Пластичные перспективы

Рынок гибкой полимерной упаковки для пищевых продуктов растет на 4-5% в год

8 Октября 2019

Яндекс.Дзен Instagram
Решения на основе полимеров — самое динамично развивающееся и перспективное направление рынка упаковки. Легкая, прочная и экономичная пластиковая упаковка сегодня вытесняет металл, стекло и бумагу из целых отраслей, в первую очередь в пищевом производстве. В основе успеха пластика — возможность быстро и недорого решить практически любую проблему сельхозпереработчика, сделав хранение, перевозку и употребление любого продукта более удобным и эффективным.

Еще 15-20 лет назад отечественный рынок упаковочных решений был насыщен продукцией из Европы и США, хотя сильных производителей уже тогда хватало и на постсоветском пространстве, в том числе среди предприятий Белоруссии и Украины, активно действовавших на российском рынке. Примерно с конца 90-х годов в России вместе с ростом пищевой промышленности начала формироваться и полноценная упаковочная отрасль. Особенно бурный рост отрасли пищевой упаковки из полимеров начался примерно с 2012 года, рассказывает генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. Многие компании, ранее занимавшиеся дистрибуцией, решили открыть собственные производства, станки и оборудование поставлялись сначала из Европы, а затем и из Китая. «Государство на фоне санкций стало активно вкладываться в АПК, для растущего объема пищевки понадобилась упаковка. Кроме того, многие мясокомбинаты и молокозаводы в погоне за эффективностью передали это направление на аутсорсинг — упаковка становится все более высокотехнологичной, не будучи профильным производителем сложно выдержать конкуренцию и выдавать на постоянной основе достойный продукт», — отмечает Александр Бойко.

Кушать подано
В России, как и во всем мире, четко прослеживается тенденция вытеснения бумаги, картона и стекла пластиком. Основные причины очевидны: товар в пластиковой упаковке легкий, он лучше защищен от порчи и повреждений, за счет прозрачности товар легко разглядеть, не вскрывая упаковки, у него более солидный внешний вид. Соответственно, при выкладке на витринах товар в пластиковой упаковке имеет преимущества. Пластмасса обладает относительной дешевизной и легкостью дальнейшей переработки, использование полимеров в качестве материала для упаковки означает разнообразие методов обработки и декорирования. Около 86% продуктов, по данным Минсельхоза РФ, в России сегодня упаковано именно в пластик.
Согласно данным ВТО, полимерные упаковочные материалы в пищевой промышленности — самый большой и самый быстрорастущий сегмент. Согласно подсчетам аналитиков, за год в мире данной продукции реализовано на сумму более чем 5,4 млрд долларов. В РФ за 2018 год продано такой упаковки не менее чем на 150 млн долларов.

По данным Национальной конфедерации упаковщиков, рынок полимерной упаковки для продукции АПК в России ежегодно растет на 4-5%. «Можно говорить, что рынок в основном сложился и поделен между 10-12 крупнейшими производителями, которые в предыдущие годы успешно вложились в современные производственные линии, персонал, собственные дизайнерские и технологические решения, ноу-хау», — говорит Александр Бойко.
На смену традиционным форматам приходят решения, которые позволяют дольше сохранять свежесть, вкус, структуру продукта, а также сокращают время, затрачиваемое покупателем на приготовление. Немаловажным является и вопрос компактности, возможность экономить складское пространство и повышать эффективность логистики товара. Большое влияние на внедрение новых технологий, по его словам, оказывают требования современного формата торговли: сроки хранения, позволяющие доставлять свежую продукцию на значительные расстояния и, конечно, удобство для конечного потребителя. А он хочет иметь упаковку, которая занимает мало места и в достаточной степени демонстрирует товар. На эти пожелания и ориентируются сетевые магазины. Кроме того, упаковка должна гарантировать сохранность товара на протяжении всего срока годности, ведь потребитель к этому привык и даже не задумывается на эту тему.

Еще одна важная тенденция, которая значительно влияет на рынок пищевой полимерной упаковки, — изменение модели потребительского поведения людей в больших городах. Как отмечают эксперты в области маркетинга, сегодня типичный москвич или петербуржец почти не готовит еду дома, предпочитая кафе или готовые обеды навынос, все больше готовой еды и полуфабрикатов продают торговые сети. Соответственно, высок спрос на интересные и продуктивные решения в данном сегменте. Как рассказал «Вестнику АПК» руководитель экспортного отдела, маркетолог концерна «Протэк» Леонид Молочник, не так давно компания вывела на рынок пищевой контейнер из полипропилена для готовых блюд с перфорацией. «В таком контейнере можно хранить несколько блюд, не смешивая их, а также разогревать в микроволновой печи отдельные его части, к примеру только второе, не трогая салат. Это удобно и практично», — замечает Леонид Молочник.
  
По его словам, сегодня компании-производителю для того, чтобы успешно работать на рынке, необходимо иметь материально-техническую базу для быстрого и эффективного удовлетворения потребностей заказчика. «Мы, к примеру, работаем практически со всеми материалами, которые сегодня применяются в пищевой упаковке на мировом и отечественном рынках, — PET (ПЭТ), PP (ПП), PS (ПС), BOPS (ОПС), EPS (ВПС). Есть собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает оригинальные решения. Производственные активы равномерно распределены по территории России, что позволяет сократить время доставки и логистические расходы», — отмечает представитель «Протэка».

Лидерские перспективы
Согласно данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим производителем пищевой упаковки из полимерных материалов в России сегодня является концерн «Протэк». Основанный в 1996 году, концерн планомерно развивал свою дистрибьюторскую, а затем и производственную сеть. К 2019 году «Протэк» построил 11 заводов по производству упаковки, создал сеть из 32 собственных торговых филиалов в 32 городах России и в странах СНГ со своими складами и товарными запасами «здесь и сейчас», а также широкую дилерскую сеть (более 70 дистрибьюторов). Такая развитая производственно-логистическая структура позволяет компании лидировать не только в части объема произведенных упаковочных материалов, но и в части их разнообразия (более 1,5 тыс. различных видов продукции).

Также в число лидеров отечественной индустрии полимерной упаковки для пищевых продуктов входят такие компании, как «Росспак», «Комус-Упаковка», «Георг Полимер», «Каштан» (Белоруссия), «Алькор», «ЮМТ Индастри».
Сегодня крупнейшие компании сектора занимают порядка 92% отечественного рынка полимерной пищевой упаковки, импортируются в основном только высокотехнологичные виды упаковок, некоторые виды этикеток, специфических пластмасс. «Наши производители пищевой упаковки успешно провели импортозамещение, а сейчас уверенно выходят на международные рынки. Наши конкурентные преимущества — это умеренная цена при высоком качестве. Пока объем продаж за рубеж небольшой и скорее основан на личных контактах руководителей, однако эта тенденция будет лишь набирать обороты — отечественные производители активно заявляют о себе на международной арене, участвуют в выставках и промомероприятиях и в целом очень заинтересованы в работе на экспорт», — подчеркивает Александр Бойко.

10 крупнейших российских производителей пищевой упаковки из полимерных материалов

Место

Название компании

Объем переработанного полимерного сырья
в 2018 г. (тыс. тонн)

1

Концерн «Протэк»

20,4

2

«Грайнер Пэкэджинг»

19,3

3

«Монди»

17,4

4

«Комус-Упаковка»

13,9

5

«Солид»

13,7

6

«Алькор»

13,5

7

«Георг Полимер»

9,3

8

«Росспак»

4,8

9

«ИНЛАЙН-Р»

3,7

10

«ЮМТ Индастри»

3,5


Как мы считали
В рейтинг вошли российские компании, для которых производство полимерных упаковочных материалов является основным видом экономической деятельности. Основанием для ранжирования послужили объемы переработки сырья за 2018 год. Информация для составления топ-листа была предоставлена самими компаниями, а также взята с их сайтов, из отраслевых отчетов, публичных выступлений топ-менеджмента. В случае, когда компания не ответила на запрос «Вестника», а информация об объемах производства и переработки в официальных источниках отсутствовала, редакция осуществила самостоятельный расчет на основании косвенных производственных показателей, а также финансовых данных в системах СБИС и «Контур-Фокус». Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. 

            bool(false)