Россиян потянуло на сладкое

Россиян потянуло на сладкое

К концу 2017 года кондитеры России могут выйти из кризиса
С 2014 года кондитерский рынок РФ оказался в сложной ситуации. Отрасль, сильно зависящая от зарубежных партнеров, одной из первых почувствовала на себе влияние санкций, снижение курса рубля, которые привели к росту цен на готовую продукцию. Все это одновременно с падением покупательской способности населения погрузило отрасль в кризис на долгие три года. Сегодня аналитики дают благоприятные прогнозы развития кондитерского рынка, отмечая повышение спроса на сладости при возможном снижении себестоимости изделий. Однако производители пока не спешат разделить оптимизм, предполагая, что после новогодних праздников спрос вновь может снизиться.

Яркой особенностью кондитерского рынка России является то, что 90% продаваемых в нашей стране кондитерских изделий производится здесь. Это либо полностью российские производства, либо филиалы иностранных компаний, которые выпускают продукт на территории РФ на своих фабриках и по своим технологиям. Поэтому почти весь рынок три года назад в равной степени столкнулся с кризисными трудностями в связи с санкциями, ростом мировых цен и нестабильным курсом рубля. Затраты на производство шоколадных изделий тогда увеличились в 1,5 раза, а в некоторые периоды и в 2 раза, и это моментально отразилось на розничных ценах: они резко выросли на 60‑65%. В связи с этим спрос на шоколадные изделия резко сократился, ведь взлет розничных цен отпугнул большое количество россиян.

Шоколадки побеждают
Сегодня, по мнению специалистов Центра исследования кондитерского рынка (ЦИКР), для отрасли впервые с 2014 года формируется наиболее благоприятная конъюнктура. Так, Россия полностью обеспечивает свою внутреннюю потребность в муке. Второй год подряд в стране собирают рекордный урожай зерновых, что способствует снижению цен на муку. С точки зрения кондитерского производства, это выгодно, ведь дешевеет один из базовых ингредиентов для кондитерских изделий. Аналогичная ситуация с сахаром. Благодаря прошлогоднему высокому урожаю сахарной свеклы цена на этот ингредиент сладкой продукции также снизилась.
«Все это, без сомнения, может привести к значительному росту производственных показателей кондитерских предприятий», — ​утверждает директор ЦИКР Елизавета Никитина. На руку кондитерам сыграет и сезонность: во второй половине года спрос на кондитерские изделия традиционно растет и снижается после новогодних праздников. По данным ЦИКР, в 2017 году ожидается, что вместо традиционного потребления человеком в среднем 24 кг сладостей в год показатель вырастет до 24,2‑24,5 кг.
Помимо роста объемов потребления россияне теперь выбирают более качественную, а значит, и более дорогую продукцию или сладости другой категории. Например, если раньше люди отдавали предпочтение мучным кондитерским изделиям, таким как печенье, пряники и вафли, то теперь покупают гораздо больше шоколада. Елизавета Никитина считает, что по прошествии трех лет покупатели постепенно привыкли к новым ценам и готовы вернуться к своим потребительским привычкам, одна из которых — ​традиционная любовь россиян к шоколаду.
Вице-президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) и председатель совета директоров ГК «Конфаэль» Ирина Эльдарханова объясняет растущий интерес потребителей к шоколаду тем, что в период вынужденной экономии покупатели менее склонны к необдуманным покупкам, пристальнее изучают состав и тщательнее выбирают качественные изделия. «Благоприятная конъюнктура для рынка — ​это не обязательно хорошая ситуация для потребителей, — ​считает она. — ​Платежеспособность населения остается низкой, потребление качественных продуктов на душу населения уменьшилось с началом кризиса и остается на этом уровне до сих пор». В РОСПиК считают, что потребление качественного шоколада на человека в год отражает уровень жизни в стране. Оно растет, когда улучшается экономическая ситуация и повышается уровень благосостояния людей. В Швейцарии, например, каждый житель съедает в год 12 кг шоколада, а в России сегодня этот показатель находится на уровне примерно 1,5 кг шоколада на человека в год. Хотя статистически каждый россиянин и потребляет 4 кг шоколадных изделий, но из них 70% — ​это изделия с заменой главных шоколадных составляющих: какао-масла и какао тертого на различные эквиваленты».
Ирина Эльдарханова связывает рост спроса на качественный шоколад в 2017 году вовсе не с выходом рядового потребителя из кризисной финансовой ситуации, а с масштабными проектами медиасреды по информированию населения о фальсификатах и суррогатах, в связи с чем растет осведомленность населения о надежных производителях, должном составе качественного шоколада и о последствиях для здоровья от регулярного употребления низкокачествен­ной продукции. «Мода на здоровый образ жизни прямым образом отражается на покупательском интересе к качественным продуктам, которые находятся в более высокой ценовой категории», — ​уверена Ирина Эльдарханова.

Заморский вклад
Сдерживающим фактором для развития рынка может быть зависимость от импорта. Он по-прежнему имеет огромное значение в ценоформировании, поскольку, например, какао-бобы в силу климатических условий выращивают лишь в 20 странах мира. Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия — ​на территории этих трех государств приходится до 70% производимого какао. Товары из этих стран не попадали в санкционный список, поэтому поставки какао в Россию никогда не были ограничены государством, но из-за резкого падения курса рубля произошло сокращение закупок, связанное с финансовыми возможностями производителей шоколада. В 2015‑2016 годах цены на это важнейшее сырье находились на десятилетнем максимуме из-за роста мировых цен, а для российских производителей закупка отягчалась еще и низким курсом рубля.
Зато под санкции попал такой важный ингредиент кондитерского производства, как орехи. В основном это коснулось миндаля. В 2014 году на короткое время доступ к нему был закрыт санкционным списком, однако довольно быстро производители нашли новых партнеров, и произошла ротация стран-поставщиков. Такая же ситуация была с арахисом, чьи поставщики также сменились с 2014 года.
По информации ЦИКР, сегодня у российских производителей уже установлены крепкие партнерские отношения с новыми поставщиками, поэтому новых ценовых скачков быть не должно.
Помимо этого при производстве сладостей применяют различные начинки, наполнители, добавки, которые в России не выпускаются и полностью импортируются. Только недавно в стране запущена первая и давно необходимая фабрика по производству пектина, который используют для производства зефира, пастилы, мармелада и многого другого. Это очень широко используемый натуральный желирующий агент, который до недавних пор приходилось полностью закупать у других стран. «Сейчас эта единственная фабрика, конечно, не может полностью удовлетворить рынок, — ​говорит Елизавета Никитина, — ​но уже хорошо, что начало положено».

Конфетам дома тесно
Сложностью для российских производителей остается и экспорт продукции, поскольку за последние несколько лет усложнились таможенные процедуры, что мешает выходу наших кондитерских товаров на мировой рынок. «Самая серьезная проблема в сфере экспорта заключается в слишком долгих сроках оформления таможенной документации, — ​комментирует Ирина Эльдарханова. — ​Для таких быстропортящихся товаров, как шоколадные конфеты, а тем более если они ручной работы, это является фактором, препятствующим эффективному экспорту на мировые рынки. Путь решения здесь может быть только один — ​упрощение таможенных процедур».
В Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) экспортных сложностей не почувствовали. Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации «АСКОНД», говорит о том, что кондитерская промышленность занимает 4-е место по объемам экспорта среди отраслей агропромышленного комплекса и по итогам работы за январь-август 2017 года поставки российских кондитерских изделий на экспорт выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1%, или на 265 тыс. тонн, на сумму порядка 600 млн долларов США. А сегмент шоколадных кондитерских изделий как раз-таки продемонстрировал лучшие темпы роста (+12,4%).
С учетом текущей динамики объем экспорта кондитерской продукции из Российской Федерации по итогам года может составить порядка 1‑1,2 млрд долларов США.
Ирина Эльдарханова отмечает существенную роль госпрограмм в стабилизации рынка, она выделяет работу Российского экспортного центра (РЭЦ), специалисты которого оказывают содействие отечественным производителям, желающим выйти на международные рынки. В ходе различных мировых выставок с помощью этого центра наши предприятия получают возможность бесплатно использовать мини-стенд в зоне Russian Gastro week для предложения своей продукции представителям и владельцам местных торговых сетей.
Вячеслав Лашманкин согласен с тем, что для дальнейшего поступательного развития отрасли, обеспечения темпов роста, заложенных в стратегических документах, таких как «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года», российской кондитерской промышленности нужна предметная поддержка со стороны государства. И сегодня она есть. Например, предприятия отрасли через Ассоциацию «АСКОНД» приняли участие в формировании подпрограммы «Экспорт кондитерской продукции» в рамках проекта «Экспорт продукции АПК». В настоящее время эта подпрограмма, подготовленная с учетом консолидированных предложений предприятий отрасли, проходит согласование внутри Минсельхоза России и включает такие важные направления поддержки, как компенсация части экспортных расходов компаний на участие в выставках, компенсация части затрат на транспортировку кондитерской продукции за рубеж (прежде всего на растущие рынки Юго-Восточной Азии), вопросы технического регулирования, вопросы сертификации продукции, защиты интеллектуальной собственности, другие меры поддержки экспортно ориентированных предприятий.

Восставшие из спада
Эксперты уверены, что рост кондитерского рынка все же продолжится. «Восстановление спроса на сладости, благоприятная конъюнктура цен на основные виды кондитерского сырья, рост экспортных продаж — ​все эти факторы должны привести к увеличению выпуска кондитерских изделий по итогам текущего года», — ​говорит Елизавета Никитина. При этом она не ожидает существенного увеличения объемов потребления сладостей. «Скорее покупатели будут понемногу переключаться на более дорогие виды кондитерских изделий», — ​предполагает Елизавета Никитина.
Вячеслав Лашманкин утверждает, что в 2017 году кондитерская отрасль не только полностью восстановилась после спада 2015 года, но и вновь вернулась на траекторию уверенного роста. В «АСКОНД» уверены, что главными факторами восстановления внутреннего спроса стал не столько фактор цены, сколько активная работа предприятий отрасли по обновлению и расширению ассортимента продукции, увеличению потребительской привлекательности изделий, расширению связей с поставщиками сырья и торговыми организациями.
В РОСПиКе не разделяют оптимизма коллег и считают, что пока не время для таких смелых заявлений. «Тенденция к росту потребления кондитерских изделий радует, но, возможно, это все-таки следствие влияния фактора сезонности, а после окончания новогодних праздников следует ждать спада до уровня 2016 года», — ​предупреждает Ирина Эльдарханова.