На Китай приходится более 70% от общего объема поставок российской аграрной продукции в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспорт сельхозпродукции за прошедшие 7 месяцев 2023 года вырос на 43%. Такой динамике способствует развитие АПК на Дальнем Востоке. Регион может быть не только логистическим хабом для поставок российской продукции, но и регионом — производственной базой для развития сельхозэкспорта, считают эксперты.
Виталий Манкевич, президент Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей:
— Рост экспорта идет, но очень неравномерно. Хорошо обстоят дела с экспортом масла, особенно рапсового. Мы видим большие запросы на бобовые и масличные культуры, поставляем шрот, на него также большой спрос. Для этих сегментов хорошо налажены железнодорожные и морские перевозки. Но нынешняя загруженность логистических путей и доступность пропускных пунктов в ситуации такого интенсивного товарооборота, какой мы видим сейчас, требует новых решений. Одно из них — это создание совместных производств на территории России. Оно выгодно для обеих сторон. Россия получает инвестиции, возможность производить продукт с добавленной стоимостью, создает рабочие места и наращивает объемы экспорта готовой продукции. А Китай получает качественный продукт в нужных объемах и по привлекательной цене благодаря снижению логистических расходов.
Мария Шостак, заместитель директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна»:
— В последние годы Китай является для нашей страны ключевым и стратегическим партнером. При этом КНР — крупнейший потребитель продовольствия, который традиционно занимает лидирующую позицию в мире по потреблению зерна — это более 450 млн тонн (доля в мире — 20%) и, соответственно, по импорту зерновых культур — порядка 40 млн тонн (доля — 10%) без учета риса. Китай всегда предъявлял строгие фитосанитарные требования к импортируемому зерну. Запрет на импорт российской пшеницы вводился еще в 1976 и 1997 годах по причине заражения российской пшеницы карликовой головней. Только в 2006 году Россельхознадзор и Минсельхоз РФ начали переговоры о снятии ограничений. В 2015 году был снят запрет на поставки пшеницы из 4 сибирских регионов (Новосибирской и Омской областей, Красноярского и Алтайского краев). Позднее добавились еще 3 области (Челябинская, Амурская и Курганская). И, наконец, в прошлом году (24 февраля 2022 года) Китай разрешил импорт пшеницы (яровой) со всей территории России. На текущий момент доля отечественной пшеницы в импорте Китая меньше 1%. Экспорт сибирского зерна осложняется логистикой, а пшеница из центральных регионов страны преимущественно озимая. Думаю, что ситуацию со временем исправят расширение отгрузок через дальневосточные порты, а также развитие железнодорожного коридора Россия — Китай, который откроет доступ зерну из профицитных сибирских регионов на рынок Поднебесной. Но вернемся к мажорной ноте, ведь несмотря на трудности логистики и строгие требования к зерну, в этом сезоне мы наблюдали рекордный объем экспорта зерна и продуктов его переработки в Китай — почти 3 млн тонн. Основными вывозимыми культурами являются соя и семена льна. При этом считаю, что снятие ограничений на пшеницу было подписано только в прошлом году и время для пшеницы, безусловно, еще настанет.
Маргарита Сарапий, директор по логистике компании «Залесский фермер»:
— Мы очень довольны тем, что этот огромный рынок теперь открыт для нас. Ощущение нереальное — как будто ты находишься в центре каких-то исторических событий. Китайские масштабы, конечно, поражают. Это та экономическая квинтэссенция, которая, наверное, движет миром. У нас уже есть опыт работы с Китаем — мы поставляем туда консервы. Теперь планируем возить ультрапастеризованное молоко. И хотим, чтобы они распробовали наши глазированные сырки. Для них это что-то необычное, такого на рынке Китая еще никогда не было. Сейчас появился очень удобный экспортный маршрут в Китай — из Калининграда мы за 8 дней по железной дороге можем доставить до китайского города Чэнду нашу продукцию. Наверное, быстрее только на самолете.
Штефан Дюрр, владелец компании «Эконива»:
— Здесь огромный рост потребления молока. Поколение постарше его не пьет, а вот молодежь, наоборот, среди них это даже считается элитным напитком. При этом у самих китайцев нет возможностей производить молоко в требуемых объемах. Поэтому очень логично нам войти на их рынок. То есть эта ниша сейчас свободна. И если сейчас она относительно не очень большая, то через три-четыре года эта ниша будет очень масштабной. Я раньше никогда не был в Китае. Но сейчас мы сделали первый шаг. Условия для экспорта созданы.
Борис Михин, директор компании «Хрустайм»:
— Сразу несколько китайских компаний готовы прямо сейчас подписать с нами договор. Но мы бы хотели ответственно подойти к выбору. Ведем переговоры и будем тщательно выбирать нашего партнера в этой стране. Но интерес к российским продуктам очень велик. Мы хотели поначалу адаптировать нашу упаковку — перевести все на китайский язык. Но нам сказали не делать этого ни в коем случае. Если на упаковке написано по-русски, это знак качества! И еще я бы отдельно хотел отметить роль Российского государства в вопросах экспорта. Мы, представители малого и среднего бизнеса (а у нас не очень крупные фабрики), начали ощущать реальную помощь. Потому что, если бы не субсидия со стороны Российского экспортного центра, мы бы просто не смогли себе позволить принять участие во многих зарубежных мероприятиях, которые проводятся для производителей, нацеленных на экспорт. Государство в виде налогов будет чувствовать нашу отдачу. Это очень грамотная политика.
Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра:
— Торговля между нашими странами стремительно развивается, и АПК в последние годы является одной из наиболее динамично растущих отраслей несырьевого неэнергетического экспорта России. КНР — приоритетный рынок экспорта сельскохозяйственной продукции, на долю Китая приходится заметная доля экспорта нашей продукции АПК. Мы видим, что поставки на китайский рынок могут расшириться за счет дополнительного роста экспорта рапсового масла, а также таких товаров, как пшеница, ячмень, крабы и кондитерские изделия. И мы в РЭЦ делаем все возможное, чтобы российские производители могли полностью реализовать свой экспортный потенциал на китайском направлении.