Обед от всех бед

Спрос на натуральность отвоевывает покупателей у торговых сетей в пользу фермерских магазинов

10 Апреля 2019

Яндекс.Дзен Instagram
По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, в России за последние три года количество торговых точек, реализующих натуральную (фермерскую) продукцию, увеличилось в 3,5 раза. Это и пункты торговли представителей крупного сетевого бизнеса, и небольшие индивидуальные магазины. Что привлекает покупателей и какие есть риски, разбирался «Вестник АПК».

Душевные чаяния
В последние годы среди россиян возрос интерес к здоровому питанию и, как принято говорить, к качественным продуктам. Несмотря на расхожесть и привычность слова «качество», оно определяется как субъективный критерий, объективным же является термин «безопасность». Эксперты Роскачества заявляют, что продукты, легально попавшие на прилавки при соблюдении условий хранения, априори безопасные, потому что соответствуют требованиям российского законодательства, а вот оценка качества для каждого покупателя своя.

Исследование холдинга «Ромир» показало, что 90% покупателей главным требованием к качеству называют отсутствие искусственных красителей и добавок в составе продукта. Однако, по данным Росстата, состав читают только 46% покупателей, из которых 6% делают это по медицинским показаниям. «Ромир» проводил аналогичное исследование еще в 2012 году, отследив динамику — ​к сегодняшнему дню резко снизилось внимание россиян к известным брендам. Если раньше 19% респондентов без сомнения бы отдали предпочтение знакомому названию, то теперь это имеет значение лишь для 5% опрошенных.

Экономить невыгодно
Покупательский спрос на натуральность и равнодушие к брендам стимулируют рост фермерских лавок. Они бывают двух типов: закупка продуктов у фермера для реализации и по формату «от поля до прилавка», когда фермер сам перерабатывает и реализует свою продукцию. Играет роль и то, что по сравнению с 2017 годом в 2018-м возросли затраты на производство продукции животноводства в связи с ростом цен на кормовые добавки, медикаменты, топливо, услуги ЖКХ, но при этом цена на оптовую закупку продукта осталась практически неизменной. Теперь все больше фермеров если еще не приступили к самостоятельной реализации, то уже плотно над этим задумываются. Например, Виталий Кружилин, фермер из Октябрьского района Ростовской области, передачу мяса оптовикам не рассматривал изначально и продает его сам. До этого глава КФХ реализовывал свои крупы, а потом закупил 250 голов свиней и организовал переработку. Он открыл собственную мясную лавку, где продает мясные вырезки, сосиски и колбасы своего производства. Слоган торговой марки «Мясо из первых рук» гласит: «Закон запрещает называть наше мясо лучшим, но не запрещает его готовить». «Несмотря на то, что мясо несколько выше в цене, чем в супермаркетах, оно расходится моментально, — ​рассказывает Виталий Кружилин. — ​Люди устали есть непонятно что. В фермерском магазине они видят не только колбасу, но рядом же лежит и то мясо, из которого ее делают».

Шанс на эксклюзив
Одно из требований сети — ​испытание спросом, т. е. бесплатные поставки пробных партий товаров для определения покупательской заинтересованности на срок до 4 месяцев. Говоря о необычных или специальных продуктах, их значительно проще найти в лавках. Например, козье молоко в супермаркете не найти, хотя есть категория покупателей с медицинскими рекомендациями. Это же касается постного, кошерного или халяльного меню. У Разият Багандовой из Астраханской области были намерения войти в «Магнит», но слишком высоки требования объемов и срока годности. Тогда на рынке появились фирменные магазины «БагМяс», которые выпускают сертифицированную мясную продукцию под знаком халяль. «При запуске производства мы изучали спрос на халяль, — ​рассказывает Разият Багандова. — ​Фактически он ниже, чем этого требуют крупные сети, а перепроизводство может стать причиной краха. Свои магазины запустить в итоге дешевле, чем компенсировать перепроизводство».

Закон на стороне фермера
Фермерские лавки в основном относятся к малому бизнесу, с 2018 года вступил в силу закон от Минэкономразвития на мораторий на плановые инспекционные проверки малого бизнеса, который затем ожидаемо продлили до 2022 года. В законе есть исключения, но предприятия, реализующие продукты питания, в них не вошли. Их проверяют, если ранее были выявлены серьезные нарушения по результатам внеплановых проверок. Это не значит, что малый бизнес полностью освобожден от проверок, но теперь они выполняются только по заявлению о предполагаемом нарушении. Внеплановая проверка тоже не внезапна, о ней предпринимателя предупреждают не позже чем за сутки до ее проведения.

Иван Крылов, директор ООО «Бабаево», реализует молочную продукцию собственного производства. Он предупреждает покупателей, что в лавках нужно проявлять внимательность: «Я прекрасно понимаю, что у недобросовестных производителей есть много возможностей для обмана. Но по правилам еженедельно проводится тройной контроль сырья и продуктов переработки с привлечением независимых лабораторий. На него выдаются акты. Есть качественное сырье — ​есть качественная продукция. Если покупатель не доверяет производителю и сомневается в безопасности, он может запросить у продавца декларации о соответствии, удостоверение качества и сертификат соответствия. Срок годности натуральной молочной продукции всего в районе трех суток, поэтому шутить с этим нельзя». Иван Крылов отмечает, что для фермера репутация играет более важную роль, чем для крупных сетей. «Если в супермаркете у дома попадется плохой продукт, скорее всего, покупатель все равно туда вернется, потому что там представлено много торговых марок, можно просто выбрать другое молоко, то есть магазин по сути ничего не теряет, — ​говорит он. — ​А вот если в фермерской лавке обнаружится просрочка, покупатель туда больше ни ногой». 

            bool(false)