных современных траулеров и более 100 средних и малых судов. Причем средние и крупнотоннажные суда — с безотходной переработкой. Они должны отвечать всем требованиям по безопасности мореплавания и иметь хорошие условия труда для рыбаков. Для строительства нового флота мы ввели специальную меру господдержки — квоты на инвестиционные цели. Те компании, которые построят новые рыболовные суда на российских верфях, получат дополнительные доли квот. Кроме того, с 2019 года будет увеличен срок закрепления долей квот с 10 до 15 лет — это создает условия для длинных инвестиций. Инвестквоты выделяются и на строительство береговых рыбоперерабатывающих заводов.
Первый, самый масштабный этап кампании мы уже провели — договоры с инвесторами подписаны в этом году. Общий объем заявленных компаниями инвестиций — около 132 млрд рублей. В ближайшие 5 лет будет построено 33 рыбопромысловых судна и 18 предприятий рыбопереработки: 10 предприятий в Приморском и Камчатском краях и в Сахалинской области, 8 — в Мурманской, Архангельской областях и Карелии.
Для строительства малотоннажного флота для работы в Азово-Черноморском бассейне, на Балтике и Каспии, где в основном ведется промысел неквотируемых видов водных биоресурсов, мы прорабатываем с Минпромторгом РФ другие механизмы поддержки, в том числе субсидирование капитальных затрат при строительстве.
Да, новые мощности позволят изменить структуру производства и уйти от сложившейся сырьевой направленности экспорта. По нашим оценкам, к 2025 году на производство филе и других продуктов глубокой переработки будет приходиться не менее 40% уловов по сравнению с сегодняшними 10%. Эта та продукция, которая востребована современным потребителем. А это означает фактически удвоение добавленной стоимости, которая останется на территории России. По нашим оценкам, к 2025 году, после ввода в эксплуатацию судов и заводов, вклад отрасли в ВВП дополнительно составит не менее 60 млрд рублей. ||
С 2001 г. по 2008 г. — заместитель начальника управления кредитов ОАО «Газпром». В 2009-2010 гг. — генеральный директор ОАО «Российский научно-исследовательский институт сельскохозяйственных приборов». В феврале — июле 2010 г. — заместитель директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Минсельхоза РФ. С июля 2010 г. по июль 2011 г. — директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза РФ. С 20 июля 2011 г. — заместитель министра сельского хозяйства РФ. С января 2014 г. — глава Росрыболовства.