Зеленый огонек

На Дону планируют развивать производство органических продуктов

8 Апреля 2019

Яндекс.Дзен Instagram
Товары донского агропрома будут расширять свое присутствие на зарубежных рынках за счет экспорта продукции органического происхождения. Об этом на XXII Агропромышленном форуме юга России заявил первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. По итогам прошлого года общий объем экспорта продукции регионального АПК впервые в истории превысил 5 млрд долларов.

Открытие очередного Агропромышленного форума юга России традиционно знаменует собой старт весенне-полевых работ на Дону. Сегодня это имеет особое значение, ибо, похоже, впервые в Ростовской области озимыми культурами было засеяно такое количество пашни — ​2,7 млн га. А учитывая хорошие запасы влаги в почве и нормальную перезимовку посевов, у аграриев есть надежда как минимум на повторение прошлогодних урожаев: 11,62 млн тонн зерновых (из них 9,45 млн тонн пшеницы), 1,49 млн тонн масличных, 112 тыс. тонн овощей, 612 тыс. тонн сахарной свеклы и др.

«Мы уже не боимся природных катаклизмов, и это показал 2018 год. Несмотря на довольно засушливую погоду, сельхозтоваропроизводители Ростовской области получили хорошие урожаи. Уже 10 млн тонн зерновых культур для нас является нормой. А этого можно достичь только при взаимодействии между наукой, производителями, технологами и хлеборобами. Мы не говорим о продовольственной безопасности — ​она достигнута. Мы говорим о «зеленых технологиях», о переходе техники на газомоторное топливо, о роботизации и цифровизации сельскохозяйственной отрасли», — ​рассказал Виктор Гончаров.
Позитивные новости региональной экономики вполне понятны. Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача к 2024 году удвоить экспорт аграрной продукции, доведя его до 45 млрд долларов. Что по сути должно превратить Россию в аграрную супердержаву.
На этом пути аграрии Ростовской области в минувшем году уже достигли показателей 5 млрд долларов — ​лучшего результата за всю свою историю.
Цифра внушительная, хотя и несколько лукавая. За рубеж отправляется, как правило, сырец или продукция низкого передела. Экспортеры не могут похвастаться выросшей долей муки, аминокислот, лизина, колбасных изделий, консервов, крахмала и патоки.

Руководство самых развитых в аграрном отношении регионов юга России, стремясь выполнить майские указы президента, побуждают сельхозтоваропроизводителей расширять посевы как раз за счет экспортно ориентированных культур. К примеру, того же подсолнечника, который сильно обедняет почву азотом. Если не так давно донской урожай масличных стабильно составлял порядка 1 млн тонн, то в 2018 году — ​1,37 млн тонн. На Кубани собрали около 1 млн тонн, на Ставрополье — ​508 тыс. тонн.

По оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка, в сезоне 2018‑2019 годов под посевы подсолнечника в стране были отведены рекордные 8,1 млн га (на 110 тыс. га больше, чем сезоном ранее с урожаем свыше 11 млн тонн).
При этом, к примеру, европейские потребители отнюдь не настроены на подсолнечное масло. В их вкусовую сферу как раз входят такие масличные культуры, как рапс, соя, сафлор, рыжик, горчица, лен, многие из которых так и остаются пока в России нишевыми. Лишь некоторые дальновидные производители делают ставку именно на эти культуры (донская компания «Астон» намерена налаживать мощности по переработке льна на масло).
К тому же отечественные производители масложировой продукции пока еще не готовы к расширению ниши высокоолеинового масла — ​продукции с максимальной маржой, остро востребованной на мировом рынке.
Такого «здорового» продукта ждут и на оте­чественных прилавках. Президент РФ даже поставил задачу создать защищенный бренд отечественной «зеленой продукции» и к 2025 году постараться занять порядка 10% мирового рынка в этом сегменте.
«Наши жители ждут появления на полках магазинов в первую очередь продукции органического земледелия, наиболее полезной для здоровья», — ​уверен заместитель председателя Законодательного собрания РО Вячеслав Василенко.

По подсчетам аналитиков, в настоящее время емкость российского «зеленого рынка» составляет лишь 160 млн евро. Но с учетом потенциала по пустующим пахотным землям значительных запасов пресной воды, расширения применения современных технологий в АПК и роста модного потребительского спроса на «био» уже через шесть лет емкость внутреннего рынка может возрасти кратно. В Минсельхозе РФ этот рост прогнозируют до 5 млрд евро только для внутреннего рынка. К тому же экспортный потенциал органики неоспорим.
Однако это дело небыстрое, ибо закон об органическом сельском хозяйстве вступит в силу лишь в 2020 году, что должно обеспечить правовое регулирование этой сферы и дать конкретное определение самому понятию «органическая продукция», сформулировать требования к ней. Предполагается, что это будет обособленное производство, на котором запретят применять агрохимикаты и пестициды, различные стимуляторы и гормоны роста животных. За реестром производителей и качеством их продукции должен будет следить Минсельхоз РФ.

«Производство органической продукции — ​приоритет для сельского хозяйства, — ​подчеркнул Иван Лебедев, заместитель министра сельского хозяйства РФ, приветствуя участников выставки. — ​Многое уже сделано, но еще много вопросов предстоит решить. Это и дальнейшая законодательная работа, и переориентация земельных ресурсов, и внедрение системы признания стандартов».

По мнению исполнительного директора Национального органического союза России Олега Мироненко, к лету 2019 года «органический знак» в первом варианте появится в стране, а к концу года им уже будут маркированы некоторые отечественные аграрные товары. Пока же наклейку с приставкой «био» на товар ставят все, кому не лень. Впрочем, не все эксперты разделяют заинтересованность самих потребителей в «зеленой продукции».

Как заметил глава аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов, «скорее всего, даже в долгосрочной перспективе производство «зеленого продовольствия» и в России, и в мире останется нишевым бизнесом. Например, крупнейший мировой производитель «органики», США, отводит под нее всего лишь 1% от общей площади сельхозземель. Не стоит рассчитывать, что «зеленое продовольствие» станет основным драйвером развития российского сельского хозяйства и аграрного экспорта». 

            bool(false)