Я б в аграрии пошел

Я б в аграрии пошел

Ссузы аграрного профиля модернизируют учебно-производственные базы, актуализируют учебные программы и наращивают сельхозпроизводство
Согласно данным Минсельхоза РФ и региональных министерств образования, сегодня в России в различных типах учебных заведений профессию агрария получают порядка 450 тыс. человек. При этом село продолжает испытывать кадровый голод, который оценивается не менее чем в 80 тыс. специалистов ежегодно. Проблема с кадрами — одна из ключевых для отечественного сельского хозяйства, основной тормоз для превращения России в ведущую мировую аграрную державу. И в ее решении особая роль отводится учреждениям профессионального образования.

Система средне-специального образования в сельском хозяйстве на сегодняшний день включает более 200 образовательных учреждений — техникумов, колледжей, училищ, лицеев, которые во многих регионах являются старейшими образовательными учреждениями, накопившими богатые традиции подготовки специалистов АПК, при этом имеющими целый ряд застарелых проблем, годами копившихся и не находящих решения. Главная из них — устаревшие программы подготовки и не соответствующая потребностям времени материально-техническая база аграрных ссузов. Так, в беседе с корреспондентом «Вестника АПК» представитель крупного агрохолдинга «Дамате» пожаловался, что несколько лет назад компания пригласила преподавателей пензенских вузов и ссузов на свое суперсовременное молочное производство и оказалось, что доильную систему «карусель» и другие технологии они видят впервые. «Чему могут научить такие преподаватели своих студентов, как руками доить корову и вилами выкладывать сено в кормушки?» — сетует представитель агрохолдинга.

Именно создание актуальной производственной базы, актуализация учебных программ, более тесное взаимодействие с работодателем были провозглашены главными задачами реформы СПО. Как рассказал «Вестнику АПК» директор Тульского сельскохозяйственного колледжа Олег Глотов, несколько лет назад к ТСК было поэтапно присоединено несколько профильных учебных заведений поменьше — учебно-курсовой комбинат «Алексинский», профессиональные училища № 55 в Плавске, № 54 в Черни и профлицей № 35 в Веневском районе.

Оптимизация образовательного учреждения позволила колледжу с 2016 года развиваться по пути многофункционального центра прикладных квалификаций по сельскому хозяйству, где всего за 3-4 месяца любой взрослый человек на коммерческой основе может освоить новую рабочую профессию — тракторист, тракторист-машинист сельхозпроизводства, машинист бульдозера, машинист экскаватора, водитель погрузчика, водитель электро- и автотележки, водитель мототранспортных средств. Благодаря полученному «приданому» в виде 800 гектаров земли, около сорока единиц техники, пасеки на двадцать ульев и разрушенной ферме удалось получить собственную учебно-производственную базу, а за счет собственного агропроизводства колледж стал зарабатывать довольно ощутимые средства. Не так давно в колледже появилась лаборатория комбайнов для подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства категории «F» (комбайнер). Здесь, в частности, студенты могут оттачивать свое мастерство в кабине-стимуляторе комбайна RSM-161. Есть и настоящий современный комбайн ACROS-550, купленный частично на собственные средства, частично — на деньги сельхозпредприятий-партнеров.

Региональный центр профессиональных компетенций в Дагестане открылся на базе сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова (г. Буйнакск). Как рассказал его директор Рашид Аташев, колледж за последние годы существенно улучшил материально-техническое обеспечение, а также стал крупным производителем сельхозпродукции. «Мы силами студентов под руководством наставников производим ежегодно продукции на несколько миллионов рублей — это мед с собственной пасеки, мясо, рыба, фрукты, зерно. Полученные средства вкладываем в развитие учебного заведения. Кроме того, имеем возможность кормить ребят в столовой по льготной цене, а иногда и совершенно бесплатно — это важный фактор в борьбе за абитуриента, особенно, когда речь идет о сельских ребятах из малообеспеченных семей», — рассказывает Аташев.
По его мнению, подготовить агрария можно только в поле, то есть тогда, когда он на базе накопленных теоретических знаний совершает агротехнологические операции своими руками. «Одной из важнейших задач, которую ставит перед нами учредитель в лице республиканского Минобра, является успешное участие в движении WorldSkills. Практикоориентированность — одно из важнейших тенденций развития системы средне-специального образования в сельском хозяйстве», — отмечает Аташев.

По словам директора Лабинского аграрного техникума Николая Гречанного, сельское хозяйство меняется, вместе с ним изменился и подход к обучению студентов. «Мы делаем ставку на практические занятия. Для этого в техникуме открыт ресурсный центр и ряд учебных фирм, где студенты получают реальный опыт работы по многим направлениям — от птицеводства и ветеринарии до производства полиграфической продукции и ремонта автотранспорта», — подчеркнул руководитель техникума.

Согласно данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим учреждением СПО аграрного профиля на сегодняшний день является Амурский аграрный колледж, в котором по аграрным направлениям обучается более 1,3 тыс. студентов. ААК — один из крупнейших центров профессионального аграрного образования на Дальнем Востоке, который за годы работы подготовил для отрасли более 25 тыс. специалистов по самым разным направлениям.

Второе место у Александровского сельскохозяйственного колледжа (Ставропольский край), в стенах которого аграрную науку постигают 732 студента. Армавирский аграрно-технологический техникум расположился на третьем месте рейтинга, в крупнейшем профильном ссузе Кубани сельскохозяйственную профессию на данный момент получают 727 студентов.

ТОП-50аграрных ссузов

Название учебного заведения Регион Количество студентов, обучающихся по сельскохозяйственным направлениям Общее количество студентов
1 Амурский аграрный колледж Амурская область 1360 1955
2 Александровский сельскохозяйственный колледж Ставропольский край 732 1198
3 Армавирский аграрно-технологический техникум Краснодарский край 727 1 317
4 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина г. Москва 720 792
5 Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова Тульская область 690 1 465
6 Агротехнологический колледж Тюменская область 668 1536
7 Коломенский аграрный колледж Московская область 637 886
8 Колыванский аграрный колледж Новосибирская область 606 856
9 Иркутский аграрный техникум Иркутская область 577 1141
10 Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Усманова Республика Татарстан 565 852
11 Иркутский аграрный техникум Иркутская область 558 1 141
12 Тюменский лесотехнический техникум Тюменская область 552 1 943
13 Гусевский агропромышленный колледж Калининградская область 530 970
14 Бийский техникум лесного хозяйства Алтайский край 529 795
15 Стерлитамакский межотраслевой колледж (+ филиал с. Стерлибашево, с. Петровское) Республика Башкортостан 520 1203
16 Сергиево-Посадский аграрный колледж Московская область 512 1 123
17-18 Лабинский аграрный техникум (+ Мостовский филиал) Краснодарский край 508 1327
17-18 Калачеевский аграрный техникум Воронежская область 508 1 075
19 Лискинский аграрно-технологический техникум Воронежская область 495 856
20 Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова Ставропольский край 490 887
21 Кемлянский аграрный колледж Республика Мордовия 484 837
22 Брюховецкий аграрный колледж Краснодарский край 474 1 921
23 Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства Калужская область 460 922
24 Славянский сельскохозяйственный техникум Краснодарский край 459 1 399
25 Кемеровский аграрный техникум имени Г.П. Левина Кемеровская область 457 997
26 Камызякский сельскохозяйственный колледж Астраханская область 452 851
27 Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления Ставропольский край 443 2 312
28-29 Суровикинский агропромышленный техникум Волгоградская область 442 931
28-29 Ишимский многопрофильный техникум Тюменская область 442 1 947
30-31 Чаплыгинский аграрный колледж Липецкая область 440 809
30-31 Сальский аграрно-технический колледж Ростовская область 440 748
32 Можгинский агропромышленный колледж Удмуртская Республика 413 834
33 Тотемский политехнический колледж Вологодская область 410 611
34-35 Новозыбковский сельскохозяйственный техникум Брянская область 404 669
34-35 Зерноградский техникум агротехнологий Ростовская область 404 639
36 Псковский агротехнический колледж (+ Идрицкий филиал, Себежский филиал) Псковская область 401 1765
37 Аграрно-промышленный колледж (+Гавриловский, Инжавинский, Уметский филиалы) Тамбовская область 377 1586
38 Дуванский многопрофильный колледж Республика Башкортостан 367 1940
39 Лисинский лесной колледж Ленинградская область 365 674
40 Архангельский аграрный техникум Архангельская область 355 699
41 Губернаторский аграрный колледж Калужская область 346 640
42 Оренбургский аграрный колледж Оренбургская область 321 1349
43 Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» Московская область 318 531
44 Курганинский аграрно-технологический техникум Краснодарский край 314 1135
45-46 Пашковский сельскохозяйственный колледж Краснодарский край 312 1 539
45-46 Заводоуковский агропромышленный техникум Тюменская область 312 946
47 Сельскохозяйственный техникум «Венцы-Заря» Краснодарский край 303 431
48 Корочанский сельскохозяйственный техникум Белгородская область 299 403
49 Коми-Пермяцкий агротехнический техникум Пермский край 297 555
50 Великолукский механико-технологический колледж Псковская область 292 567

Как мы считали
В рейтинг вошли учреждения среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, действующие на территории России на 01.09.2019 г. Участники рейтинга проранжированы по количеству студентов всех форм, обучающихся по сельскохозяйственным направлениям. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании и информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России по итогам 2018 года, а также данным приемных комиссий учебных заведений. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.