За стандарт в ответе

Российские производители учатся правильно позиционировать и продвигать свою продукцию

20 Июля 2018

Ускорить работу по регистрации брендов и выведению их на внутренний, а потом и на внешний рынок призвала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она поручила сенаторам, которых в России больше 160 человек, к марту зарегистрировать по бренду на своей территории. Регионы же должны научиться популяризировать свои продукты. Затем их введут в единую программу Made in Russia и представят миру линейку товаров, которые превосходят по качеству не только российские ГОСТы, но и мировые требования на экологичность и практичность.

Продукт по-настоящему
«Настоящий вологодский продукт» — ​этим знаком маркируют более 3 тыс. наименований товаров 57 организаций области», — ​сообщил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Эта система добровольной сертификации — ​аналог российской системы качества. Ключевая цель обеих — ​презентовать покупателю продукцию отдельных предприятий-участников, имеющую неизменно высокий уровень качества и безопасности. Знак могут получить только местные производители, для них с 2014 года в регионе открываются фирменные магазины, сейчас их около 100, а к 2020 году сеть только на внутреннем рынке расширится до 200, не говоря о других территориях, где вологодская продукция тоже известна, и такие же магазины появляются один за другим. По словам Михаила Протасова, руководителя АНО «Российская система качества», НВП Вологодской области — ​одна из региональных практик, на опыт которой опирались при создании всероссийского знака.
Дополнительную поддержку в продвижении на российском и международном рынках могут получить регионы, сотрудничая с Роскачеством. Часто бренды, номинированные на российский знак качества, получают предложения о закупке от крупных торговых сетей. К примеру, уже заняли лидирующие позиции, отличившись высочайшим качеством, новгородские товары: знак качества получили три вида меда «Медовый дом» и квасы «Никола» и «Русский квас». Уникальное преимущество позволит этим продуктам выделиться на полках в магазинах всех региональных торговых сетей уже летом нынешнего года. «Наши предприятия нацелены на расширение объемов выпуска и ассортимента продукции, на освоение внешних рынков. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше новгородской продукции имело российский знак качества», — ​отметил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Имею право
Башкирский мед тоже широко известен в российских регионах. А еще Башкортостан, по словам его главы Рустэма Хамитова, «это нефтяные вышки, передовая нефтепереработка и качественный бензин, современная наука и надежные двигатели самолетов. Это ведущие в стране клиники и курорты. Самые вкусные продукты питания. И еще много важного и замечательного, что может повысить не только локальную привлекательность, но и в целом республиканскую». Дополнительно простимулировать это взялись в текущем году министерство сельского хозяйства республики и холдинг ГУП ТРК «Башкортостан», инициировавшие проект «Имею право! Сделано в Башкортостане». Ярмарки, дегустации, многочисленные мастер-классы для аграриев на тему брендирования продукции — ​это лишь малая часть проекта, итогом которого должно стать появление башкирской продукции на столичном рынке.
Опередил многих в создании и продвижении систем сертификации и брендов Татарстан. В республике уже почти 15 лет выбирают лучшие товары и услуги и награждают победителей, так как давно пришли к выводу, что это стимулирует производство качественных конкурентоспособных товаров. Участники конкурса «Лучшие товары и услуги РТ», где наряду с крупнейшими игроками представляют свою продукцию средние и малые предприниматели, часто становятся лауреатами Всероссийского конкурса «100 лучших товаров». Идея же создания татарстанской национальной торговой марки «Сделано в Татарстане» носила теоретический характер еще в 2014 году, однако уже в прошлом 2017-м, накануне международной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, был презентован сайт — ​визитная карточка республики Made in Tatarstan, которой обошелся Министерству связи и информатизации РТ в 3 млн рублей. Задача информационного портала — ​презентовать республику российским регионам, инвесторам, компаниям, странам, всем тем, кому интересно, что производится в Татарстане. Для каждой из ведущих отраслей экономики: нефтяной, автомобильной, химической, авиапрома, сельского хозяйства и судостроения — ​создана яркая промостраница с показателями и статистической информацией. «Без жесткого контроля качества выпускаемой продукции выйти на рынки России и за ее пределы сложно, — ​считает президент РТ Рустам Минниханов. — ​Сегодня особо радует тот факт, что наряду с такими гигантами, как КамАЗ, «Татнефть», «Казаньоргсинтез», качественную конкурентоспособную продукцию предлагают предприятия разных форм собственности, представляющие практически все отрасли».
Регистрацией нового бренда занимается и Удмуртия. Корпорация развития республики будет присваивать знак «Сделано в Удмуртии» товарам, производители которых прошли бесплатную сертификацию. Продукты смогут выгодно отличаться на полках магазинов, а также будут представлены в зонах продаж, одна из которых открылась на вокзале Ижевска, а вторая появится в аэропорту. Среди дополнительных плюсов — ​обладатели знака получат преференции и меры господдержки. «Они смогут кредитоваться по сниженным процентным ставкам в местном микрофинансовом фонде», — ​отметил вице-премьер республики Александр Свинин. Кроме того, «Удмуртия — ​родина пельменей!» — ​это еще одно из направлений в формировании позитивного имиджа региона. В рамках развития этого бренда с 2015 года каждый февраль здесь проходит двухнедельный фестиваль «Всемирный день пельменя». В 2017 году на мероприятиях побывали 35 тыс. человек, а съедено было 74 059 штук пельменей — ​рекордная цифра по количеству съеденных пельменей в одном месте.

И бренд, и пряник
Тульская область свой бренд представила еще в 2013 году. Его концепция разработана в рамках стратегии развития региона до 2030 года. В январе нынешнего года председатель Комитета Тульской области по развитию туризма Владимир Аллахвердов заявил, что область становится все более привлекательной для туристов. Некоторые тульские бренды: творчество Льва Толстого, пряник, оружие, самовар — ​хорошо известны и в России, и за рубежом, но для продвижения любых, даже известных брендов, регион предлагает новые подходы и нестандартные идеи. К примеру, по инициативе и при поддержке губернатора Алексея Дюмина пряник и белевская пастила были включены в бортовое меню «Аэрофлота». В итоге тульский пряник занимает 7-е место в топ‑100 туристических брендов России и 1-е как гастрономический бренд страны. «Мы начали эту политику и прекрасно понимаем, что от каждого губернатора это зависит и заканчивается в масштабах всего государства. Тем производителям, которые смогут обеспечить качество и завоевать доверие внутри страны и за рубежом, государство будет помогать как на федеральном, так и на местном уровне», — ​сказал Дюмин. На Дону система добровольной сертификации тоже стартовала в 2013 году. Инициатор — ​губернатор Ростовской области Василий Голубев. По его словам, местный бренд способствует созданию регионального продукта, востребованного на рынке, который выгодно поддерживает имидж региона как производителя. «Система добровольной сертификации дает донским производителям широкие возможности, поскольку охватывает все действующие российские стандарты и ряд международных, — ​подчеркнул Василий Голубев. — ​Эти возможности, особенно сейчас, когда для отечественного товаропроизводителя открываются новые ниши, надо максимально использовать. Продвижение каждого бизнес-проекта — ​это продвижение всего региона. Мы заинтересованы не только в количественном, но прежде всего в качественном показателе этого бренда». 
            bool(false)