Яблоко раздора

Яблоко раздора

Как эмбарго влияет на формирование бренда «русское яблоко»
Минздрав РФ рекомендует потреблять каждому россиянину не менее 50 килограммов яблок в год. При этом объем отечественных плодов едва ли покрывает половину потребностей населения, а дефицит производства составляет, по самым оптимистичным подсчетам, около 1 млн тонн. Как скоро Россия сможет выйти из импортозависимости по данному направлению и каких шагов для этого от государства ждут садоводы, выяснял «Вестник АПК».

Запретный плод
За последние три года доля плодово-ягодного импорта сократилась практически вдвое. Особенно это актуально для семечковых культур, в частности для яблок. Если в 2013 году ввозилось порядка 1,4 млн тонн этих плодов, то в прошлом году чуть больше 880 тыс. тонн. Глобально изменилась и карта импортеров. Долгие годы безоговорочным лидером была Польша: в 2013 году польских яблок в Россию было ввезено около 700 тыс. тонн, в 2014-м — чуть больше 400 тыс. тонн, в 2015-м в связи с эмбарго, по официальным данным, не было завезено ни одного плода. Снизились также объемы поставок из Молдовы, Азербайджана и Китая. При этом, по данным Национального плодоовощного союза, более чем в три раза в прошлом году возрос импорт яблок из Белоруссии — с 86 тыс. тонн в 2013 году до 417 тыс. тонн в 2015-м, а также из Сербии — с 69 тыс. тонн до 157 тыс. тонн за аналогичный период. Изменения в структуре импорта, с одной стороны, дали возможность выйти на прилавки магазинов отечественному производителю. Однако в связи с этим острее обозначилась другая проблема — дефицит собственного производства в плодово-ягодной отрасли. Так, необходимый объем яблок для продажи в свежем виде должен составлять более 1,6 млн тонн. Дефицит же производства сегодня составляет более 1 млн тонн. Согласно государственной программе, к 2020 году потенциальная емкость рынка оценивается в 3 млн тонн. Площади садов для этого нужно увеличить еще как минимум на 70 тыс. гектаров.

Надо отметить, что за последние годы финансовая поддержка данной отрасли со стороны государства увеличилась. Для примера: в 2014 году уровень господдержки производителей фруктов и ягод составлял чуть больше 400 млн рублей, в 2015-м на развитие садоводства выделили уже 1,8 млрд рублей, а в 2016-м — почти 2,5 млрд.
Яблоко раздора
Специалисты сходятся во мнении, что сегодня сложилась наиболее благоприятная ситуация для развития плодоводства в России. «Причин этому две: во-первых, государственная поддержка на закладку многолетних насаждений и уходные работы, — говорит директор компании «ЗИГсад» Николай Щербаков. — Во-вторых, эмбарго на ввоз продукции из стран Европы и, как следствие, спрос на наши плоды. Мне как предпринимателю, разрабатывающему стратегию развития бизнеса на 5-10 лет, тревожно ожидать, что ситуация изменится. Хотелось бы, чтобы до 2025 года субсидии на закладку садов не уменьшались, а на сады плотностью более 1500 деревьев на гектар увеличились».
В том, что эмбарго идет на пользу отечественным производителям, убежден и президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин: «Мы по-прежнему ежегодно завозим примерно 1,2 млн тонн яблок. Импортировать готовое яблоко в Россию, которая в состоянии выращивать его сама, — это абсурд. Поэтому я убежден, что эмбарго надо продолжать и нужно всячески развивать собственное хозяйство. Приобретать стоит только основные средства производства в виде посадочного материала». При этом эксперт отмечает, что средств, которые сейчас заложены в бюджете на развитие садоводства, для реализации целей по импортозамещению все же недостаточно. «Для того чтобы выполнить задачи, которые указаны в государственной программе, необходимо дополнительно выделить не менее 1,5 млрд рублей. Если же мы говорим в целом об импортозамещении в данной отрасли, то дефицит составляет еще больше — свыше 3 млрд рублей», — считает Игорь Муханин. В целом эксперты сходятся во мнении, что плодоводство должно стать одним из приоритетных направлений господдержки уже сейчас. Так как с садов, заложенных сегодня, инвесторы получат отдачу только через 4-5 лет (закладка садов интенсивного и суперинтенсивного типа). Ведь именно столько времени требуется саду, чтобы выйти на полное плодоношение и промышленные объемы производства. И, похоже, власти намерены не упустить это выгодное для развития отрасли время.

Как отметил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, так, как сейчас, нашему садоводству не помогали никогда, даже в советское время. «На закладку традиционных садов раньше выделялось 19 тыс. рублей на гектар. За год мы подняли субсидии до 53 тыс. рублей. На закладку интенсивных садов раньше выделялось 68 тыс. рублей на гектар, теперь 232 тыс. рублей. На раскорчевку в 2,5 раза увеличились субсидии — до 18 тыс. рублей на гектар. Мы из федерального бюджета на развитие садоводства тратим 2,5 млрд рублей. Это в пять раз больше, чем было 1,5 года назад. Это сигнал, который бизнесмены должны услышать и сделать выводы», — прокомментировал министр.

Сад будущего
По аналитическим данным Минсельхоза РФ, чтобы накормить Россию к 2020 году плодами, необходимо к уже имеющимся примерно 50 тыс. га садов заложить еще не менее 70 тыс. га. «Согласно плану по госпрограмме, в текущем году в нашей стране должно быть заложено порядка 10,5 тыс. га яблоневых садов, а для того чтобы полностью уйти от импортозависимости на протяжении пяти лет, надо сажать 15-20 тыс. га ежегодно», — считает Игорь Муханин. Согласно данным Росстата, в течение последних четырех лет площади новых садов в стране увеличиваются: в 2013 году было заложено 9,3 тыс. га, в 2014-м цифра чуть снизилась — до 8 тыс. га, в 2015-м садоводы вышли на рекордные показатели и заложили свыше 14 тыс. га, прогноз на 2016-й также оптимистичен — 10,6 тыс. га. Главное, убеждены эксперты, не сбавлять темпы. Последовательное наращивание объемов в первую очередь наблюдается в тех регионах, где садоводство поддерживалось в рамках региональных ведомственных программ еще до 2015 года — в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Белгородской области и т. д. Для того чтобы быстро вырастить свое российское яблоко не только для внутреннего, но и для внешнего рынка, важно решить еще один вопрос, а именно: каким должен быть сад будущего? Александр Ткачев считает, что «если мы хотим создать бренд «русское яблоко», будущее нашего садоводства заключается в создании интенсивных садов на шпалере с сеткой и с урожайностью до 50 тонн с гектара». Эта современная технология производства уже давно применяется в Европе и последние лет семь внедряется в садоводческих хозяйствах России.
Яблоко раздора
«Заложить интенсивный сад, а тем более добиться от него эффективного плодоношения — это задача, которую не так просто решить, даже если вы не новичок в отрасли. Ведь интенсивное садоводство — это сложная система возделывания, основанная на комплексном использовании природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов», — говорит генеральный директор одного из крупнейших сельхозпредприятий КБР «Сады Эльбруса» Ляна Арипшева. Действительно, для закладки сада традиционного безопорного типа нужно в среднем от 400 тыс. рублей на гектар, создание сада по современной шпалерной технологии обойдется примерно в 4 млн рублей на гектар. В таком случае зачем отступать от традиции? Казалось бы, закономерный вопрос. Но только на первый взгляд. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в современных условиях, особенно когда перед отраслью стоит задача формирования растущего рынка, путь интенсивного садоводства экономически более выгодный. Во-первых, сады шпалерного типа наиболее высокоурожайные. Например, урожайность традиционного экстенсивного сада не превышает 30 тонн с гектара, интенсивный дает до 40-50 тонн, а суперинтенсивный — от 50 до 70 тонн с гектара. Выход высших товарных сортов при этом у традиционных и интенсивных садов в целом сопоставим (в пределах 40-60%), у суперинтенсивных колеблется от 70-95%.

Во-вторых, они имеют ранний выход на полное плодоношение, и, кроме того, интенсивный сад шпалерного типа имеет значительно более высокую бюджетную эффективность по сравнению с бесшпалерным: по оценке Плодоовощного союза, объем поступлений НДС в бюджет за срок жизни такого сада в три раза выше и составляет порядка 15,5 тыс. рублей с гектара против 5 тыс. рублей с экстенсивного. И третье, плоды интенсивного садоводства в большей мере отвечают современному понятию «товарный вид»: яблоки имеют крупный калибр, ровный окрас и т. п. Несмотря на эти преимущества, инвесторы пока не так охотно идут в данную отрасль, как того хотелось бы в условиях полной обеспеченности отечественного рынка яблоками российского производства.
Одним из тормозящих механизмов является уровень субсидий. Примечательно, что сегодня объем господдержки одинаков для всех типов садов. Но для закладки суперинтенсивного сада требуется в четыре раза больше инвестиций, чем для закладки традиционного сада ровно такой же площади. Таким образом, в рамках суммарного объема инвестиций доля господдержки для традиционных (экстенсивных) садов составляет порядка 85%, для садов средней интенсивности — примерно треть, для садов высокой интенсивности — всего лишь 15%. То есть стандартный объем субсидирования попросту теряется на фоне собственных высоких затрат инвесторов.
«Поэтому необходимо дифференцировать размер государственных субсидий исходя из типа сада, а не только с учетом его площади», — считает президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королев. И еще одна мера, которая, по мнению эксперта, приведет к развитию отечественного плодоводства, — это снижение НДС. Сегодня на яблоки он составляет 18%. «На большинство видов сельхозпродукции — картофель, овощи, птицу, свинину — НДС — 10%. При этом у яблок, которые являются основным фруктом для россиян и норма потребления которых регламентирована Минздравом РФ, НДС выше почти в два раза. Мы считаем, что снижение НДС на яблоки позволит не только поддержать отечественных производителей, но и стабилизировать и даже снизить цены на российскую продукцию и тем самым стимулировать потребительский спрос», — подчеркивает он.
Яблоко раздора
Что посеешь, то и пожнешь
Увеличение объемов закладки садов напрямую ведет к повышению потребностей в посадочном материале. Дефицит в нем в стране существовал всегда. До 2014 года в среднем его нехватка составляла 20%. Основными зарубежными поставщиками саженцев плодовых культур являлись Италия, Польша, Нидерланды, Сербия, Германия, Греция и Турция. В условиях импортозамещения доля дефицита, по оценке большинства экспертов, выросла до 50 и более процентов. Долгое время питомники находились вне зоны внимания государства. Сейчас ситуация меняется. В частности, раньше на закладку плодовых питомников выделялось 21 тыс. рублей на гектар, сегодня погектарная субсидия выросла до 200 тыс. рублей.
«Во-первых, увеличилась господдержка. Увеличились закладки садов, — говорит директор крупного питомниководческого хозяйства Краснодарского края «ЗИГсад», гендиректор Союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков. — Во-вторых, выросла валюта, соответственно, цена зарубежных саженцев увеличилась. И плодоводы стали обращаться к нам». До 2015 года в этом питомнике ежегодно выращивали до 200 тыс. саженцев плодовых культур. В 2015-2016 годах увеличили объемы до 400 тыс. саженцев. «В 2018 году мы планируем вырастить 1 млн штук саженцев. Если ситуация на рынке не изменится, то и спрос на саженцы будет иметь место. Но хотелось бы, чтобы процесс получения кредита на оборотные средства для выращивания саженцев упростили. Мы не можем предоставить в залог растущие в текущем году саженцы и, как следствие, получить кредит. Как правило, получить кредит в Россельхозбанке невозможно, легче это сделать в непрофильном банке», — уточняет руководитель Союза «Садоводы Кубани». По предварительным данным, сегодня в стране работает 208 питомников, которые производят 10 млн саженцев в год. Половина из них приходится на Краснодарский край.
Для того чтобы заложить в стране еще порядка 70 тыс. га садов, потребуется более 100 млн саженцев. «Для южных территорий подходят сорта, которые сейчас производят в Краснодарском крае, Крыму и Кабардино-Балкарии. Но где нам брать зимостойкие сорта в нужных объемах для садов, например центральной зоны России? По этому направлению тоже надо питомники развивать, вести научно обоснованную работу», — комментирует Игорь Муханин.
В ближайшем будущем Минсельхоз России намерен создать реестр всех питомников страны и проводить контроль за производимой ими продукцией. А каждый питомник должен будет иметь соответствующий сертификат качества.

Витамины круглый год
При последовательной поддержке развития отрасли садоводства и питомниководства как его важнейшей составляющей, при своевременном финансировании и масштабном переходе на интенсивную и суперинтенсивную технологию производства, по оптимистичным прогнозам, в течение пяти лет Россия сможет уйти от яблочной импортозависимости. Но чтобы плодами садоводческого труда можно было наслаждаться круглый год, необходимо понимать, где все произведенное хранить. Строительство плодово-ягодных хранилищ — кампания весьма затратная. Без привлечения серьезных инвестиций или кредитных средств это не осилить даже крупным компаниям, не говоря уже о средних и фермерских хозяйствах. Как решать этот вопрос? Эксперты видят несколько возможных вариантов. И во многом предлагают опираться на опыт тех стран, которые сделали в свое время рывок в плодовой отрасли. В частности, на Польшу, где уровень господдержки садоводства на порядок выше, чем в России, а холодильные камеры для хранения плодов и вовсе строились за счет государственного бюджета. В РФ же в прошлом году субсидирование строительства холодильных складов составляло всего 8 тыс. рублей на тонну. «Наши затраты на закладку суперинтенсивного сада составляют порядка 5 млн рублей на гектар. Из них строительство фруктохранилищ — это около 40% от общей стоимости инвестпроекта. Поэтому субсидирование этой части затрат также необходимо увеличить», — убежден руководитель дивизиона «Сады», крупнейшего вертикально интегрированного агрохолдинга «АФГ Националь» Олег Рьянов.

По мнению президента Ассоциации садоводов России, многие проблемы можно было бы решить и с помощью логистических центров. «Ориентированные на хранение, первичную обработку и сбыт продукции, они помогут избавить сельхозпроизводителей сразу от нескольких проблем», — считает Игорь Муханин. Эксперты уверены, что введение продовольственного эмбарго послужило стимулом для интенсивного развития отрасли, а на рынке сложилась благоприятная конъюнктура. И теперь главное — не упустить это важное время, увеличив поддержку отрасли со стороны государства. Несмотря на высокую первичную финансовую затратность при закладке новых садов, а также на то, что окупаемости вложенных средств ждать стоит только лет через 10, этот вид бизнеса все же более выгодный, чем, например, производство однолетних растений. Причем не только для инвесторов и потребителей, но и для государства в целом. Поскольку интенсивный сад начинает плодоносить на третий-четвертый год, но кормит всех качественными яблоками впоследствии минимум 20 лет.