Суперинтенсивный сегмент. Потенциал развития российского садоводства становится понятен из сравнения фактических и нормативных объемов потребления фруктов и ягод. Оптимальным его уровнем считается показатель в 75 кг в год, или около 11 млн тонн в целом для России, тогда как в прошлом году, по данным Росстата, в среднем на одного жителя страны приходилось 62 кг фруктов и ягод. При этом на долю отечественных производителей в совокупном объеме плодовой и ягодной продукции, потребленной в РФ в прошлом году, пришлось до 38%. Для сравнения: в утвержденной в начале этого года новой Доктрине продовольственной безопасности предполагается, что к 2030 году российский рынок фруктов и ягод должен быть самообеспечен не менее чем на 60%.
Иными словами, рынку есть куда расти, и этот процесс заметен невооруженным взглядом. В прошлом году объем производства фруктов и ягод во всех российских хозяйствах достиг рекордных 3,46 млн тонн, увеличившись на 121 тыс. тонн. В основе этих достижений лежит постоянное расширение площадей новых фруктовых садов. Основными видами выращиваемых в России фруктов являются яблоки, сливы, вишня и черешня, среди ягод преобладают смородина, малина и земляника.
«Если до 2015 года мы никогда не закладывали в постсоветской истории больше 10 тыс. гектаров в год, то сегодня уверенно подходим к планке 20 тыс. гектаров и на ближайшую перспективу, в 2020-2025 годах, планируем заложить не менее 70 тыс. гектаров многолетних насаждений», — отметил директор департамента растениеводства Минсельхоза РФ Роман Некрасов в выступлении на 22-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень»-2020.
За последние шесть лет в целом по стране было заложено 96,8 тыс. га новых садов и питомников, а в прошлом году площадь закладки составила рекордные 18,2 тыс. га, сообщил заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов в ходе рабочей поездки в Краснодарский край. По прогнозу Минсельхоза России, в этом году объемы закладки будут сопоставимы с прошлогодним уровнем, а к 2024-му производство фруктов только в организованном секторе должно достигнуть 2,1 млн тонн, ровно втрое превысив соответствующий показатель 2017 года (0,71 млн тонн).
Такой быстрый рост, как правило, возможен в том случае, когда отрасль проходит начальный период становления, и если посмотреть на географию российских проектов в садоводстве в динамике последних лет, то нужно признать, что еще не так давно этот сегмент находился попросту в зачаточном состоянии. До 2014 года лишь считанные регионы занимались активной закладкой интенсивных садов по европейским технологиям, но ситуация принципиально изменилась с началом продовольственного эмбарго, когда под санкции попала продукция Польши, в недавнем прошлом главного импортера яблок на российский рынок. Стимулом для закладки новых садов стало усиление государственной поддержки сегмента: за пять лет, с 2013-го по 2018 год, ее общий объем составил 13,7 млрд рублей.
Сегодня интенсивное садоводство активно развивается уже в большинстве регионов юга России — Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской области, в Республике Крым и целом ряде республик Северного Кавказа: Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии, Дагестане. За пределами ЮФО и СКФО, на долю которых приходится 84% всех товарных яблок, выращиваемых в стране, к лидерам российского садоводства относятся Воронежская, Белгородская и Липецкая области. Наряду с закладкой новых садов производители заботятся о сохранности урожая, поэтому инвесторы комплексно подходят к развитию этого направления: рядом с садами строятся новые фруктохранилища, в которых применяются самые передовые технологии. Наиболее высокий уровень самообеспеченности плодово-ягодной продукцией — более 220% — сегодня достигнут в Кабардино-Балкарии, где интенсивное садоводство стало развиваться еще в конце 2000-х годов, что позволило раньше других начать массовые поставки в другие регионы. В Краснодарском крае этот показатель приблизился к 82%, в Волгоградской области составляет более 75%, в Адыгее — 73,2%. Остальные садоводческие регионы пока не превысили заложенного в стратегических документах показателя самообеспеченности в 60%, но ряд начатых проектов позволяет рассчитывать, что эту планку удастся взять в обозримом будущем.
В частности, большие амбиции на российском рынке яблок демонстрирует маленькая Ингушетия, где за ближайшие три года планируется более чем вдвое увеличить объемы производства яблок в одном из самых крупных на Северном Кавказе садоводческих предприятий — ООО «Сад-Гигант Ингушетия». В прошлом году компания вырастила более 24 тыс. тонн яблок, а к 2023 году, по словам ее гендиректора Замира Балкизова, планируется выйти на уровень 55-60 тыс. тонн яблок.
Благодаря новым агротехнологиям, позволяющим выращивать фрукты в сложных климатических условиях, география российского садоводства будет расширяться. Один из таких проектов уже реализуется в Брянской области, где закладываются яблоневые сады интенсивного типа на площади 350 га. На данный момент уже высажено более 420 тыс. саженцев деревьев, а объем общих инвестиций в проект составит 600 млн рублей. Но все же главным регионом в российском садоводстве еще долго будет оставаться Краснодарский край. Один только новый проект местной компании «Южные земли» предполагает закладку более 3,5 тыс. га яблоневых садов суперинтенсивного типа (с урожайностью 60-65 тонн яблок с гектара) до 2025 года и строительство нескольких фруктохранилищ. До конца 2021 года предприятие планирует завершить закладку сада с использованием более эффективной шпалерной технологии, оросительной и противоградовой систем в Крымском, Абинском и других районах края на площади более 1,7 тыс. га, на что потребуется 1,3 млрд рублей. Еще один масштабный проект на Кубани был реализован компанией «Сад-Гигант», которая выступила инвестором строительства крупнейшего фруктохранилища в Славянском районе. Уже к концу года оно сможет вместить 54 тыс. тонн продукции, выращенной местными садоводами. Объективно потенциал развития садоводства во многих регионах России, например в Сибири и на Дальнем Востоке, невелик, однако здесь огромные перспективы имеет промышленное производство ягод. В связи с этим Минсельхоз запланировал ввести в отраслевую госпрограмму повышающие стимулирующие коэффициенты для ягодной продукции. Отдельно будет разрабатываться и программа развития питомниководства.
Углубление импортозамещения. Как и многие другие ниши российского АПК, садоводство довольно быстро подошло к той черте в наращивании импортозамещения, когда растущие валовые показатели собственного производства уже сами по себе не могут быть мерилом успеха. Дело в том, что в отечественном садоводстве нового поколения по-прежнему сохраняет актуальность одна из главных исходных проблем — высокий уровень зависимости от импорта саженцев. Основными их поставщиками выступают Белоруссия, Польша, Нидерланды, Венгрия и Литва, причем поставки из Беларуси представляют собой реимпорт из других стран, который после 2014 года лишь увеличился из-за санкционного фактора. Такая зависимость от иностранного посадочного материала увеличивает себестоимость готовой продукции в России, а также негативно влияет на обеспечение национальной продовольственной безопасности. По данным Минсельхоза РФ, сегодня общий объем производства саженцев в России составляет 32 млн штук и столько же завозится из-за рубежа. Импортозамещение посадочного материала увеличивается, хотя пока и недостаточными темпами для полноценной победы над конкурентами. Тем не менее по итогам 2019 года уже на 55% площадей новых садов был заложен отечественный посадочный материал.
«Это рынок, за который нужно бороться и завоевывать его. Но для этого нужны конкурентная цена и конкурентное качество. Мы понимаем, что развитие садоводства невозможно без соответствующей инфраструктуры, и нам очень важно, чтобы у нас были типовые готовые решения в сфере производства плодовой и ягодной продукции», — сказал Роман Некрасов на международной выставке технологий современного садоводства «PROяблоко2020», прошедшей в августе в новом конгресс-центре «МинводыЭКСПО» в Ставропольском крае.
Поэтому, помимо собственно закладки новых садов, государственная поддержка садоводства сегодня направлена на развитие отечественной селекции — строительство селекционных центров и питомников, производящих саженцы. Кроме того, Минсельхоз планирует сместить акценты господдержки в направлении тех садоводов, которые будут использовать отечественные саженцы.
Еще одной актуальной проблемой российского садоводства является обеспечение спецтехникой отечественного производства: ее разработка позволила бы сократить себестоимость выпускаемой продукции и в итоге сократить издержки инвесторов. По оценкам экспертов, более 75% используемой при применении современных технологий садоводства техники, инструментов и материалов являются импортными, что также влияет на себестоимость конечной продукции, отмечали в прошлом году участники тематических слушаний в Совете Федерации. Для решения проблемы с этого года реализуется ведомственный проект «Техническая модернизация АПК», входящий в проект обновленной госпрограммы развития сельского хозяйства России до 2025 года. Тем не менее техника, показанная на выставке «PROяблоко2020», в основном представляла собой зарубежные аналоги. «К большому сожалению, просьба садоводов как можно быстрее раскачать отечественных сельхозмашиностроителей в части специализированного оборудования и техники нас еще не удовлетворяет в тех темпах, которые есть. В этом и Минсельхоз России чувствует свою ответственность», — констатировал Джамбулат Хатуов.
По мнению министерства, основным инструментом господдержки садоводов в данном случае должен стать новый лизинговый механизм: при сопоставимых объемах бюджетных ассигнований эффективность льготного лизинга значительно выше в сравнении с прямыми субсидиями производителям сельхозтехники. Садоводы из Краснодарского края, Липецкой и Белгородской областей уже вышли с инициативой о поставке в лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования для садоводства, аналогов которых еще нет в России.
Наконец, остро стоит вопрос об эффективном страховании урожая. В этом году апрельские заморозки погубили большую часть урожая на юге страны, к примеру, на Кубани власти региона прогнозируют снижение урожая косточковых и семечковых культур на 80% и 60% соответственно. «Условия 2020 года показали, что здесь у нас очень много проблем и очень много нерегулируемых ситуаций. Условно говоря, сегодняшняя «нормативка» Минсельхоза РФ позволяет возмещать ущерб только в том случае, если была стопроцентная гибель. Поэтому будем этот вопрос тоже дорабатывать с Союзом агростраховщиков и доводить ситуацию до статуса, когда потери аграриев из-за неблагоприятных чрезвычайных ситуаций будут покрываться страховыми выплатами», — заверил Роман Некрасов в выступлении на выставке «Золотая осень»-2020.