Николай Гречанный: «Наши выпускники востребованы рынком»

Директор ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» считает, что кадровый вопрос в сельском хозяйстве региона можно и нужно решать

13 Октября 2017

Директор ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» Николай Гречанный считает, что кадровый вопрос в сельском хозяйстве региона можно и нужно решать. Он видит несколько путей его решения: во‑первых, ввести в образовательный процесс новые специальности, связанные с применением высоких технологий, и, во‑вторых, уже работающие образовательные программы наделить новым содержанием.

В последнее время многие отрасли экономики предъявляют новые требования к кадрам, и сельское хозяйство не исключение. Как это отражается на вашей работе?
В настоящее время рынок труда требует качественно других специалистов: если раньше тракторист был просто трактористом, то сегодня он должен, помимо основных компетенций (управление трактором и его техническое обслуживание), знать технологию выращивания культур, понимать принципы управления машинно-тракторным парком, владеть современными технологиями. Поэтому наша задача — ​готовить универсальных специалистов.

Но ведь это требует и соответствующей учебной базы. Как решается данный вопрос?
Для этого необходимо обновление учебной и производственной базы учебного заведения и улучшение материально-технического оснащения. На базе образовательного учреждения имеется учебное хозяйство площадью 942 га. У нас есть техника, необходимая для обработки земельных угодий своими силами. Также для этих целей в прошлом году нами был приобретен зерноуборочный комбайн «Полесье» 1281» GS12. Это дает возможность зарабатывать средства, которые мы можем тратить на оснащение и совершенствование кабинетов, лабораторий, материально-технической базы.
Конечно, на импортную технику средств не хватает, но приборы GPS- и ГЛОНАСС-навигации и приборы параллельного вождения мы используем. Все это дает возможность давать студентам более качественное образование.
В текущем году наш студент занял второе место в Национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». А также наши студенты стали призерами по компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами», и на пятом месте — ​по компетенции «Информационные кабельные сети».

Какие новые специальности вы ввели за последнее время?
Открыли специальность «Компьютерные системы и комплексы», в рамках которой готовим специалистов, способных выполнять разработку и производство программно-аппаратных комплексов, эксплуатировать и проводить техобслуживание компьютерных систем, заниматься техническим сопровождением и настройкой как системы в целом, так и отдельных ее элементов, обеспечивать защиту информации.
В учебном заведении ведется работа по подготовке специалистов, умеющих работать с медными и оптическими кабелями. Компетенция «Информационные кабельные сети» присутствует во всех сферах нашей жизни, является фундаментом при построении сетей мобильной связи, локальных вычислительных сетей (ЛВС), сетей кабельного телевидения, глобальных компьютерных сетей (WAN). Специалисты данной компетенции выполняют работы по монтажу волоконно-оптических и медножильных участков создаваемой сети, подключают, настраивают и обслуживают оборудование и т. д.
Нельзя не сказать о таком интересном направлении, как малообъемная авиация. Мы стараемся развивать одну из компетенций WorldSkills в сегменте «Управление беспилотными летательными аппаратами». Эта работа нам знакома, но если ранее мы ею занимались скорее в любительских целях, то сегодня у нас уже имеется комплект оборудования, которое позволяет человеку с некоторыми навыками в сфере информационных технологий собрать собственный дрон (малый радиоуправляемый летательный аппарат) из набора комплектующих, управлять им и, вооружив его видеокамерой, осматривать окружающее пространство. Это дает возможность в сельском хозяйстве оперативно оценить состояние поля, удаленно контролировать безопасность и мониторить обстановку на различных объектах. С помощью таких дронов, конечно, более мощных, можно проводить химическую обработку полей. На мой взгляд, это направление очень актуально, современно и востребовано.
Также в нашем техникуме внедрена компетенция «Изготовление прототипов», востребованная во многих сферах инновационных технологий.

А принципы обучения традиционным для сельхозтехникума специальностям претерпевают какие-либо изменения?
Помимо новых специальностей, мы продолжаем готовить агрономов, бухгалтеров, ветеринаров, механизаторов, слесарей по ремонту автомобилей и трактористов. Но при этом меняется сам подход к обучению, его содержание, используем элементы дуальной системы обучения. Большое значение имеет практическое обучение. Ему выделяется 60% всего учебного времени.
С 2012 года на базе нашего учебного заведения открылся ресурсный центр по животноводству. Его база позволяет создавать и воплощать в жизнь инновационные образовательные программы для подготовки специалистов и рабочих кадров по современным технологиям в животноводстве. Современное оборудование, наличие ветеринарной и кормовой лабораторий, рабочая площадка по искусственному осеменению животных, лаборатория по современным механизированным технологиям, малые учебные фирмы «Белый клык» и «Птичий дом» дают возможность улучшить качество образования.

Как складываются взаимоотношения с основными потребителями выпускаемых вами кадров — ​сельхозкомпаниями?
С 2016 года мы являемся краевой инновационной площадкой по профориентационной работе, которая работает по принципу сетевого взаимодействия «школа — ​техникум — ​предприятие». Модель создания аграрного кластера, которую мы внедряем с одним из ведущих сельхозтоваропроизводителей региона агрофирмой «Прогресс» обещает стать весьма эффективной. Ее суть в том, что мы заключаем договор на подготовку кадров и берем на себя обязательства подготовить высококвалифицированного специалиста по заказу предприятия. Предприятие подбирает кандидатов на обучение (как правило, из числа детей своих сотрудников) и обеспечивает студента материальной поддержкой, местом прохождения практики и дальнейшим трудоустройством выпускника.
Эта система не новая, но она прекрасно работает и в современных условиях. В прошедшем году по договорам с предприятием к нам поступило четыре человека, в текущем году — ​уже пять человек.
Для студента такая форма сотрудничества тоже удобна, так как по контракту он работает на сельскохозяйственном предприятии определенное время, а это гарантированное трудоустройство. Работодатель заинтересован в удержании грамотных кадров, поэтому предлагает хорошие условия. Насколько мне известно, одна из агрофирм, с которыми мы сотрудничаем, уже выделила участки земли под строительство жилья для молодых специалистов. Проработав определенный срок на предприятии, сотрудник, выпускник нашего техникума, может получить это жилье в собственность.
Кадровый вопрос в сельском хозяйстве стоит достаточно остро. Одна из причин — ​старение кадров, увеличение среднего возраста работающих. Поэтому наша задача — ​донести до школьников, что среднее профессиональное образование в области сельского хозяйства может дать великолепные возможности, а также подготовить высококвалифицированного специалиста.
            bool(false)