Владимир Николаевич, министр сельского хозяйства Александр Ткачев в прошлом году в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации заявил, что в России должна быть единая ветеринарная служба, и отметил, что после административной реформы в стране была разрушена ветеринарная вертикаль, и все ветслужбы регионов сейчас выведены из подчинения Россельхознадзора и подчиняются регионам. В чем опасность такой ситуации?
Созданная в 1868 году структура государственной ветеринарной службы существовала практически в неизменном виде на протяжении более 130 лет — до начала 2000-х годов. Этот принцип оказался эффективным при различных политических устройствах России, выдержал испытания двух мировых и гражданской войн, отвечал требованиям разных технологий ведения животноводства (помещичьи хозяйства, колхозы, совхозы, крупные животноводческие комплексы, спецхозы и т. д.). Во многом благодаря такой организации государственной ветслужбы достигнуты значительные успехи в ликвидации массовых инфекционных и паразитарных болезней, она способствовала росту численности поголовья и продуктивности скота, при этом обеспечивая безопасность продуктов животноводства, а также охрану территории страны от заноса инфекционных болезней. Работе ветеринарной службы со стороны государства постоянно уделялось большое внимание. Благодаря этому в России была создана мощная ветотрасль, организована сеть учебных заведений по подготовке кадров и сеть научно-исследовательских учреждений, значительно расширена лабораторно-диагностическая сеть, создана отечественная биологическая промышленность. Департамент ветеринарии был органом руководства службой по специальным вопросам, нормативно-правового регулирования в ветеринарии, обладал надзорными и контролирующими функциями, а его руководитель являлся главным госветинспектором России. Так что конкретно Россельхознадзору субъектовые службы подчинены не были. Однако во время реформирования службы был ликвидирован департамент и вертикаль управления. В рамках административной реформы был создан Россельхознадзор с территориальными управлениями в субъектах РФ, федеральные межрегиональные ветеринарные лаборатории и референтные центры, в подчинение Россельхознадзора были переданы ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и Центральная научно-методическая лаборатория. Таким образом, создали двухуровневую систему государственной ветслужбы — региональную и федеральную. Контроль за деятельностью региональных ветеринарных служб стал возможен только по переданным с федерального уровня полномочиям. Теперь же в рамках поручения Правительства РФ указанные полномочия по координации и контролю деятельности планируется возвратить внесением изменений в законодательство РФ в области ветеринарии.
Как ведется формирование единой ветеринарной службы?
Минсельхоз РФ в соответствии с Планом действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории РФ разработал проект федерального закона «О внесении изменения в закон Российской Федерации «О ветеринарии». Он включает наделение Россельхознадзора и его территориальных органов полномочиями по осуществлению в пределах своей компетенции контроля (надзора) за исполнением органами государственной власти субъектов РФ и их должностными лицами полномочий субъекта в области ветеринарии и полномочий РФ в области ветеринарии, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Законопроект 30 декабря 2016 г. внесен в Правительство РФ в установленном порядке.
Как складывается на начало 2017 года эпизоотическая ситуация в Российской Федерации?
Оперативное проведение противоэпизоотических мероприятий на территории страны позволило улучшить ситуацию по ряду основных заразных болезней животных. По сравнению с 2015 годом в 2016-м на территории РФ уменьшилось количество заболевшего крупного рогатого скота туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом, лептоспирозом, сократилось число заболевшего бруцеллезом мелкого рогатого скота, снизилось количество случаев заболевания животных бешенством.
В то же время в 2016 году увеличилась заболеваемость животных по отдельным особо опасным болезням. В Ямало-Ненецком АО было установлено широкое распространение сибирской язвы среди оленей. На территориях 16 субъектов РФ у крупного рогатого скота регистрировали очаги ранее не встречавшегося заразного узелкового дерматита. В Ярославской области возникли очаги оспы овец.
Африканскую чуму среди домашних свиней регистрировали на территориях 26 субъектов РФ, в 17 регионах был установлен падеж от АЧС среди диких кабанов. Во Владимирской области и в Забайкальском крае зарегистрирован ящур. В Республике Калмыкия и Астраханской области среди домашней птицы установлен грипп. Болезнь Ньюкасла была выявлена у домашних птиц в Республике Крым. Эпизоотическая ситуация в начале 2017 года по большинству болезней остается на уровне аналогичного периода 2016 года. По состоянию на 23 января зарегистрированы единичные очаги бешенства (в Ярославской, Псковской области, Республике Северная Осетия-Алания, Марий Эл и Ставропольском крае), бруцеллеза (Липецкая, Оренбургская области), туберкулеза (Краснодарский край), лептоспироза (Ставропольский край), болезни Ньюкасла (Республика Крым), африканской чумы свиней (Республика Крым, Ростовская и Саратовская области), гриппа птиц (Краснодарский край, Воронежская область и Чеченская Республика).
Достаточно ли у современных ветеринаров компетенций для противостояния эпидемиям и обеспечения профилактики сельхозживотных?
В сложившейся ситуации необходимы скоординированные действия органов исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, государственной ветеринарной службы, руководителей и специалистов сельхозпредприятий, владельцев животных для решения организационно-хозяйственных и специальных ветеринарно-санитарных и ограничительных мероприятий. Первостепенной задачей является решение вопросов финансирования деятельности органов управления и учреждений государственной ветеринарной службы, их кадрового и материально-технического обеспечения. То есть тех вопросов, без решения которых на современном этапе невозможно обеспечить эффективное и качественное ветеринарное обслуживание, рост производства животноводческой продукции и инвестиционную привлекательность отрасли животноводства и сопряженных отраслей по переработке, хранению и реализации продукции.
Почему напряженность с заболеваниями сельхозживотных все же периодически возникает?
Повышение риска заболеваемости животных связано не только с увеличением их концентрации в крупных промышленных предприятиях. В последние годы многократно увеличился товарооборот России с зарубежными странами. Значительно расширилась и география стран, из которых к нам завозятся животные и сырье животного происхождения. Все это является фактором риска заноса новых, экзотических для России болезней. Существует также постоянная угроза заноса на территорию нашей страны из сопредельных государств таких трансграничных болезней, как ящур, оспа овец и коз, блютанг, чума мелких жвачных животных.
Нужно ли менять программу подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями?
В этих условиях ветеринарный специалист должен обладать самыми современными знаниями в области диагностики и профилактики болезней животных, ориентироваться в многообразии современных лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения, владеть методами лабораторной диагностики, понимать и применять на практике принципы обеспечения биологической защиты животноводческих объектов. Естественно, что эти требования учитываются в процессе подготовки нового образовательного стандарта по специальности «ветеринария». Кроме этого немаловажную роль в подготовке квалифицированного ветеринарного специалиста играет послевузовское обучение в форме специализации, повышения квалификации, которое проводится в ведущих профильных научно-исследовательских учреждениях страны.
Есть ли дефицит кадров в ветеринарной отрасли?
Да. В большинстве регионов страны стабильно развивается животноводческая отрасль, для которой требуются специалисты ветеринарного профиля. Многие компании планируют увеличивать объемы производства. Недостаток же ветеринарных специалистов в регионах РФ обусловлен отсутствием жилья, транспортными проблемами, невысокой оплатой труда. Например, в Тамбовской области практически весь штатный состав ветеринарных врачей предпенсионного возраста, а средняя заработная плата по госветслужбе составляет 16,5 тыс. рублей. Во Владимирской области ветврачи получают в среднем 19,3 тыс. рублей.
На государственном уровне следует разработать программу поддержки специалистов. Нельзя забывать о социальной миссии ветеринарных врачей, работающих в отдаленных от областных и районных центров поселках. Их профессиональную роль в развитии отрасли, просвещении населения трудно переоценить. В настоящее время около 70 инфекционных и инвазионных болезней являются общими для человека и животных. Важно информировать городских и сельских жителей о том, какими болезнями можно заразиться при употреблении в пищу говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, при общении с собаками, кошками и т. д. Напомню крылатые слова ветеринарного врача дореволюционной России Сергея Степановича Евсеенко: «Человеческая медицина сохраняет человека, а ветеринарная медицина сберегает человечество».