Олег Логвинов: «До конца 2018 года планируем выйти на проектную мощность в 1,4 тыс. тонн грибов в месяц»

Набирающие обороты госпрограммы импортозамещения и поддержки сельхозпроизводителей дали импульс развитию отечественной грибной отрасли

25 Апреля 2018

Набирающие обороты госпрограммы импортозамещения и поддержки сельхозпроизводителей дали импульс развитию отечественной грибной отрасли, когда при огромном потребительском спросе внутреннее производство практически полностью отсутствовало (доля рынка — 10%, 90% — импорт). Исправить сложившуюся ситуацию, оценив рентабельность данного бизнеса, взялись многие инвесторы. Один из ярких, воплощенных в жизнь проектов — ООО «Грибная радуга», его учредитель Олег Логвинов рассказал о перспективах отрасли.

Подобных вашему производству шампиньонов в России единицы. Как вы оцениваете перспективы этой отрасли, в чем основные сложности и риски?
За последние три года заявлено множество новых проектов на территории РФ. В Курской области запущены новые производства только нами — ООО «Грибная радуга», еще два — в Краснодаре. Это ООО «Русский гриб» и ООО «Зеленая линия» («Магнит»). Выращивание шампиньонов — непростой бизнес. Он требует контроля 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а конечный результат зависит от четкого выполнения всех технологических операций на каждом этапе производства компоста и выращивания гриба. Поэтому основополагающими факторами эффективной реализации таких проектов являются значительные инвестиции в высокоэффективную мировую технологию и команда единомышленников-профессионалов с опытом внедрения аналогичных масштабных проектов, способных принимать оперативные решения. И то, и другое есть в «Грибной радуге», и мы считаем это главным нашим конкурентным преимуществом.

Рынок не заполнен, но не секрет, что часто сложно попасть в крупные торговые сети. Как у вас обстоят дела с реализацией?
Емкость рынка РФ сегодня ограничена предложением гриба (внутреннее производство только развивается, а импорт ограничен санкциями) и его высокой ценой. При развитии собственного производства, импортозамещении и снижении цены потребление на рынке свежих шампиньонов может достигнуть отметки 120 тыс. тонн при потреблении 55 тыс. тонн в 2017 г. То есть покупателю необходим гриб на полке в магазине по адекватной цене. Единственное, что нужно крупным торговым сетям, — это производители, которые могут обеспечить качественный гриб, определенный формат фасовки и стабильные по объему поставки в течение недели. У нас сложностей с попаданием в крупные торговые сети нет, свежий шампиньон сегодня в дефиците.

Какой компост, мицелий используете — отечественный или импортный? Какие издержки возникают в процессе производства?
Для обеспечения полного технологического цикла ООО «Грибная радуга» самостоятельно производит компост фазы 3 для собственных нужд. Производство состоит из компостного и грибного цехов, удаленных друг от друга на расстоянии 500 м. Основные издержки в производстве компоста — это солома, куриный помет, гипс, вода, мицелий и соевый шрот, энергетические и трудовые ресурсы. Единственная импортная составляющая — это мицелий и соевый шрот, которые занимают приблизительно 8% в производственной себестоимости гриба. Поставщик — фирма Sylvan (Венгрия), ведущий мировой производитель мицелия. Отечественные стабильные аналоги на данный момент отсутствуют, так как производство мицелия является высокотехнологичным и наукоемким. При развитии российского производства мицелия компания готова переходить на отечественные аналоги при стабильном качестве.

Что необходимо для налаживания рентабельного производства грибов? Реально ли с нуля выйти на масштабное производство и есть ли господдержка данного сектора?
Основополагающим фактором налаживания рентабельного производства грибов является достижение польских и голландских показателей эффективности за счет внедрения технологии с определенными требованиями к строительным конструкциям и современного оборудования производителей с мировым опытом. Поэтому данный бизнес в расчете на тонну продукции является капиталоемким, а необходимые инвестиции в технологию и опыт — важнейший вопрос в успешной реализации таких проектов. Высокая эффективность дает возможность иметь высокорентабельный бизнес при сравнительно низких сырьевых энергетических и трудовых затратах. При одинаковой эффективности производства себестоимость российского гриба ниже, чем у импортного продукта, за счет более низкой стоимости энергетических и трудовых ресурсов и существенно меньших затрат на логистику и таможню. Однако благодаря более высокой стоимости денег и заемных ресурсов в РФ по сравнению с Европой экономия в себестоимости компенсируется более высокими затратами на проценты по заемному капиталу. Поэтому господдержка грибной отрасли нужна для привлечения в нее дешевого долгосрочного заемного капитала, снижения рисков входа инвесторов и, как следствие, получения российскими производителями шампиньонов конкурентного преимущества перед импортными производителями при одинаковой эффективности производства. В ближайшие несколько лет импорт свежих шампиньонов в РФ сократится до нуля, цена на гриб существенно снизится, и отрасль будет готова экспортировать.

Какие формы господдержки на федеральном и региональном уровнях работают для грибопроизводителей?
До сегодняшнего дня производители грибов шампиньонов, несмотря на то, что являются сельхозпроизводителями, не могли рассчитывать на декларируемые формы федеральной господдержки ввиду несоответствия ряда нормативно-правовых актов потребностям производителей грибов. Сейчас начало положено, и практически все правовые несоответствия устранены. Так, со дня на день ожидается открытие реестра на льготное инвестиционное кредитование на 2018 г. Кроме того, ожидается подписание постановления, по которому возможно получение субсидий на создание грибных и компостных комплексов. На региональном уровне между ООО «Грибная радуга» и администрацией Курской области подписано инвестиционное соглашение, согласно которому компании предоставляется право на вхождение в режим наибольшего благоприятствования, что дает возможность пользоваться три года льготой по налогу на имущество и льготой по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет.

Какую еще помощь хотелось бы получить от государства?
Остается нерешенным один вопрос — применение ставки 0% по налогу на прибыль к производителям шампиньонов из-за отсутствия кода продукции «Грибы и трюфели» в постановлении Правительства РФ № 458. Несмотря на то, что вышеперечисленный код присутствует в других законодательных актах по сельхозпродукции, именно постановление № 458 утверждает перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной для целей налогообложения по налогу на прибыль. В указанный перечень включены свежие овощи и фрукты (томаты, огурцы, картофель, яблоки, груши и пр.), грибы замороженные, консервированные, сушеные, а свежие шампиньоны — нет. Данный вопрос сегодня прорабатывается Министерством сельского хозяйства РФ, и мы надеемся, что он будет разрешен в ближайшем будущем.

            bool(false)
        
Теги: грибы|