Сельское хозяйство больше никто не называет черной дырой, но такие проблемы, как качество российской пищевой продукции, справедливые условия для развития всех форматов АПК, прозрачность предоставления господдержки, эффективность отраслевого управления на местах эксперты называют в числе направлений, все еще требующих эффективных решений.
Возвращение Алексея Гордеева в правительство РФ, безусловно, одно из самых сильных назначений в новом кабинете. Гордеев стоял у истоков всей сегодняшней «архитектуры» отечественного АПК — по большому счету, новое открытие сельского хозяйства для экономики страны как раз и состоялось в те годы, когда Гордеев возглавлял профильное министерство. В период работы губернатором Воронежской области он неизменно входил в число наиболее эффективных глав регионов России, и его новый заход на федеральный уровень выглядит совершенно обоснованным. Равных Гордееву по глубине знания матчасти сельского хозяйства среди высших российских чиновников сегодня, пожалуй, нет. Фигура Дмитрия Патрушева вызвала гораздо больше вопросов комментаторов в силу понятных причин: отец нового министра сельского хозяйства Николай Патрушев — секретарь Совета безопасности РФ, бывший директор ФСБ России и человек из ближайшего круга президента Владимира Путина. Однако 40-летнего Патрушева-младшего меньше всего стоит называть сыном своего отца: в сельском хозяйстве он человек далеко не новый. Восемь лет работы во главе правления Россельхозбанка дали Дмитрию Патрушеву не только понимание проблем финансирования АПК, но и опыт антикризисного управления.
В 2010 году, когда Патрушев возглавил Россельхозбанк, это был чрезвычайно проблемный актив с коррумпированным менеджментом и неэффективной кредитной политикой, поэтому за сменой руководителей большинства филиалов банка последовали многочисленные уголовные дела. Далее предстояло наладить систему управления рисками и внутренний контроль, что уже в 2013 году позволило предотвратить ущерб на 100 млрд рублей. Доля проблемных кредитов Россельхозбанка за последние пять лет снизилась с 27% до 18% портфеля, хотя создание резервов по проблемным активам регулярно требовало докапитализации со стороны государства.
Кроме того, под руководством Дмитрия Патрушева Россельхозбанк стал превращаться в полноценный универсальный финансовый институт, не ограничивающийся задачами кредитования АПК. В условиях экономического кризиса и западных санкций зарубежное фондирование удалось заместить средствами клиентов, а на сельскохозяйственные проекты теперь приходится менее половины кредитного портфеля, хотя раньше их доля доходила до 90%.
Наконец, Патрушев смог создать в Россельхозбанке работоспособную команду — новым главой правления банка стал его бывший первый заместитель Борис Листов. Ряд топ-менеджеров Россельхозбанка уже получили должности в Минсельхозе. Департамент правового обеспечения министерства возглавила Светлана Ходнева, ранее директор правового департамента АО «Россельхозбанк», а во главе административного департамента Минсельхоза оказалась Ольга Гатагова, бывший заместитель директора административно-хозяйственного департамента РСХБ. Новый замминистра Дмитрий Сергеев и советник министра Юрий Косован также выходцы из Россельхозбанка.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка:
— И Алексей Гордеев, и Дмитрий Патрушев — достаточно сильные лоббисты. Стоит надеяться, что они смогут отстоять госпрограмму развития сельского хозяйства от дальнейшего сокращения, хотя здесь многое будет зависеть от объективных обстоятельств. В свое время, когда Гордеев возглавлял Минсельхоз, очень серьезный стимул к развитию получили агрохолдинги, и на тот момент это было верным решением. Сейчас, скорее всего, будет предпринята попытка гармонично развивать и крупные, и мелкие форматы сельхозпроизводства. При прошлой команде Минсельхоза стало уделяться повышенное внимание экспорту российской сельхозпродукции, и это абсолютно правильно. Надеюсь, что такая линия будет продолжена и получит дальнейшее развитие при новом руководстве. В целом российский сельскохозяйственный экспорт и его поддержка в силу ряда причин, преимущественно объективных, находятся на самых ранних этапах развития, поэтому, безусловно, будут появляться некие новые акценты в этой сфере. Необходимо далее развивать программу льготного кредитования сельхозпроизводителей, начатую при Александре Ткачеве, новый министр сельского хозяйства имеет полное представление об этой теме. Существует проблема повышения качества управляемости сельским хозяйством на местах, но она столь же стара и традиционна, как и многие другие проблемы России — огромной страны с колоссальными межрегиональными различиями.
Артем Белов, исполнительный директор ассоциации «Союзмолоко»:
— Безусловно, должна быть преемственность. Программа поддержки молочной отрасли, которая была разработана совместно с «Союзмолоком» в 2012 году, дала на благоприятном рыночном фоне хорошие результаты. По ней выделялись деньги на поддержку генетики, операционной доходности, эффективности. Благодаря этому появился очень неплохой прирост продуктивности, поэтому крайне важно сохранить все действующие механизмы поддержки на период окупаемости проектов и ни в коем случае не менять их.
Для дальнейшего развития молочного сектора нужно решить вопросы, связанные с фальсификацией продукции: ужесточить штрафы за ее производство и оптимизировать поставки по госзакупкам — именно в этом сегменте наиболее часто встречается фальсификат. Прежде всего, нужно выстроить единую аграрную политику с Беларусью, построить единый рынок с единым механизмом господдержки. Техническое регулирование должно четко разделять молочные и немолочные продукты. Возможно, надо рассмотреть вариант, когда молочные продукты стоят только на одной полке, отдельно от растительных заменителей. В этом же блоке находится борьба с фальсификатом. Потенциальный эффект может исчисляться десятками миллиардов рублей, что на фоне падающего спроса в России очень важно. Именно поэтому все так активно обсуждают данную тему.
Расул Сулейманов, руководитель Союза сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Дагестан:
— Если бы такие руководители, как Алексей Гордеев, появлялись на уровне регионов, сельское хозяйство получило бы серьезный стимул для развития. В реальности же ситуация складывается так, что региональные министерства сельского хозяйства не подчиняются федеральному министру. Поэтому нужен более плотный контроль ситуации на региональном уровне, в том числе через ряд организационных мер, для нашей республики, например, было бы актуально переподчинить районные управления сельского хозяйства региональному минсельхозу. Необходимо и усиление кадровой политики, чтобы в органы управления сельским хозяйством не попадали случайные люди. Хотелось бы, чтобы тот же Алексей Гордеев обратил на это внимание. По-прежнему актуальным остается и вопрос о доведении субсидий до сельхозпроизводителей: многие фермеры просто отказываются от субсидий, потому что процесс их получения слишком сложен и забюрократизирован.
Одним из очень важных направлений сегодня является развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов. В нашей республике кооперативные хозяйства — наиболее приемлемая форма развития АПК. Фермерские хозяйства ограничены в ресурсах, прежде всего земельных: в США нормальное фермерское хозяйство имеет 150‑200 гектаров земли, в Европе — 50‑60 гектаров, а в Дагестане — пять, многие фермеры вообще имеют по одному гектару. Как в таких условиях можно развиваться? Только за счет кооперации. В условиях ВТО и глобализации развитие сельского хозяйства на основе КФХ и ЛПХ малоперспективно: они не смогут конкурировать с крупными высокотехнологичными производствами. Но эта тема еще должна найти понимание на уровне субъектов федерации: в региональных минсельхозах кооперацию часто понимают как потребительскую, а не производственную, хотя это совершенно разные вещи.