Производим больше, чем съедим
Согласно подсчетам агентства IMEXP Analitics, в прошлом году в России значительно увеличилось число компаний, занимающихся экспортом мяса и мясной продукции. Если за восемь месяцев 2015 года их насчитывалось около 130, то в 20i6 году количество экспортеров приблизилось к двум сотням. Во главе этого процесса предсказуемо стоят крупные холдинги, но в то же время на мировой рынок вышли уже около 20 представителей малого бизнеса и даже индивидуальных предпринимателей. Если в 20i5 году, по оценке IMEXP, на долю 20 крупнейших экспортеров приходилось свыше 77% российского мясного экспорта, то год спустя этот показатель снизился до 62%.
За семь месяцев 2016 года поставки российского мяса за рубеж выросли на 87% в стоимостном выражении (до 105,2 млн долларов) и на 104,4% в физическом выражении (до 90,8 тыс. тонн). Основными покупателями отечественного мяса сегодня являются страны СНГ и Восточной Азии. По данным таможенной статистики, с января по июль прошлого года лидером по закупкам российского мяса стала Украина, нарастившая закупки всех основных его видов (говядины, свинины и птицы) в 5,6 раза — до 27 тыс. тонн. В данном случае речь идет о территориях ЛНР и ДНР, товарооборот с которыми в таможенных ведомостях включается в статистику торговли с Украиной. Хозяйство двух этих территорий сильно пострадало во время военного конфликта, и им приходится импортировать многие продукты из России. На втором месте в СНГ — Казахстан, в январе — июле 2016 года увеличивший закупки российского мяса на 13% (до 21,12 тыс. тонн).
В дальнем зарубежье высокую динамику за этот же период показали Гонконг (плюс 64%, 16,28 тыс. тонн) и Вьетнам (плюс 254%, 8,89 тыс. тонн). Примечательно, что среди новых покупателей отечественного мяса появился ряд стран Западной Европы: Германия, Ирландия, Нидерланды и Норвегия. «Несмотря на то, что объемы поставок незначительные, сам факт экспорта в страну Евросоюза можно назвать прорывом, поскольку в прежнее время европейский рынок был наглухо закрыт для продукции российского птицеводства», — прокомментировали в Россельхознадзоре первые поставки в Нидерланды российской индюшатины компаниями «Краснобор» и «ПензаМолИнвест».
Рост мясного экспорта является еще одним свидетельством успехов, достигнутых отечественным птицеводством и животноводством за последние годы. По прогнозу агентства FAOSTAT, уже к 2020 году Россия полностью закроет все свои потребности в мясе из расчета 75 кг на душу населения в год (35 кг — мясо птицы, 27 кг — свинина, 13 кг — говядина). Сегодня на нашем рынке доля собственной продукции уже превысила 90%, в то время как еще пять лет назад она не дотягивала и до 60%. Это означает, что многие производители уже очень скоро столкнутся с проблемой избытка продукции, и самый очевидный путь избежать сокращения производства — это именно экспорт. Дополнительным стимулом в этом процессе является девальвация рубля.
Халяльный фактор
Одной из наиболее перспективных ниш, где российское мясо может закрепиться всерьез и надолго, является так называемая халяльная продукция, выпущенная в соответствии со стандартами мусульманских стран. В настоящее время этот рынок очень быстро растет. В 20i5 году в докладе Всемирного халяльного форума его общий объем оценивался в 1,4 трлн долларов в год,
а прогноз роста потребления халяльного продовольствия предполагал увеличение доли этого сегмента с нынешних 16% до 20% мирового рынка.
У России с большинством исламских стран Азии и Африки традиционно хорошие отношения, никакого санкционного фактора во взаимной торговле с ними нет, и ряд известных отечественных производителей уже проложили путь на Восток. В начале 2016 года Брянская мясная компания, входящая в холдинг «Мираторг», первой в России получила разрешение на экспорт говядины в Иран; кроме того, группа начала отправлять свою продукцию в ОАЭ и Бахрейн. Тогда же крупнейшая в структуре ГК «Черкизово» Васильевская птицефабрика получила право на поставки своей продукции в ОАЭ. Не будет преувеличением сказать, что выдача сертификатов «халяль» в России приобрела промышленный характер. Помимо названных производителей, продукцию, рекомендованную для употребления мусульманам, производят такие компании, как ГАП «Ресурс», ГК «Тавр», которая еще в 2011 году открыла в Ростовской области сертифицированный по стандартам «халяль» мясоперерабатывающий завод, ведущий российский производитель мяса индейки ООО «Евродон», крупная птицефабрика из Татарстана «Челны-Бройлер» и другие.
Экспорту в исламские страны способствует и специфическая структура отечественного производства мяса. Свинину, которая в России в избытке, мусульмане не едят, собственное производство говядины пока не покрывает потребности внутреннего рынка полностью, а вот нашу птицу в исламских государствах готовы брать в больших объемах. По итогам семи месяцев прошлого года порядка 70% всех поставок приходилось именно на мясо и пищевые субпродукты птицы, а в разрезе компаний экспортеров с большим отрывом лидировал птицеводческий холдинг «Ресурс», который одним из первых в стране начал осваивать внешние рынки (причем такие экзотические страны, как Габон, Бенин и т. д.). За январь — июль 2016 года он экспортировал 8,53 тыс. тонн продукции, тогда как за тот же период годом ранее объем экспорта составлял 4,88 тыс. тонн.
Китайская ничья
Заветной мечтой российских мясопроизводителей является выход на крупнейший в мире по количеству потребителей продовольственный рынок Китая, который уже потребляет более 25% производимого в мире мяса и 50% свинины. В частности, большие надежды на КНР возлагает «Мираторг», президент этого холдинга Виктор Линник заявлял о планах нарастить экспорт мяса с 5% до 20-25% именно за счет китайского направления. Большие виды на Китай имела и группа «Русагро», анонсировавшая многомиллиардные проекты по созданию крупнейших на Дальнем Востоке свинокомплексов с прицелом на экспорт. Первые случаи проникновения российских мясных холдингов в КНР уже есть. Например, в начале 20i6 года производитель мяса утки «Донстар», входящий в холдинг «Евродон», отгрузил своему партнеру — крупному китайскому оптовику с представительством в России — 7 тонн утиных языков и 50 тонн утиных лап. Номенклатура продукции говорит еще об одном факторе привлекательности китайского рынка для отечественных компаний: в Китае в пищу активно идут субпродукты, которым сложно найти применение в России.
Однако войти на китайский рынок широким фронтом россиянам не так просто — прежде всего из-за повышенных требований по карантинному контролю и многоступенчатой системы допуска. Еще в 2005 году власти КНР ввели запрет на импорт мяса птицы в связи с неблагополучной ситуацией по птичьему гриппу, и только в начале июля прошлого года России удалось добиться от Китая снятия ограничений на экспорт этой продукции. Тогда же на встрече российско-китайской постоянной рабочей группы по сотрудничеству в сфере карантина животных и растений и безопасности пищевой продукции, состоявшейся в Санкт-Петербурге, обсуждался вопрос о скорой отмене запрета на ввоз отечественной говядины. Здесь все упирается в ограничения по ящуру, которые китайцы ввели еще в 2000 году.
Наиболее сложно выглядит ситуация с экспортом свинины: мало того, что еще с 2008 года Китай установил ограничения по африканской чуме свиней (АЧС), так еще и полностью искоренить эту инфекцию в России пока не удается. По последним данным Россельхознадзора, в 20i6 году случаи АЧС были зафиксированы в 25 регионах страны, причем главным образом у животных, содержащихся в частных хозяйствах. «Китайскую сторону волнуют заболевания, которые есть на территории России. Это прежде всего африканская чума свиней. Нам нужно всем бороться, мы недостаточно профилактируем и подавляем это заболевание», — признал министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, комментируя очередную серию переговоров с китайцами по снятию ограничений на российскую свинину.
План на миллион
Вместе с тем следует признать, что последние два года были отмечены серьезной активизацией работы Минсельхоза РФ по открытию новых рынков. В ходе первого Всероссийского форума продовольственной безопасности, который состоялся в Ростове-на-Дону в июне 2015 года, руководители ряда аграрных компаний подчеркивали, что министерству следует прилагать гораздо больше усилий в данном направлении, и эти пожелания были услышаны. На 2017 год в числе стран, к рынкам которых планируется обеспечить доступ российскому мясу, значатся Китай, Индонезия, Иран, Сингапур, Япония, Саудовская Аравия и Нигерия. В конце ноября прошлого года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Кремле, посвященном развитию несырьевого экспорта, Александр Ткачев назвал целевой ориентир для мясного сегмента — 1 млн тонн в год к 2020 году. По мнению министра, это позволит довести объем отечественного сельхозэкспорта до 25 млрд долларов в год, сделав мясо столь же крупной его статьей, как зерно. Объем мясного экспорта в 20i6 году глава Минсельхоза РФ оценил в 150 тыс. тонн, так что для выполнения поставленной задачи всего за четыре года должен быть обеспечен почти семикратный рост. Но учитывая то, что российский мясной экспорт растет от низкой базы и показывает очень высокую динамику (только за прошлый год она составила 60%), ориентир в миллион тонн не выглядит несбыточным.