Ирина Теларова: «Кластерный подход доказывает свою эффективность»

Ирина Теларова: «Кластерный подход доказывает свою эффективность»

В 2015 году в Ростовской области приступили к формированию территориального кластера «Долина Дона»
Проект призван вывести на новый уровень развития виноградарство и виноделие в самой северной зоне возделывания винограда за счет использования широкого спектра механизмов. Как «Долина Дона» развивается сегодня, какова роль в этом процессе донской науки и растет ли спрос на отечественное вино среди потребителей, ИД «ЕвроМедиа» узнал у директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой.

— Проект «Долина Дона» инициирован в 2015 году правительством Ростовской области. При его формировании избран кластерный путь развития как наиболее эффективный. Он позволяет кооперировать представителей заинтересованных структур — власти, науки, бизнеса, потребителей — для консолидации усилий по решению общих для всех задач. В первую очередь — развивать на территории Дона качественную продукцию виноградарства и виноделия. На первом этапе формирования кластера в «Долину Дона» входило семь организаций, сегодня он объединяет 17 участников. Это производители винодельческой продукции, Союз виноградарей и виноделов Дона, банк ВТБ, объекты розничной торговли и туристической сферы, производители спецоборудования и агротехники, среди которых ведущий поставщик на Юге России компания «Бизон» и представители науки. Проект «Долина Дона» поддержан ВНИИ виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко и ДГТУ, который является специализированной организацией кластера. На базе факультета «Агропромышленный ДГТУ» готовят бакалавров по специальности «технология бродильных производств». Первый выпуск будет в этом году. И, поверьте, спрос на таких специалистов со стороны производителей вина высок. В 2017 году открыт набор в магистратуру, идет подготовка молодых кадров и для научной деятельности. Помимо образовательного проекта кластер «Долина Дона» включает еще несколько направлений. Это туристический проект, нацеленный на продвижение на Дону эногастрономического туризма; проект, направленный на развитие межотраслевых производственных связей. А также проект по реализации сети магазинов под брендом «Долина Дона», в том числе за счет открытия фирменных точек в действующих торговых сетях. Анализ спроса показывает: потребитель заинтересован при покупке вина в приобретении сопутствующих товаров — сыров, мяса и т. п. Донскому производителю есть что предложить сегодня и по этому направлению. Мы прорабатываем механизмы работы и с сегментом HoReCa. Замечу, что спрос на донское вино в местных ресторанах постепенно растет. Да, сегодня донское вино в объеме российского производства занимает всего от 5 до 10%. Но еще лет пять назад отечественный потребитель и вовсе отдавал предпочтение иностранным винам. Сегодня же каждый второй ресторан имеет в своей винной карте российского производителя. А это значит, спрос на отечественное растет. Но нам важно не просто увеличить производство вина на Дону, но и сохранить его качество, его уникальность.