Аграрных дел мастера

Аграрных дел мастера

Сельскохозяйственные колледжи выполняют план президента РФ по подготовке кадров
Сельскохозяйственные колледжи и техникумы отмечают постепенное возрождение интереса к сельским профессиям у молодежи. Однако говорить о том, что село в ближайшие год-два будет обеспечено рабочими руками, пока рано, считают в учебных заведениях. Молодежь необходимо не только учить специальности, но и показывать привлекательность крестьянского труда и грамотно организовать трудоустройство. Аналитический центр «ЕвроМедиа» собрал средние учебные заведения, где эта работа ведется наиболее эффективно и комплексно.

Кто селу нужен
Колледжи и училища сельскохозяйственной специализации в последние годы отмечают хоть и скромную, но положительную динамику увеличения числа абитуриентов. Это говорит о возрождении интереса к сельским профессиям, которые сегодня в большом дефиците. Привлечению молодежи способствует открытие новых направлений обучения и расширение уже имеющихся, часто с упором на конкретного работодателя. «Практически ежегодно техникум вместе с филиалами стабильно выполняет контрольные цифры приема в техникум. Эта цифра на протяжении многих лет составляет более 200 человек, — ​подтверждает директор Орловского техникума агробизнеса и сервиса Константин Домогатский. — ​Мы стараемся расширять и совершенствовать программы обучения. Так, например, в рамках специальности «технология продукции общественного питания» создали и практически внедрили совместно с заинтересованным работодателем вариативный курс по профессии «составитель фарша». Не осталась без внимания и специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — ​создали междисциплинарный курс «эксплуатация и обслуживание навигационно-телематических систем для наземного транспорта». Готовим необходимую базу для аккредитации нового направления подготовки «защита в чрезвычайных ситуациях».
Растущий интерес к сельским профессиям отмечают и в Каменск-Уральском агропромышленном техникуме. Сергей Некрасов, директор техникума, рассказал, что реализуемые основные профессиональные образовательные программы ежегодно корректируются в соответствии с вступающими в действие профессиональными стандартами и предложениями ведущих работодателей. «Техникум работает над развитием наиболее востребованных специальностей для привлечения абитуриентов. Так, в августе 2017 г. учреждение успешно прошло процедуру лицензирования подготовки по специальности «техническая эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», входящей в список топ‑50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных специальностей», — ​сообщил он.

Учиться современно
Для успешного обучения молодых специалистов необходима развитая материально-техническая база с использованием техники и современного оборудования. Это позволяет получать студентам практические навыки, демонстрировать их в различных конкурсах профессионального мастерства, а при завершении обучения применять в своей профессиональной деятельности. «В нашем колледже проведено обновление материально-технической базы по специальности «ветеринария», оснащены современным оборудованием учебная ветеринарная клиника, лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, — ​рассказывает директор Коломенского аграрного колледжа Аркадий Маринин. — ​В 2017 году колледж стал центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции «ветеринария», который проводился первые в России и позволил студентам выпускных групп Московского региона показать свою профессиональную компетентность как специалистов. По четырем новым направлениям подготовки проведено оснащение материально-технической базы современным оборудованием».
Однако обновление материально-технической базы под силу не каждому учебному заведению. Часто ссузы вынуждены ждать спонсорской помощи от предприятий, специалистов для которых они готовят. «На серьезное обновление машинно-тракторного парка у нас нет средств, — ​делится Константин Домогатский. — ​Наши встречи с заинтересованными работодателями остаются пока на уровне разговоров и обещаний. Признавая острую необходимость модернизации материально-технической базы, работодатели никаких практических шагов в этом направлении не делают, но при этом просят высококвалифицированных специалистов».

Путевка в жизнь
Множество учебных заведений каждый год сталкиваются и с проблемой организации производственной практики студентов и стажировки педагогов, расширения возможностей трудоустройства выпускников и реализации практико-ориентированного образования. Для решения этих задач, уверены в ссузах, необходим комплексный подход как со стороны Правительства РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, так и администраций муниципальных образований, предприятий-работодателей.
«В Республике Коми велика потребность в специалистах сельского хозяйства, в техникуме обучается до 70% сельской молодежи из районов, и задача содействия в занятости студентов и трудоустройстве выпускников техникума на селе является приоритетной, — ​утверждает директор Коми республиканского промышленного техникума Светлана Савинова. — ​Мы привлекаем работодателей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и к независимой оценке качества подготовки специалистов, организовываем производственную практику на предприятиях АПК и других отраслей республики, реализуем совместную внеучебную деятельность студентов и социальных партнеров.
Важно заинтересовать студентов: начальники районных отделов сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми на встречах знакомят выпускников с тем, как обстоят дела в сельском хозяйстве района, какие существуют программы поддержки молодых специалистов, пожелавших вернуться работать в сельскую местность».
В Хорском агропромышленном техникуме также заботятся о трудоустройстве своих учеников. Как рассказывает директор техникума Лариса Куркина, в рамках прохождения производственной практики студентам открыты двери семи самых крупных сельскохозяйственных предприятий Хабаровского края и более 50 мелких и средних предприятий. «По окончании учебного заведения мы не оставляем наших студентов на произвол судьбы, — ​говорит она. — ​В течение двух лет после выпуска отслеживаем трудоустройство бывших учеников. У нас функционирует служба по содействию трудоустройству, техникум располагает базой вакансий для выпускников». 

30 крупнейших учреждений среднего профессионального образования, готовящих кадры для сферы АПК РФ
Название Местоположение Количество студентов
1 Брюховецкий аграрный колледж Краснодарский край, ст. Брюховецкая 2218
2 Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства Красноярский край, г. Ачинск 1748
3 Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова Тульская область, г. Тула 1742
4 Рубцовский аграрно-промышленный техникум Алтайский край, г. Рубцовск 1701
5 Славянский сельскохозяйственный техникум Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани 1321
6 Лабинский аграрный техникум Краснодарский край, г. Лабинск 1277
7 Уссурийский агропромышленный колледж Приморский край, г. Уссурийск 1267
8 Балашовский техникум механизации сельского хозяйства Саратовская область, г. Балашов 1234
9 Омский сельскохозяйственный техникум Омская область, п. Новоомский 1215
10 Якутский сельскохозяйственный техникум Республика Саха (Якутия), г. Якутск 1202
11 Коми республиканский агропромышленный техникум Республика Коми, с. Выльгорт 1200
12 Томский аграрный колледж Томская область, г. Томск 1110
13 Анапский сельскохозяйственный техникум Краснодарский край, г. Анапа 1086
14 Курганинский аграрно-технологический техникум Краснодарский край, г. Курганинск 1069
15 Иркутский аграрный техникум Иркутская область, г. Иркутск 1024
16 Можгинский агропромышленный колледж Удмуртская Республика, г. Можга 958
17 Кемеровский аграрный техникум имени Г.П. Левина Кемеровская обл., п. Металлплощадка 946
18 Коломенский аграрный колледж Московская область, г. Коломна 919
19 Чаплыгинский аграрный колледж Липецкая область, г. Чаплыгин 904
20 Орловский техникум агробизнеса и сервиса Орловская область, г. Мценск 870
21 Калачеевский аграрный техникум Воронежская область, с. Заброды 845
22 Красноярский аграрный техникум Красноярский край, г. Красноярск 845
23 Шушенский сельскохозяйственный колледж Красноярский край, п. Шушенское 759
24 Гусевский агропромышленный колледж Калининградская область, г. Гусев 689
25 Новоаннинский сельскохозяйственный колледж Волгоградская область, г. Новоаннинский 688
26 Хорский агропромышленный техникум Хабаровский край, р.п. Хор 666
27 Назрановский аграрный техникум имени И.Б. Зязикова Республика Ингушетия, г. Назрань 641
28 Колыванский аграрный колледж Новосибирская область, р.п. Колывань 572
29 Камызякский сельскохозяйственный колледж Астраханская область, г. Камызяк 559
30 Каменск-Уральский агропромышленный техникум Свердловская область, г. Каменск-Уральский 520

Как мы считали
В рейтинг топ-30 крупнейших учреждений среднего профессионального образования, готовящих кадры для сферы АПК РФ, вошли учебные заведения с наибольшим количеством студентов, которые обучаются по всем формам и направлениям. В итоговый список вошли государственные учреждения СПО, которые находятся в ведомстве региональных министерств образования. Основной критерий для ранжирования — общее количество студентов. Данные для составления рейтинга получены от министерств образования субъектов РФ и самих учебных заведений. В случае непредоставления запрашиваемой информации использовались отчеты о самообследовании и информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров Главным информационно-вычислительным центром Министерства образования и науки РФ, а также открытая информация с официальных сайтов ссузов.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.