Импортозамещение в нетепличных условиях

Рынок отечественных овощей закрытого грунта растет, несмотря на ряд экономических сложностей

10 Октября 2016

Политика импортозамещения в сфере АПК значительно ускорила темпы развития российских тепличных хозяйств. Ситуацию в этом сегменте вполне можно описать словом «бум», но отечественных овощей на рынке все равно не хватает. Несмотря на то, что теплицы привлекают все новых и новых инвесторов, в том числе тех, кто раньше не был связан с сельским хозяйством, более динамичному росту овощеводства закрытого грунта по-прежнему мешает немало барьеров — высокая стоимость энергоресурсов, сложности с финансированием проектов и зависимость от зарубежных технологий.

Наступление на импорт
В соответствии с государственной программой развития овощеводства в закрытом грунте общая площадь теплиц в России к 2020 году должна составить 4,7 тыс. га, однако на сегодняшний день, по данным различных источников, она достигает от 2 до 2,9 тыс. га. В то же время прогресс в этом сегменте отечественного АПК очевиден. По оценке Всероссийского НИИ селекции и семеноводства овощных культур, с 2008-го по 2013 год сбор овощей в России увеличился более чем в два раза. Еще в 2011 году компания Global Reach Consulting (GRC) в своем исследовании российского рынка тепличных овощей отмечала, что его насыщенность местной продукцией составляет 50-60%, что позволило впервые за восемь лет получить отрицательную динамику импорта. На первый взгляд, отечественный плодоовощной сектор стал одним из главных выгодоприобретателей от санкций, которые вводились российскими властями в отношении импортной сельхозпродукции. По итогам прошлого года Россия вырастила в закрытом грунте 700 тыс. тонн тепличных овощей — на 4% больше, чем в 2014 году. «Как в открытом, так и в защищенном грунте товарное производство овощей выросло при одновременном снижении их импорта на 30%. Мы считаем, что это первые результаты реализации программы по обеспечению импортозамещения», — отметил на прошлогодней конференции овощеводов в Белгороде исполнительный директор Национального союза производителей овощей (НСПО) Михаил Глушков. В апреле прошлого года, всего через несколько дней после назначения министром сельского хозяйства РФ, Александр Ткачев заявил, что через два-три года Россия сможет заместить импортную тепличную продукцию собственным производством на 90% и даже выйти на зарубежные рынки. На ближайшую пятилетку у Минсельхоза России очень амбициозные планы — добиться роста сбора тепличных овощей на 1 млн тонн, что предполагает появление около 2 тыс. га новых теплиц. Объем инвестиций в такие площади оценивается в 200 млрд рублей. Однако пока прирост российских теплиц идет примерно вдвое меньшими темпами. В прошлом году в эксплуатацию было введено 204 га теплиц, общий объем вложений в них составил 32,5 млрд рублей, а в этом году в стране строится 170 тепличных комплексов с объемом инвестиций примерно 24 млрд рублей. «За счет этого сможем произвести дополнительно 100 тыс. тонн овощей, а нам надо дополнительно миллион тонн. Если будем такими темпами идти, то мы получим этот миллион через десять лет. Меня это не устраивает, — заявил в апреле на форуме «Овощкульт» Александр Ткачев. Десять лет — у России нет такого времени, чтобы ждать, пока мы произведем свой помидор и огурец. Конкуренты не дремлют, они тоже смотрят на российский рынок как на лакомый кусок. Если не мы — будут другие. Десять лет — реальный, но непозволительно долгий срок, пять лет — оптимальный, но достичь необходимых показателей за такое время будет очень трудно».

Подводные камни закрытого грунта
По разным оценкам, уровень рентабельности в тепличном бизнесе составляет около 30% — это очень высокий показатель даже по меркам отечественного АПК, переживающего сейчас подъем. По данным генерального директора ассоциации «Теплицы России» Татьяны Кулик, стоимость 1 га теплиц «под ключ» отечественного производства без подведения внешних сетей в среднем обойдется в 65 млн рублей. При использовании дополнительного освещения для выращивания растений на светокультуре стоимость увеличится до 80 млн рублей. Окупаемость такой теплицы занимает в среднем от 8 до 10 лет. Привлекательность инвестирования в тепличный бизнес определяется рядом факторов, помимо хорошей рентабельности. Во-первых, это значительный потенциал роста в отрасли. Согласно рекомендации Минздрава РФ, норма потребления овощей в год должна колебаться от 120 до 140 кг на человека, а фактически на 2015 год, по данным Росстата, эта цифра составляет 80-100 кг, то есть в полтора раза меньше оптимального уровня. Во-вторых, современные технологии и оборудование позволяют новым тепличным хозяйствам получать высокий урожай и стабильную прибыль. Тепличное овощеводство лишь формально относится к сельскому хозяйству: технологии, используемые в этой отрасли, быстро дают промышленные результаты.
В-третьих, росту в отрасли способствуют значительные меры господдержки, причем не только в виде санкций и ограничивающих импорт мер. В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрены субсидии в размере 20% от прямых понесенных затрат на строительство или модернизацию тепличных комплексов. В 2015 году на господдержку тепличного сегмента было направлено 945,9 млн рублей, а в текущем году комиссия по отбору инвестпроектов выделила более 5,7 млрд рублей на строительство 20 тепличных комплексов. «Это беспрецедентная поддержка, никогда в России ничего подобного не было», — подчеркнул Александр Ткачев на Всероссийском совещании, посвященном стратегии развития овощеводства защищенного грунта.
Но, несмотря на столь серьезную господдержку, в прошлом году из более чем 60 тепличных проектов, которые, по данным НСПО, были запланированы к строительству, до ввода в эксплуатацию и подачи заявки на возмещение государством части капзатрат дошли лишь 24. Показатель государственной программы развития сельского хозяйства по вводу в эксплуатацию тепличных комплексов выполнен лишь на 47%, констатируют в руководстве ассоциации.
Одна из главных причин задержки в реализации тепличных проектов — это сложности с финансированием. Для того чтобы проект перешагнул бумажную стадию, его инициатор должен располагать как минимум 30% собственных средств от его общей стоимости. «Много ли таких предприятий, которые могут вложить 30% собственных средств? — задается вопросом президент ассоциации «Теплицы России» Аркадий Муравьев. — Очевидно, немного, учитывая то, что стоимость тепличных проектов с хорошей рентабельностью начинается от 1-2 млрд рублей».
Определенные проблемы есть и на уровне предоставления господдержки. Например, региональные власти должны софинансировать не менее 5% от размера субсидии за счет средств федерального бюджета, но если в бюджете региона нет для этого достаточных сумм, то и федеральное финансирование становится невозможным. В последние пару лет немаловажной проблемой для аграриев стала девальвация рубля. Почти все технологии и оборудование для теплиц, а также значительная часть семенного материала импортируются из-за рубежа, поэтому валютная составляющая в этом бизнесе очень высока, а цены на конечную продукцию не растут настолько, чтобы покрыть возросшие издержки на производство. К этому также следует добавить растущие цены на энергоресурсы, в связи с чем основная масса тепличных проектов реализуется в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где больше солнечных дней, чем в других регионах страны.
Однако даже благоприятные погодные условия не снимают остроты проблемы растущих издержек. В прошлом году, по данным НСПО, рост операционных затрат на производство тепличных овощей составил 64% при росте стоимости на готовую продукцию всего на 29,5%. Новым серьезным стимулом для отечественных аграриев стал конфликт с Турцией — до недавнего времени основным импортером тепличных овощей в Россию. По данным Росстата, за первые пять месяцев этого года импорт томатов сократился на 32,1%, картофеля — на 57,8%, лука — на 49,5%, огурцов — на 31%. Одновременно наблюдался значительный подъем внутреннего производства: на середину июля валовой сбор тепличных овощей в России увеличился на 21,5% — до 413,6 тыс. тонн, а по томатам рост оказался почти двукратным — 92,2 тыс. тонн против 55,4 тыс. тонн за тот же период прошлого года.
Но обострение отношений с Турцией оказалось кратковременным, и одним из ключевых пунктов восстановления сотрудничества с Россией турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган сразу же обозначил снятие санкций на импорт продукции АПК. Это создает для российских овощеводов значительные риски, поскольку площадь тепличных хозяйств в Турции на порядок больше, чем в России, — примерно 20 тыс. га. В этой ситуации несопоставимых объемов предложения наши овощи могут конкурировать с турецкими только за счет качества. «Люди уже разбираются в тепличных овощах и отличают наш товар от заграничного: их огурец может лежать в вакуумных упаковках столько, сколько нужно, но купишь его — он завтра же в холодильнике превратится в зеленое месиво», — говорил в начале года на конференции в Белгороде Аркадий Муравьев.

Парад мегапроектов продолжается
И все же потенциал роста в российской тепличной отрасли представляется значительно сильнее всех перечисленных сложностей. По данным недавнего исследования агентства InfoLine, общий объем инвестиций в строительство и реконструкцию зимних теплиц, заявленных к реализации на 2016-2019 годы, составит порядка 5 млрд долларов. Благодаря этим вложениям список лидеров в отрасли должен значительно увеличиться.
Согласно информации компании «Технологии роста», сегодня крупнейшими тепличными комбинатами в России являются «Южный» (Карачаево-Черкесия) и «Зеленая линия» (Краснодарский край). История этих предприятий весьма показательна для понимания логики развития отрасли. «Южный» общей площадью 144 га был построен еще в советские годы, затем оказался в собственности правительства Москвы и долгое время пребывал в состоянии «спящей красавицы». С точки зрения климатических условий, Карачаево-Черкесия является одним из лучших регионов страны для тепличного овощеводства, но техническое перевооружение огромного предприятия (по некоторым сведениям, самого крупного в Европе) требовала очень серьезных средств. Потянуть такие вложения мог только крупный холдинг, и в этом качестве выступила АФК «Система» Владимира Евтушенкова, который в последние годы обзавелся приличной «коллекцией» аграрных активов. В течение пяти лет на «Южном» планируется провести полную модернизацию производства, что позволит комбинату нарастить свою и так немалую долю на российском рынке (сегодня она составляет 7,2%). Инициатором строительства тепличного комплекса «Зеленая линия» выступил краснодарский бизнесмен Сергей Галицкий, основной владелец крупнейшей в России торговой сети «Магнит». Одно время он присматривался к приобретению «Южного», но его не устроила цена, поэтому для обеспечения «Магнита» овощами пришлось вкладываться в собственные теплицы. Реализация проекта стартовала в 2010 году в Динском районе Краснодарского края. На данный момент, по информации краевого департамента инвестиций, «Зеленая линия» насчитывает 24 тепличных блока общей площадью 120 га, которые дают около 67 тыс. тонн продукции в год, закрывая 75% потребностей региона в тепличных овощах. До конца этого десятилетия к этим двум мегакомплексам должны добавиться другие сопоставимые проекты. Например, уже в этом году 8,7 тыс. тонн огурцов было получено в комплексе «Агрокультура групп» в Московской области, в создание которого было инвестировано 5 млрд рублей. У этого предприятия весьма удачное расположение — вблизи Каширской ГРЭС, крупнейшей электростанции столичного региона. «Мало кому удается построить теплицы рядом с электростанцией. Это выгодное место, тем более что 50% затрат на выращивание огурцов уходит именно на электроэнергию», — говорит один из конкурентов «Агрокультуры Групп». Из «свежих» тепличных инициатив можно назвать проект холдинга «Русагро», который в этом году приобрел землю в Тамбовской области под строительство тепличного комплекса площадью 100 га и стоимостью, по предварительной оценке, 12 млрд рублей. Но на этом амбиции «Русагро» явно не ограничиваются: в прошлом году его гендиректор Максим Басов сообщил в одном из интервью, что холдинг намерен построить 300 га теплиц и стать крупнейшим в стране производителем овощей закрытого грунта с долей рынка в 20%.
В конце августа стало также известно об одобрении крупного тепличного проекта в Белгородской области компании «Гринхаус», владельцем которой является Аркадий Абрамович, сын миллиардера Романа Абрамовича. К концу 2017 года компания построит 24 га теплиц, а к 2020-му площадь теплиц увеличится до 108 га. Общую стоимость этого проекта в НСПО оценивают в 20-25 млрд рублей, отмечая при этом, что из-за больших затрат на отопление и освещение себестоимость овощей, производимых в Белгородской области, будет выше, чем если бы аналогичный проект реализовывался на юге. В итоге срок его окупаемости может превысить стандартные 7-8 лет.
            bool(false)