Мычание — знак согласия

Мычание — знак согласия

Российское мясо получило доступ на новые рынки

В нынешнем году мясная продукция из России добилась выхода на важные азиатские рынки — Омана, Ливана и ОАЭ. Превращение России из некогда крупнейшего в мире нетто-импортера в одного из ключевых нетто-экспортеров позволило отечественным мясникам открыть для себя за последние годы рынки почти 100 стран мира. По результатам первого полугодия 2023 года российские производители увеличили объемы экспорта свинины, конины, мяса мелкого рогатого скота, мясных пищевых субпродуктов и пищевых яиц.

Пределы географии. В 2023 году российские мясопроизводители получили допуск в 5 стран по 9 видам животноводческой продукции. Предприятия из России теперь смогут поставлять кожу, шерсть и корма для животных в Индию, продукцию аквакультуры — в Перу, Тунис и Гайану, оленину — в ОАЭ.

Расширен перечень компаний-поставщиков молочных товаров в Китай, Египет и Саудовскую Аравию, мясной продукции — в Оман, Иран, Китай, Саудовскую Аравию и ОАЭ, рыбной продукции — в Египет, Китай, Республику Корея, Саудовскую Аравию и Вьетнам, продукции пчеловодства — в Китай.

За последние шесть лет российские производители мясной и мясо-молочной продукции получили доступ в более чем 90 стран по 236 видам продукции АПК. Как сообщил помощник руководителя Россельхознадзора РФ Артем Даушев, в 2023 году первая партия говядины была отправлена в Оман, стартовали поставки свинины в христианские районы Ливана, а молочной продукции — в ОАЭ. Параллельно ведомством ведется активная работа по открытию рынка Китая для российской свинины, Малайзии — для мяса птицы и молочной продукции, Гонконга — пищевого яйца и молочной продукции, Израиля — баранины, ЮАР — свинины, мяса птицы и говядины. «Количество аттестованных на экспорт предприятий растет: если в 2018 году было меньше 4 тыс. предприятий, то в этом году практически 5 тысяч. Поэтому в фактическом экспорте у нас большие перспективы. Рынков открыто много, аттестованных предприятий большое количество, однако поставляют, к сожалению, пока не все и не везде», — заметил Артем Даушев.

Как сообщили в Россельхознадзоре РФ, согласно данным информационной системы ФГИС «Аргус», по результатам шести месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года российские производители увеличили объемы экспорта свинины, конины, мяса мелкого рогатого скота, мясных пищевых субпродуктов и пищевых яиц. Резкий рост наблюдается у свиноводов (на 12%). Вчетверо выросли поставки свинины в Сербию и Армению, вдвое — во Вьетнам. Значительные показатели по отгрузкам в Гонконг, Монголию, Беларусь. Российскую свинину ждут и за океаном. Министерство сельского хозяйства Национального центра здоровья животных Республики Куба сообщило об аттестации 9 новых российских животноводческих предприятий для поставок продукции на кубинский рынок. Всего на этот рынок аттестовано 23 российских предприятия.

Свинину могут поставлять 7 организаций, готовую мясную продукцию — 5, мясо птицы — 4, молочную продукцию — 4, говядину — 2, рыбные консервы — 1, также 1 компания утверждена для поставок кормов растительного происхождения (одно предприятие имеет два аттестованных вида деятельности).

Эксперты уверены в том, что экспортные успехи свиноводов в первую очередь связаны с техническим переоснащением российских свинокомплексов и наращиванием процента переработки сырья на собственных мощностях. С 2010 года он вырос с 12 до 60%, а в ближайшие годы должен достигнуть 80%.

«Практически каждые полгода вводятся в строй новые мощности с последними достижениями в области автоматизации, робототехники, холодильного оборудования, — рассказал генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. — Это обеспечивает наивысший уровень ветеринарно-санитарных требований, повышает выход мяса, степень глубины переработки, увеличивает сроки хранения готовой продукции». Традиционным и одним из главных потребителей российской баранины остается Иран, куда заметно выросли отгрузки мяса мелкого рогатого скота. Сегодня право экспорта в Исламскую Республику мяса и субпродуктов крупного и мелкого рогатого скота имеют 25 российских компаний.

Птичьи права. Лидером российского экспорта остается птицеводство. Экспорт мяса птицы за последние 4 года вырос на 68%, и Россия вошла в топ-10 стран-поставщиков в этой категории, сообщил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «В последнее время значительная доля инвестиций в отрасль осуществлялась благодаря экспортному льготному кредитованию. Потом мы столкнулись с колоссальным санкционным давлением, и опять во многом благодаря постановлению № 512, с помощью которого был реализован ряд инфраструктурных проектов, отрасль смогла митигировать угрозы для сектора», — считает он.

Сейчас птицеводческие предприятия работают над повышением эффективности экспортных продаж и расширением географии, и здесь важным инструментом поддержки производителей становится компенсация затрат на логистику, благодаря которой экспортеры сохраняют присутствие на экспортных рынках.

Крупнейшим покупателем является Китай, наращивают импорт Вьетнам, Бенин, Азербайджан, Беларусь, Узбекистан. Развивается экспорт говядины в Китай, Саудовскую Аравию и Казахстан.

Кроме того, в первом полугодии 2023 года почти в 1,5 раза (по сравнению с аналогичным периодом минувшего года) выросли поставки пищевого яйца. Существенно увеличили объем закупки Казахстан и Киргизия. Одним из основных импортеров традиционно является Монголия. Впервые указанная продукция была отгружена в африканский Кот д`Ивуар. Один из главных игроков на мясном рынке и один из основных российских экспортеров ГК «Черкизово» планирует уже в этом году вывести свое мясо птицы на рынок Малайзии. Важным этапом стало прохождение двумя площадками компании сертификационного аудита на соответствие стандартам халяль малазийского регулятора JAKIM. Необходимые сертификаты на это уже получили два актива холдинга — предприятие по убою и переработке цыплят-бройлеров «Васильевская птицефабрика» (Пензенская область) и предприятие по выпуску полуфабрикатов из мяса птицы «Компас Фудс» (Тульская область).

«Поскольку площадки группы «Черкизово» уже имеют доступ для своей халяльной продукции в страны Персидского залива и успешный опыт поставок в Саудовскую Аравию и ОАЭ, аудиторами не было выявлено несоответствий. Команды предприятий проделали большую работу по совершенствованию производственных процессов в плане их соответствия высоким международным стандартам халяль, что и было продемонстрировано гостям», — рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ТД «Черкизово» Наталья Бартновская.

Портфель брендов халяльной продукции группы включает марки «Латифа», Dajajti и Krasnobor. «Латифа» — бренд халяльной продукции из мяса птицы, существующий с 2015 года. Он создавался не только для мусульман, но и для всех потребителей, заинтересованных в качественных продуктах. Специально для экспорта в мусульманские страны компания разработала линейку халяльной продукции под брендом Dajajti («Моя курочка»). В 2022 году группа начала экспортировать халяльное мясо индейки под брендом Krasnobor для магазинов Саудовской Аравии.

Повышенные меры безопасности в России к эпизоотиям, успешная борьба с АЧС и птичьим гриппом позволили наладить фитосанитарную защиту мясной продукции и расширить экспорт.