По данным Росстата, уже в 2014 году доля импорта мяса птицы (куриное, индейки, утки, гуся и др.) в России составила 10,2% от общего объема ввозимой продукции из-за рубежа. Ключевыми странами-импортерами птицы в Россию традиционно были США, Бразилия, Белоруссия. Итогом введения в 2014 году российского продовольственного эмбарго стало исчезновение с отечественных прилавков порядка 40% иностранной птицы. Российские производители моментально отреагировали на высвободившуюся нишу. В первом полугодии 2015 года суммарный объем мяса птицы в стране от всего объема импортного продовольствия составил 1,2% ($155 млн).
Зона роста
Конечно, не только санкции помогли развитию птицеводства. Отрасль стала конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов. За последние семь лет производство птицы на убой в живом весе увеличилось на 2,98 млн тонн, что составляет 98%. Такие темпы роста объясняются тем, что птица отличается высокой скороспелостью, к тому же является доступным и диетическим продуктом. Потребление мяса птицы на душу населения достигло 31,5 кг в год. В 2015 году производство птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств увеличилось на 7,7% и составило 6 млн тонн, что выше уровня 2014 года. В сельскохозяйственных организациях производство увеличилось на 8,5% и составило 5,49 млн тонн. Доля мяса птицы в общем объеме производства мяса составляет около 45%. На одного человека в среднем приходится 290 яиц.
В настоящее время в общем объеме производства мяса птицы их доля составляет около 6%. «Сегодня более 90% птицеводческой продукции производится в промышленном секторе, — говорит Владимир Лабинов, директор Департамента животноводства и пле-
менного дела Министерства сельского хозяйства РФ. — А некоторые российские компании не только планируют, но и уже поставляют свою продукцию на международный рынок».
Угрозы для рентабельности
Но если от введения санкций и запрета на импорт из США и стран ЕС производители птицы только выиграли, то с развитием экономического кризиса отрасль тоже оказалась в некомфортабельных условиях. Во-первых, россияне из-за снижения доходов сократили количество потребления мяса, в том числе и птицы, на 35% в год. Во-вторых, в связи с санкциями и увеличением курса валют значительно выросли расходы на производство. «Существенно повысились цены на зерно (пшеница — до 10 руб. за кг), кормовые добавки, а также импортные компоненты, что составляет порядка 70% от общего объема затрат. В 2015 году себестоимость яиц, мяса и продуктов переработки выросла на 41%. В феврале 2016 года повысилась стоимость премиксов (компонентные смеси) на 17%. На 25% повысилась цена упаковочного материала. Ко всему прочему увеличились тарифы на естественные монополии, — говорит Владимир Горохов, генеральный директор ОАО «Ворсменская» (Нижний Новгород). — Мы были вынуждены брать дополнительные кредиты. В конечном счете снизилась рентабельность производства, которая сегодня не дает возможности провести столь необходимую модернизацию. Без государственной поддержки и при отсутствии дотаций на яйцо нам очень сложно в нынешних условиях выходить на более высокий уровень, и вопрос участия в программах импортозамещения несколько усложняется, хотя наша продукция соответствует абсолютно всем требованиям технического регламента».
Без поддержки особенно трудно обойтись малым компаниям. «В новых условиях, когда объемы импорта сократились, российские птицефабрики получили хороший шанс вывести на рынок свой товар, который должен понравиться потребителю. А это возможно только при условии аналогичных качеств, соблюдения всевозможных стандартов производства, ГОСТов, — делится Елена Тараканова, генеральный директор ООО «Снабконтракт». — В свою очередь, со стороны государства необходимо усиление контроля за производимым продуктом, а также поддержка средних и малых птицеводческих предприятий, которые выращивают, перерабатывают и упаковывают товар. Таким хозяйствам сегодня нужны долгосрочные вменяемые кредиты, иначе завтра на рынке останутся только крупные холдинги, с которыми невозможно конкурировать по цене, а иногда и качество их продукции оставляет желать лучшего».
Инструменты для экспансии
Тем не менее российские производители птицы настроены оптимистично. Большинство компаний готовы не только заместить импорт. Перед отраслью стоит задача в ближайшие 3-5 лет улучшить качество выпускаемой продукции, а также проработать планы по экспансии на зарубежные рынки. В связи с этим предстоит колоссальная работа по селекции, а возможно, и выведению новых пород птиц с высокой продуктивностью, включая нетрадиционные виды, такие как утка или индейка. И если объемы производства мяса птицы и яиц в России сегодня обеспечивают потребности отечественного потребителя практически на 100%, то дела с племенным материалом мясных и частично яичных кроссов (гибридов) птиц обстоят гораздо хуже. Практически вся селекция сегодня импортная. В основной массе племенной материал в Россию сегодня поставляют крупные мировые селекционные компании: Aviagen, СоЫЫ (США) или Hubbard (Франция), «Ломанн», «Хайсекс» и «Хай-лайн». Хотя в России и есть репродукторы вышеназванных фирм, это не отечественные кроссы. Поэтому все отечественное птицеводство сегодня зависит напрямую от них. «И тем не менее российские производители уже сегодня могут не только заполнить отечественный рынок своей продукцией в полном объеме в условиях импортозамещения, но и поставлять на экспорт, — считает Олег Владимиров, председатель НО «Союз птицеводческих хозяйств Кубани». — Качество продукции позволяют соблюдать технологии, которые уже повсеместно используются в птицеводстве. За последние 10-15 лет большая часть птицефабрик и перерабатывающих предприятий провели масштабную модернизацию технологического оборудования, включая упаковку охлажденной продукции с коротким сроком реализации (до 5 суток), без использования хлора, как, например, делают американские производители. С каждым годом прирост производства птицы составляет 5-8%, и сегодня Россия находится на четвертом месте в мире по производству мяса птицы. А в последние годы наблюдается даже некоторый избыток».