Илья Васильевич, какие основные показатели достигнуты в рыбохозяйственном комплексе по итогам 2015 года и как начался для отрасли 2016 год?
В 2015 году российскими рыбопромышленниками было добыто 4,4 млн тонн водных биоресурсов, что примерно на 4,5% выше показателя предыдущего года. По предварительным данным Росстата, объем производства рыбной продукции составил более 3,8 млн тонн, что на 2,5% выше уровня предыдущего года. В 2016 году позитивная динамика сохраняется. По состоянию на 1 июня добыто почти 2 млн тонн — на 1,5% выше прошлогоднего уровня. За 1-й квартал произведено более 1 млн тонн рыбной продукции, что пусть незначительно — на 0,5%, но больше. Продолжается процесс импортозамещения, который в ускоренном режиме начался после введения Россией продуктового эмбарго в ответ на антироссийские санкции. И можно говорить об определенных промежуточных результатах. По предварительным итогам 1-го квартала 2016 года, в порты Российской Федерации поставлено порядка 384 тыс. тонн, что на 20% выше объема аналогичного периода 2014 года — до начала действия контрмер. В порты Дальнего Востока, на который приходится около 70% российского вылова, за 1-й квартал этого года поставки выросли почти на 28% — до 300 тыс. тонн. В три раза увеличилась выгрузка в черноморские порты — до 27 тыс. тонн.
Вместе с тем, несмотря на рекордный вылов по итогам прошлого года, у нашей страны есть значительный потенциал для того, чтобы существенно нарастить объем переработки и стать одним из крупнейших поставщиков рыбной продукции высокой степени переработки. Однако для этого необходимы кардинальные перемены — уход от сырьевой ориентированности экспорта и интенсивное развитие внутреннего рынка. Для перехода на этот новый для отрасли уровень нужно решить масштабную задачу по модернизации основных фондов рыбохозяйственного комплекса — флота, перерабатывающих мощностей и инфраструктуры.
За счет чего наша страна сможет реализовать этот потенциал,какие задачи для этого предстоит решить?
Ресурсная база нашей страны позволяет значительно увеличить вылов за счет повышения уровня освоения уже добываемых водных биоресурсов, введения в промысел новых перспективных объектов, выхода в новые районы. Так, только возобновление вылова сардины-иваси и скумбрии на Дальнем Востоке позволит в ближайшие годы увеличить объем добычи до 5 млн тонн. Есть возможности для наращивания объемов вылова за счет увеличения квот в конвенционных районах, в зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий. В первую очередь следует создать современный высокотехнологичный флот. Неоднократно отмечалось, что порядка 80% рыбопромысловых судов используется с превышением срока эксплуатации. В модернизации нуждаются действующие перерабатывающие предприятия. Назрела необходимость в строительстве новых производственных мощностей и в создании современной портовой инфраструктуры с морозильно-складскими терминалами. Кроме того, необходимо проведение масштабных научных исследований, промразведки, что в условиях сокращения бюджетного финансирования является затруднительным.
Модернизация материально-производственной базы потребует серьезных государственных инвестиций. Какие шаги предприняты в этом направлении?
Меры предусмотрены в первую очередь на уровне отраслевого законодательства. Так, 7 июня на заседании Госдумы РФ в первом чтении одобрен разработанный Росрыболовством и Минсельхозом России пакет поправок в закон о рыболовстве. Проект закона пережил несколько редакций, обсуждался неоднократно с отраслевым сообществом и представителями других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти. Одна из базовых норм, заложенных в законопроекте, предполагает выделение до 20% квот на инвестиционные цели: на закупку построенных на российских верфях новых судов рыбопромыслового флота, на строительство перерабатывающих предприятий. В частности, речь идет о современных высокотехнологичных траулерах с перерабатывающими мощностями и мукомольными заводами на борту, которые смогут осваивать в том числе новые перспективные объекты промысла: сардины иваси, скумбрии, кальмара и других, а также о судах, ориентированных на загрузку прибрежных предприятий. Кроме того, предполагается увеличить срок закрепления долей квот на основе исторического принципа с 10 до 15 лет, что позволит продлить горизонт инвестиционного планирования для рыбодобывающих предприятий. Для роста объема вылова предусматривается повышение порога освоения квот с 50% до 70%. В целях ликвидации «квотных рантье» вводится норма, обязывающая пользователей осваивать не менее 70% от полученной квоты как на собственных рыбопромысловых судах, так и на судах, приобретенных по договору лизинга.
Неоднократно отмечалась необходимость создания инфраструктуры для роста поставок на внутренний рынок страны качественной и доступной рыбной продукции. Как решается эта задача?
Для выстраивания эффективной товаропроизводящей цепочки от моря до потребителя Росрыболовством совместно с экспертным сообществом сегодня разработан проект развития Дальневосточного рыбного кластера. Главный акцент в концепции проекта сделан на инфраструктуру и создание крупных перерабатывающих заводов, которые будут выпускать продукцию из минтая, трески, сельди, лососевых, сайры и других водных биоресурсов, добываемых в крупнейшем рыбохозяйственном бассейне. Сегодня продолжаются переговоры с потенциальными инвесторами, прорабатываются инструменты господдержки для реализации задуманного. По предварительным подсчетам, реализация только первого этапа проекта позволит ежегодно обеспечить прирост производства на 100 тыс. тонн рыбной продукции. Рассчитываем, что весомый вклад в объем внутреннего производства рыбы может внести аквакультура — одно из приоритетных направлений развития рыбохозяйственного комплекса. Для этого за последние два года проделана серьезная работа. В 2014 году вступил в силу закон об аквакультуре, в течение 2015-го для его развития сформирована основная нормативно-правовая база, которая сейчас корректируется с учетом правоприменительной практики и региональной специфики. С прошлого года впервые заработал механизм субсидирования проектов в области аквакультуры, стартовала программа научно-консультационной поддержки рыбоводных хозяйств, идет активное формирование и распределение новых рыбоводных участков. Так, с начала запуска этой кампании на территории страны сформировано более 1,1 тыс. рыбоводных участков, и работа в этом направлении продолжается. Например, только в Приморском крае к осени планируется вдвое, до 40 тыс. га, увеличить площадь акваторий под выращивание морепродуктов. Предполагается, что к 2020 году объем производства товарной рыбы по России в целом вырастет как минимум в два раза — до 315 тыс. тонн. Пока, к сожалению, по итогам 2015 года доля товарной рыбы не превышает 3,5% от общего российского вылова — около 160 тыс. тонн. При этом в объеме мирового производства рыбной продукции аквакультура занимает уже около 50%. Лидерами в этой области являются Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Бангладеш, Норвегия, Египет, Таиланд и Чили.
Вместе с тем у нашей страны есть резервы для многократного увеличения производства товарной рыбы. Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает в себя 22,5 млн га озер, 5 млн га водохранилищ, более 1 млн га сельскохозяйственных водоемов, 103 из них — комплексного назначения, почти 150 га прудов и 523 тыс. км рек. Площадь морских акваторий в Баренцевом, Белом, Азовском, Черном, Каспийском и дальневосточных морях, пригодная для развития марикультуры, составляет порядка 38 млн га, около 0,4 млн га прибрежных морских акваторий.
Теги:
рыба|