Какие изменения, внесенные в 171-й ФЗ в 2014 году, эксперты виноградарства и виноделия считают революционными, почему нужна новая редактура закона и каких преобразований в «винном вопросе» ждет малый бизнес, разбирался журнал «Вестник агропромышленного комплекса».
Своя ягода ближе
В России восемь субъектов, где выращивается виноград и производится вино в промышленных масштабах. Краснодарский край, Крым и Севастополь, Ставропольский край, Ростовская область, Дагестан, КБР и Волгоградская область — каждый из регионов готов предложить рынку свой опыт, почвенно-климатические особенности и даже свои эксклюзивные сорта винограда. Что впоследствии проявляется во вкусе и качестве конечной винодельческой продукции. Однако долгое время географическая принадлежность как будто не имела своего значения, а в понятии «российская винодельческая продукция» разграничений между произведенным из собственных сортов винограда, автохтонов или из «балка» (вино наливом) будто и не существовало. При этом важность «родословных» для винодельческих регионов всегда играла большую роль во всем мире. Она становилась своего рода синонимом качества, стимулировала местных виноделов к развитию и сохранению высокого имиджа при выращивании солнечных ягод и производстве винодельческой продукции, а власти — к поддержке и продвижению своего достойного, отечественного. Показателен результат такой поддерживающей политики европейских коллег: сегодня у всех на слуху такие винодельческие области, как Шампань, Бордо, Бургундия, Тоскана.
Как отмечает президент Союза виноградарей и виноделов РФ Леонид Попович, принятые поправки в 171-й ФЗ можно считать революционными для отрасли. «Во-первых, важно то, что в законодательство были введены такие понятия, как продукция с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и продукция с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Это общемировая тенденция по приближению производства сельскохозяйственной продукции к тому географическому наименованию, территории, где она производится. Таким образом, благодаря этим правовым шагам покупатель уверен, что он покупает продукцию, произведенную из российского сырья, а производителя это подталкивает на развитие отечественного виноградарства и виноделия», — рассказывает Леонид Попович.
Под контролем Минсельхоза РФ начал формироваться реестр виноградных насаждений. Важно также, что в рамках принятых изменений были прописаны права и обязанности СРО виноградарей и виноделов, которые вносят свой вклад в регулирование отрасли и контроля за продукцией. «Конечно, мы только в начале пути. Эти две инновации потребовали большой работы с точки зрения подзаконных актов и иной документации. Только в 2016 году первые предприятия стали получать лицензии ЗГУ и ЗНМП. Пока еще нет большого объема производства виноградарско-винодельческой продукции с данными наименованиями. Но то, что отрасль движется в правильном направлении, — это, безусловно, факт», — убежден эксперт.
Не на словах, а на деле
По аналитическим оценкам, в 2017 году с ЗГУ было произведено порядка 1,5-2 млн бутылок. В целом в прошлом году потреблено порядка 1,1 млрд литров винодельческой продукции, включая коньяк. Примерно одна треть от этого объема привозится в Россию в бутилированном виде готовой продукции, а одна треть производится из винограда, выращенного в России.
По мере того как будут увеличиваться насаждения виноградников и вступать в период плодоношения (это в среднем через пять лет после закладки), доля отечественных предложений может быть увеличена. По оценке отраслевиков, за последние несколько лет Россия стабильно производит около 500 тыс. тонн винограда, в ближайшие несколько лет есть перспектива выйти на уровень 600-700 тыс. тонн. И государственная поддержка отрасли в этом вопросе имеет огромное значение. Как замечает Борис Катрюхин, руководитель СРО «Ассоциация «Винодельческий Союз» из Краснодарского края, региона, являющегося на сегодня бесспорным лидером в отрасли виноградарства и виноделия, господдержка внесла большой вклад в стимулирование отечественного производства.
«Льготная налоговая ставка (при производстве столового вина, например, налог на литр составляет 18 руб., при производстве с ЗГУ — 5 руб. — Прим. ред.) на винодельческую продукцию с ЗГУ и ЗНМП дает возможность отечественным производителям осуществлять посадку новых виноградников, закупать современное оборудование, увеличивать количество рабочих мест в сельской местности», — отмечает он.
За последние несколько лет средства, выделяемые на поддержку данных отраслей из федерального бюджета, выросли в разы. Так, в 2015 году на закладку и уход за виноградниками было предусмотрено свыше 1 млрд рублей, что почти в три раза больше, чем в 2014 году. В 2016-м — уже 2,4 млрд рублей. На недавней встрече с представителями виноградарско-винодельческой отрасли министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев заверил, что это направление по-прежнему останется одним из приоритетных. Он указал, что на закладку и уход за виноградниками ежегодно направляются средства господдержки в размере не менее 1,8 млрд рублей, развивается механизм льготного кредитования отрасли, для упрощения ведения бизнеса совершенствуется законодательство. Данные программные шаги уже позволили увеличить с 2014 года площади виноградников с 73,8 тыс. га до 87,8 тыс. га в 2017-м. И, что важно, создать тренд производства вина с географическими индикаторами — из российского винограда.
Быть или не быть
В 2017 году Госдума приняла в первом чтении федеральный закон «О развитии виноградарства и виноделия», где одним из пунктов должно быть законодательно закрепленное признание вина сельскохозяйственным продуктом. А это позволит в будущем рассчитывать на большие преференции для развития виноградарства, винодельческих хозяйств. Кроме того, в августе этого года случилось еще одно важное событие для отраслевиков: были опубликованы приказ Росстандарта и сопутствующая документация о создании Технического комитета по стандартизации № 162 «Виноградарство и виноделие» на базе СВВР. Таким образом, в разработке отраслевых ГОСТов активная роль отводится именно виноделам, повышается взаимодействие между практиками и наукой.
Кроме того, сейчас ведется разработка дополнительных поправок в 171-й ФЗ, которые призваны в том числе стимулировать фермерское виноделие к выводу «гаражистов» из тени.
«В первую очередь изменения, внесенные в 171-й ФЗ, касались все же больших винодельческих производств. Когда требования, которые разработаны для больших предприятий, в том числе по сопроводительной работе с документацией, акцизам, применяются к фермеру, последний их просто не выдерживает», — убежден Игорь Губин.
Разделяет эту точку зрения и Леонид Попович. «Фактически те облегчения, которые были уже сделаны, оказались недостаточными. Так что необходима доработка по этому вопросу, чем мы сейчас и занимаемся», — отмечает президент СВВР.
Игорь Губин надеется, что новая редактура закона, которая сейчас готовится, действительно будет обращена в сторону малых и средних по объемам виноделен. «Важно, что в настоящее время говорят о снятии производственных ограничений 5 тыс. декалитров в год и об увеличении их до 15 тыс. декалитров в год. Но самое главное, что хотелось бы иметь, — это облегченный процесс получения акцизной марки, а также упрощение отчетности ЕГАИС и перед Росалкогольрегулированием. В идеале получение лицензий и контроль за деятельностью винодельческих хозяйств должны проводить не федеральные, а региональные службы, которым ближе и понятнее конъюнктура работы на местах», — считает руководитель хозяйства «Усадьба Саркел».
Борис Катрюхин убежден, что сдерживающим фактором для получения лицензий КФХ является не столько сложность их получения — проблема лежит в плоскости вопросов налогообложения. «Особых проблем в получении лицензий для КФХ я не вижу. В Краснодарском крае успешно работают несколько таких винодельческих хозяйств. СРО «Ассоциация «Винодельческий Союз» их всячески поддерживает и помогает в продвижении. Сложности работы для фермеров-виноделов в другом. Как только они выпускают первую партию подакцизного товара, даже если это одна бутылка вина, фермеры переходят с сельхозналога на общую систему налогообложения. Это тяжелая ноша для мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей», — рассказывает Борис Катрюхин.
В настоящее время общественные организации, ассоциации виноделов выходят на правительственный уровень с предложением по сохранению сельхозналога для фермеров, занятых в отрасли виноградарства и виноделия, с учетом того, что акциз на винодельческую продукцию они будут платить как и все, согласно Налоговому кодексу.
Знай наших
Проделанные на законодательном уровне шаги для развития виноградарства и виноделия, та поддержка государства по части субсидирования — это, безусловно, заметное движение вперед. Однако усилия могут сойти на нет. Поскольку одной из острых тем по-прежнему остаются вопросы продвижения российской винодельческой продукции даже на отечественном рынке.
«По итогам 2017 года доля импортного вина на российском рынке достигла опасного для продовольственной безопасности России уровня в 43,2%, — сетует Борис Катрюхин. — Крупные федеральные сети и импортеры-оптовики, используя различные схемы, через посредников ввозят импортную бутилированную винодельческую продукцию, тем самым оптимизируя уплаты таможенных пошлин и НДС. В результате такой экспансии произошло падение производства вина в России. В 2017 году потери по отношению к 2015-му составили примерно 20%, а вот рост импорта вина увеличился до 46%». В связи с этим СРО «Винодельческий Союз» разработала план мероприятий и направила его в Минфин РФ на рассмотрение. В проекте по продвижению российской винодельческой продукции, популяризации и поддержке именно отечественного товара предусмотрен целый ряд мер, как это происходит в ведущих винодельческих странах мира. По мнению экспертов, для продвижения российского вина, чье качество уже давно подтверждается наградами на международных выставках и отраслевых конкурсах, должно быть разрешено задействование всех маркетинговых каналов и площадок реализации.
«В том числе нами предложено обязательное наличие в торговых сетях не менее 45% тихих и игристых вин российского производства, в розничных точках — не менее 50%, они должны быть включены и в сегмент HoReCa, на объектах культуры и т.п. Отечественное производство должно всесторонне поддерживаться. Это мировая практика, где на государственном уровне идет регулирование за счет поддержки в первую очередь «своего», — подчеркивает руководитель СРО «Винодельческий Союз».
Надо отметить, что в начале сентября текущего года Минсельхоз России выступил с предложением ограничить закупки импортных вин для государственных и муниципальных нужд, поскольку данный вид продукции производится на территории нашей страны, а также в государствах ЕАЭС в достаточном количестве. Предполагается, как отмечает РИА Новости, что планируемый срок вступления проекта постановления в силу — январь 2019 года.
Реестр ЗГУ
Краснодарский край:
-
«Кубань»;
-
«Кубань. Анапа» (г.о. Анапа);
-
«Кубань. Восточное Приазовье» (Ейский район);
-
«Кубань. Геленджик» (г.о. Геленджик);
-
«Кубань. Долина реки Афипс» (Северный район);
-
«Кубань. Крымск» (Крымский район);
-
«Кубань. Новороссийск» (г.о. Новороссийск);
-
«Кубань. Таманский полуостров» (Темрюкский район)
Республика Дагестан:
- «Дагестан»
Республика Крым, Севастополь:
- «Крым»
Ставропольский край:
- «Ставрополье»
Ростовская обл.:
- «Долина Дона»
Волгоградская обл.:
- «Нижняя Волга»
- «Долина Терека» (проектируется)