Алексей Падерин, генеральный директор ООО «Тай Микс»:
— Я считаю, что введенные РФ ответные санкции, безусловно, подтолкнули российских производителей к срочному наращиванию своих объемов: рынок в кратчайшее время трансформировался, причем выиграли не только производители АПК России, но и другие страны, которые до «войны санкций» имели на территории РФ незначительные объемы продаж. Таиланд данная ситуация практически не затронула (в части поставок оттуда фруктов и овощей). Продукция АПК этой страны в России имеет мизерную долю рынка. Ранее, вплоть до лета 2014 года, объем экспорта из Таиланда в РФ неуклонно рос, расширялся ассортимент сельхозпродукции. И в первые дни после введения санкций в отношении ряда европейских стран со стороны РФ я был уверен, что на поставляемую нами продукцию из Таиланда спрос будет увеличен. Однако я ошибся: рубль начал почти ежедневно дешеветь, очевидная неопределенность сбивала с толку наших партнеров в России. Цены росли, объем сокращался. Тогда для нашей компании наступило время спокойствия: стараемся не потерять имеющейся объем, но и наращивать его пока не спешим. Связано это во многом с тем, что мы везем фрукты и овощи исключительно авиатранспортом, и цены выросли пропорционально курсу доллара.
Если говорить о самой востребованной на сегодня таиландской продукции на российском рынке, то я бы назвал желтое манго, ананас и мангустин, рамбутан, также есть и изысканные покупатели на дуриан. Почему? Во-первых, эти фрукты выращены без применения ГМО и других стимуляторов, то есть они содержат естественные природные витамины. Во-вторых, в большинстве случаев покупатели хотят вернуть себе мгновения вкуса райского отдыха в Таиланде. Ну и в-третьих, аналогичной продукции в России просто нет. К слову, думаю, манго останется самым востребованным у российского потребителя продуктом в ближайшем будущем. Правда, могу предположить, что стремление людей питаться фруктами и овощами, выращенными без добавления «химии», ГМО и т. д., не всегда совпадает с их возможностями. Для бизнесменов приоритетом был и остается импорт сухофруктов, консервированной продукции, такой как кукуруза, горошек, тунец (которая в том числе у многих ретейлеров представлена под разными, даже отечественными брендами). Но для более активного продвижения таиландской продукции, я считаю, требуется просто поддержка на уровне государства, Министерства торговли и сельского хозяйства Таиланда. Сегодня ее не ощущается. То же самое касается и продвижения российской продукции в Таиланде: у малого бизнеса для такой самостоятельной работы слишком ограниченные возможности. А крупные компании, имеющие большие рынки сбыта, продвигают только по 1-2 вида сельхозпродукции.
В целом таиландский АПК является аутентичным, большая часть поставляемой нами продукции (свежие фрукты, овощи) до сих пор выращивают так называемые садоводы, то есть непрофессионалы, которые при этом не применяют ни химических добавок (исключение — культивирование риса и кукурузы), ни слишком сложных технологий. На мой взгляд, таиландские фермеры средней руки очень схожи с российскими: технологии по выращиванию даже если знают, но применить их попросту не могут в связи с отсутствием необходимой техники, технологий по обработке, подготовки почвы и т. д. и в конечном счете нехватки средств.
Андрей Вагин, директор по развитию ООО «ЭксИм Пасифик»:
— Введение контрсанкций со стороны РФ на поставки отдельных видов продуктов из ЕС и ряда других стран оказало значительное влияние на развитие российского рынка АПК. Для отечественного производителя наступил момент, когда перед ним открылись возможности в относительно спокойной обстановке, без жесткой конкуренции со стороны иностранных коллег, разработать и предложить потребителю свои варианты продукции в рамках импортозамещения. И завоевать при этом в достаточно короткий период свою долю рынка при условии, что предложенная продукция будет достойной заменой импортной. Нельзя также забывать и про подорожавшие в два раза доллар и евро, которые сами по себе выступают против импорта: растет себестоимость ввозимых продуктов, что делает импортные продукты неконкурентоспособными в сравнении с российскими аналогами. Однако на нашей компании санкции сами по себе никак не отразились и не затронули наших интересов, поскольку, с одной стороны, мы предлагаем продукцию из стран, не вошедших в санкционный список, а с другой, предлагаемые нами продукты преимущественно производятся только в регионе ЮВА или на Дальнем Востоке. И, к сожалению, мы не можем сказать, что запрет поставок кокосового молока из Германии открыл кокосовому молоку из Таиланда небывалые возможности на рынке РФ, поскольку кокосовое молоко в ЕС не производится. Но эта же самая уникальность наших продуктов позволяет нам не опасаться конкуренции со стороны российского АПК: ни кокосовое молоко (как и производные из него), ни экзотические тропические фрукты в России не производят и не выращивают. Так что с российскими производителями мы не конкуренты, а скорее дополняющие друг друга партнеры.
Наиболее популярными на отечественном рынке сегодня являются и упомянутое мной молоко, и те же тропические фрукты, как консервированные, так и свежие. Огромную популярность в России завоевали консервированные ананасы, растет интерес к всевозможным тайским соусам, составляющим основу всех тайских блюд. Основные конкуренты Таиланда в этой сфере — Вьетнам и Китай, но по качеству продукции ему нет равных. Тайский продукт — для истинных ценителей. Однако, к сожалению, тайская кухня всегда будет оставаться слишком специфичной для русского стола. Многие ее компоненты наши сограждане просто не в состоянии воспринять без подготовки, прежде всего психологической. Причиной тому зачастую служит огромная разница в изначальном наборе ингредиентов: очень многое из компонентов тайских блюд просто не приходит в голову русскому человеку, он не знаком со многими названиями. Тем не менее некоторые продукты имеют большие шансы завоевать популярность в России. То есть если взять рынок таиландских продуктов питания, предлагаемых в РФ, и обозначить его за 100%, то 70% ассортимента будут обречены на провал, но оставшиеся 30% неизменно будут набирать популярность у российского потребителя. Так, с каждым годом усиливается интерес россиян к рису, кокосовому молоку и его производным. Фруктовые напитки с кокосовой мякотью и на кокосовой основе, тропические фрукты, пасты и соусы для приготовления различных блюд, имеющие в основе кокосовое молоко и тайские приправы, становятся все более востребованными на нашем рынке.
Здесь основная проблема — отсутствие у российского потребителя полного понимания, как эту самую продукцию использовать и как с ее помощью готовить. То есть для людей, хоть раз побывавших в Таиланде, название блюда Том Ян Гун более не является загадкой, и они четко понимают, чего от продукта с таким названием ожидать. Для остальных же тайские блюда могут быть тайной за семью печатями, и главную задачу мы как импортеры видим в разъяснительной и ознакомительной работе. То есть необходимо показать все преимущества и недостатки данного продукта, его сильные и слабые стороны. Поняв процесс и оценив вкусовую палитру, люди смогут сделать выбор. Один из секретов разнообразия и качества таиландской сельхозпродукции в том, что АПК здесь поддерживается на высочайшем уровне. В Таиланде это отрасль № 1, хотя бы потому, что около 50% населения заняты именно в сельском хозяйстве. Такой уровень просто не снился нашему АПК в силу того, что отраслью, пользующейся максимальной поддержкой правительства в нашей стране, является нефтегазовая (в частности добывающая) промышленность. И только сейчас в РФ сложилась ситуация, при которой российский АПК получил шанс заявить о себе как о значимой отрасли. Именно поэтому мне сложно оценить подходы двух государств к развитию этой отрасли: каждая из стран будет развивать наиболее значимую для себя отрасль в большей степени, и те возможности, которые в плане господдержки имеет тайский АПК, еще только предстоит обрести АПК российскому.