Родной «Простор»

Родной «Простор»

Фермер Сергей Кучмиев поделился секретами создания успешного предприятия
Созданное в начале 2000-х, ООО «Простор» сегодня один из крупных зернопроизводителей Матвеево-Курганского района. В основе успеха хозяйства — четкий расчет (с упором, как правило, на свои силы), доверие и забота о сотрудниках, непрерывное развитие. Недаром именно директору ООО «Простор» Сергею Кучмиеву в этом году было присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». С ним «Вестник АПК» и поговорил о том, как грамотно руководить предприятием и что сделать для повышения его эффективности.

Сергей Иванович, вы всю жизнь занимались сельским хозяйством?
Вовсе нет. Родился здесь, в Матвеевом Кургане, в крестьянской семье, а потом, окончив истфак Ростовского госуниверситета, недолго работал учителем. Позже трудился на комсомольской и партийной работе и только в 1991 году вернулся в село: в колхозе «Россия» стал заместителем председателя, после — директором брокерской конторы Таганрогской товарно-сырьевой биржи и генеральным директором межхозяйственного агропромышленного объединения «Сокол». И только пройдя весь этот путь, да еще в столь непростое время, в 2001 году решил создать свое предприятие.
Начинали фактически с нуля: не было ничего кроме трех автомобилей. Из Фонда перераспределения нам дали 156 га очень бедной, «смытой» земли. Сразу же почти все заработанные деньги начали вкладывать в капитальное строительство и приобретение техники. На первых порах очень сильно помогали другие фермеры — друзья и соседи: Николай Попивненко, Юрий Титирко, Николай Малай, Анатолий Тарасенко. Именно благодаря этой помощи, я считаю, хозяйство «встало на крыло».
Постепенно предприятие крепло: получили еще 74 га, потом к нам перешли пайщики из другого фермерского хозяйства, и сегодня у нас уже почти 2,5 тыс. га земли, из них 80% — арендованные.
Построили здания и сооружения и по сей день продолжаем укреплять материально-техническую базу. За последние четыре года приобрели три тяжелых трактора, четыре трактора МТЗ, КАМАЗ с прицепом, самосвал ГАЗ (САЗ), новые комбайны «Акрос», почвообрабатывающую технику Lemken и Farmet. Это позволило увеличить производительность и эффективность обработки почвы. У нас есть пять складов, построили мастерскую, новую весовую, реконструировали старую, еще 1945 года постройки.

Сотрудников тоже хватает?
Пока да. Но в целом ситуация с рабочей силой видится мне довольно плачевной, и дальше будет хуже. Главная причина — практически разрушенная в нашей стране система профобразования. Все мои ребята закончили местное ПТУ, и сейчас они высококлассные профессионалы. Да, мне повезло в свое время их заметить, пригласить на работу, доучить необходимым навыкам. Но СПТУ уже закрылось, и где брать кадры для будущего, не очень понятно.
Я дорожу своими людьми, и текучки практически нет. Зарплату платим всегда вовремя, и вполне достойную для села (у механизаторов средняя за год — 43 тыс. руб.), приобретаем технику, чтобы создать нормальные условия труда. Или вот, например, построили новый бригадный домик для сотрудников, где можно пообедать, отдохнуть, решить рабочие вопросы, принять душ и даже поиграть в бильярд и посмотреть футбол (во время ЧМ-2018 мы организовали тут что-то типа фан-клуба).
И самое главное, мне не надо ни у кого «стоять над душой»: даю наряд и знаю, что сделают лучше и правильнее, чем под неусыпным контролем руководства. Потому что они — профессионалы, и им не все равно. Именно так работают инженер Виктор Шарафаненко, механизаторы Сергей Евсеев, Александр Олин, Владимир Сериков, Александр Кузьменко и другие.
Родной «Простор»
Каковы результаты «битвы за урожай» в этом году?
Очень подвела погода, поэтому результаты хуже, чем рассчитывали. Наш основной профиль — озимая пшеница, озимый и яровой ячмень, лен, горох, кукуруза и подсолнечник.
В этом году из-за засухи получили всего по 31 ц/га пшеницы, 19 ц/га ячменя, а льна и вовсе 4,5 ц/га, притом что половину посевов льна пришлось перекультивировать. Определенные надежды связываем с подсолнечником: виды на урожай гораздо лучше прошлого года.
Благодаря недавней «чистке» рынка от неблагонадежных посредников работаем теперь только с крупными игроками: зерно продаем в ООО «Зерно-Трейд» (г. Таганрог), подсолнечник — в ГК «Юг Руси». С ними комфортно сотрудничать: логистика грамотная, расчеты прозрачные.
Кстати, семена закупаем в основном у соседей — в КФХ Малай Николай Федорович, ООО «НПК «Гибрид», в ОАО «Имени Калинина». Это наши соседи, которые применяют новейшую технику и передовые технологии и у которых не грех поучиться.
Вообще в последние годы все чаще предпочитаем семена краснодарской селекции: Юка в этом году, например, дала по 76 центнеров с гектара. Ростовская селекция пока отстает по урожайности на 7-10 ц/га. В то же время местные сорта гораздо более морозоустойчивые. Поэтому у нас в севообороте остается 60% сортов зерноградской селекции (Ермак, Лидия), остальное — краснодарские, ставропольские сорта.

Государство достаточно поддерживает вас в закупке семян, техники и т.д.?
Господдержки много не бывает. Всегда хочется большего, тем более что опыт западных фермеров в этом плане всем известен. Но я всегда рассчитываю на собственные силы и никогда не жалуюсь, что помогают мало. Конечно, с каждым годом госпомощь сокращается, но на это есть свои причины. Спасибо и на том. Сегодня эта помощь ограничивается лишь льготными кредитами и субсидиями на элитные семена.
Другой вопрос, что получить льготные кредиты не так-то просто, процедура очень забюрократизирована, может тянуться месяцами. А цены при этом растут стремительно, и чтобы успеть закупить все до подорожания, приходится брать коммерческие кредиты, что уже гораздо тяжелее. Мы все же как-нибудь справимся, а вот мелким хозяйствам здесь сложно, и я считаю, что государство должно уделить больше внимания их поддержке.
У «Простора» в этом году тоже довольно много кредитов — больше 20 млн руб. Сейчас идут большие траты, связанные с тем, что люди стали активно продавать землю, и мы должны ее выкупать, чтобы не потерять. Кроме того, на заемные средства покупаем и технику — новые опрыскиватели, культиваторы, подсолнечные жатки. В этом году рост цен просто огромный: только на горючее они поднялись почти на 25%! Такого скачка я не помню. Так что 2/3 урожая мы уже продали, ведь необходимые выплаты (в том числе зарплаты, премии, запчасти, кредиты) никто не отменял.

Какие задачи ставите перед собой на ближайшую перспективу?
Большой проблемой считаю то, что наша земля не получает органических удобрений. И этим вопросом решили заняться вплотную, поэтому уже давно перестали сжигать солому — теперь заделываем ее и добавляем минеральные удобрения. А в следующем году будем внедрять биотехнологии — обработку пожнивных остатков бактериальными препаратами, которые помогут им быстрее разлагаться. Этот метод должен стать эффективным для сохранения и повышения плодородия почвы.
Второй важный вопрос — отсутствие очистительного ЗАВа. Сейчас у нас есть передвижной комплекс, но качество его очистки никого не устраивает. Из-за постоянного роста цен на оборудование, думаю, не будем затягивать со строительством.
Ну и, конечно, продолжим обновлять парк техники — хотим заменить два видавших виды «Дона», приобрести современные зерновые и пропашные сеялки. Я не планирую снижать обороты, напротив, сейчас у нас есть силы и опыт, чтобы двигаться только вперед!