Теплицам добавят гектаров

Отечественные производители овощей закрытого грунта активно включаются в импортозамещение

10 Мая 2016

Запрет на ввоз целого ряда продуктов в Россию в связи с вводом контрсанкций позволил российским производителям овощной продукции, в особенности тепличным хозяйствам, по-новому взглянуть на открывшиеся перспективы. С одной стороны, освободившиеся полки магазинов должны быть заполнены своими овощами, с другой — смогут ли тепличные хозяйства в короткие сроки восполнить рынки качественным отечественным аналогом?
Производство овощей открытого и закрытого грунта за последнюю пятилетку увеличилось на 13%. По данным Росстата, валовой сбор овощей с 2013 года стагнируется на уровне 145 млн центнеров. 14% от валового сбора составляют овощи закрытого грунта. При этом площади тепличных хозяйств в стране до 2012 года ежегодно сокращались в среднем до 100 гектаров. На этом фоне отрасль развивалась слабо, многие тепличные хозяйства закрывались из-за низкой рентабельности, а новые не спешили открываться. Виной всему было большое количество импортной продукции, в среднем до 800 тыс. тонн в год — 70% от всего рынка. В 2014 году с вводом контрсанкций и запретом на ввоз импортной продукции из ряда стран рынок овощей закрытого грунта оживился, у отечественного производителя появились перспективы, и в отрасли наметилась положительная динамика.

Курс на развитие. Развитию тепличного хозяйства сегодня способствует ряд мер, принимаемых на общегосударственном уровне и проводимых в рамках программы «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 гг.». Согласно документу, российский производитель получает субсидирование затрат на приобретение энергоносителей для тепличных хозяйств, кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов, по краткосрочным кредитам на приобретение расходных материалов для тепличных комплексов, а также поддержку региональных программ развития тепличных хозяйств.
Однако не все так просто. Рынок только начал развиваться, и чтобы заменить пропавший с российских прилавков импорт, а это 800 тыс. тонн в год (порядка 1 млрд долларов овощей в год), понадобится время, пока российские производители с трудом дотягивают до 700 тыс. тонн. К тому же существует ряд факторов, тормозящих развитие отрасли. Это низкая рентабельность (15-17%), долгий срок окупаемости проекта (5-7 лет), большие затраты на строительство и производство (стоимость 1 гектара тепличного комплекса в среднем составляет 100-150 млн рублей) и острая нехватка квалифицированных специалистов. Чтобы российский производитель овощей закрытого грунта сегодня мог покрыть нехватку импортной продукции, ему без решения всех перечисленных вопросов не обойтись. Поэтому государство взяло на себя миссию доброго самаритянина в деле поддержки тепличной отрасли, включая льготное кредитование и налоговые послабления. В конечном итоге даже если рынок будет развиваться достаточно умеренными темпами, программу импортозамещения можно будет реализовать, хотя на это понадобится время.

Фронт работ. Президент РФ Владимир Путин во время своего визита в сентябре 2015 года в Ростов-на-Дону на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в России озвучил первоочередные задачи развития тепличного овощеводства. По его словам, необходимо разработать и внедрить механизмы поддержки приоритетных инвестиционных проектов в АПК, механизмы, предусматривающие возможность снижения стоимости или компенсации части стоимости электроэнергии, используемой в сфере тепличного овощеводства при реализации инвестиционных проектов.
Решение этих задач позволит обеспечить дальнейшее развитие отрасли тепличного овощеводства, а население страны — свежими овощами. Для обеспечения населения России тепличными овощами необходимо их ежегодно производить около 2 млн тонн. В настоящее время (из расчета потребления по медицинской норме 12-14 кг на человека в год) обеспеченность в свежих тепличных овощах составляет 38% (2014 г. — 34%). В 2015 году производство овощей защищенного грунта в сельхозорганизациях достигло 710 тыс. тонн при урожайности 31,8 кг/кв. м. Лидерами по производству тепличных овощей являются ПФО — 198 тыс. тонн, ЦФО — 186 тыс. тонн, ЮФО — 107 тыс. тонн и СФО — 62 тыс. тонн. В 2016 году валовой сбор овощей в зимних теплицах прогнозируется в объеме 800 тыс. тонн, или 41,6% от уровня потребности населения страны в тепличных овощах. Чтобы обеспечить население страны отечественными тепличными овощами во внесезонный период в объеме 85% от потребности, по предложениям органов управления АПК субъектов Российской Федерации госпрограммой до 2020 года определено строительство 1,5 тыс. га новых зимних современных теплиц в основном с круглогодичным досвечиванием, что позволит увеличить валовое производство овощей к концу 2020 года дополнительно в объеме 768,6 тыс. тонн.
Несмотря на финансовые трудности, тепличные комбинаты сегодня строят новые современные производства, такие как ООО «Агрисовгаз», ЗАО «Курскпромтеплица». «Применение здесь прогрессивных технологий и биологического метода защиты растений гарантируют высокие урожаи экологически чистой овощной продукции, — сообщает генеральный директор ассоциации «Теплицы России» Наталья Рогова. — Современные технологии выращивания овощных культур при дополнительном освещении («светокультура») позволяют получать свыше 100 кг овощей с квадратного метра. Приоритетом при строительстве теплиц является использование отечественных конструкций и оборудования». Практика показала, что в теплицах с отечественным оборудованием в Республике Татарстан, Новосибирской и Челябинской областях получают самый высокий урожай с одного кв. метра теплицы.
По данным Национального союза овощей, производство тепличных овощей в России в 2015 году выросло на 42 тыс. тонн и составило 682 тыс. тонн. При этом площадь тепличных хозяйств увеличилась на 154 га. Инвестиционная активность в тепличном овощеводстве невысока, что связано с рядом неблагоприятных факторов, таких как рост инвестиционных и операционных затрат, высокая стоимость кредитных ресурсов, падение покупательского спроса на овощную продукцию. В 2015 году было введено в эксплуатацию 24 тепличных комбината. «Из них девять комплексов находятся в ЦФО. При этом в ЮФО не введено в эксплуатацию ни одного крупного тепличного комплекса. Но в целом отечественные производители готовы заменить импортную продукцию в полном объеме. Однако есть ряд факторов, которые сегодня мешают данному процессу, — сообщает исполнительный директор Национального союза производителей овощей Михаил Глушков. — По овощам защищенного грунта для полного импортозамещения нам не хватает 1,5 тыс. га тепличных комплексов. Сегодня существуют все благоприятные условия для создания указанных производственных мощностей. В то же время мы сейчас имеем высокую себестоимость продукции, так как многие материально-технические ценности, необходимые для производства овощей, закупаются за рубежом. Поэтому одновременно со строительством теплиц нам нужно работать на снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности».

Интерес для инвесторов. Здесь важны сроки окупаемости проектов. Если он составляет семь и менее лет, то инвесторы идут в отрасль и вкладывают собственные средства. Ключевую роль в привлечении инвестиций в отрасль играет государственная поддержка АПК. Для успешного привлечения инвестиций сегодня необходимо подумать о субсидировании энергозатрат, доля которых в себестоимости продукции в защищенном грунте составляет 30-35%. К тому же девальвация рубля, колебание ключевой ставки ЦБ негативно отразились на инвестиционной активности в овощеводстве. Большинство современных тепличных комплексов используют иностранные технологии, и объем инвестиций в их строительство и модернизацию напрямую зависит от курса валют. Колебание ключевой ставки ЦБ РФ приводит к росту стоимости кредитных ресурсов, что сегодня отпугивает инвесторов от реализации проектов. При этом важную роль в стимулировании инвестиционной активности играют действующие меры государственной поддержки, которые должны сглаживать все негативные факторы и позволять овощеводам включаться в импортозамещение.
«Экономический кризис, санкции и контрсанкции дали возможность российскому производителю овощей закрытого грунта активно расти и развиваться. Сегодня российское правительство делает все, чтобы отечественные тепличное хозяйства смогли включиться в реализацию программ импортозамещения, — делится президент АПХ «ЭКО-культура» Константин Росляков. — Государство сегодня дает нам ряд преференций и действенную поддержку. Это субсидирование 20% капитальных затрат на реализацию продукции, на реализацию инвестиционных проектов, субсидирование процентной ставки по инвестиционным и оборотным кредитам в размере 70% от ключевой ставки ЦБ. Кроме этого производителю предоставлены льготы по налогу на прибыль (0%) и по налогу на имущество. Также понижены тарифы на газ и электричество. Наш холдинг сегодня является получателем господдержки, что дает нам дополнительные ресурсы развиваться дальше». Поддержка тепличного хозяйства оказывается в комплексе совместно с муниципалитетами, которые курируют местные программы поддержки. «Благодаря этим мерам наш холдинг сможет увеличить объемы производства и уже сегодня активно включаться в импортозамещение, — отмечает Константин Росляков. — К 2020 году мы планируем построить 421 га круглогодичных теплиц с интелектуальной системой досвечивания и 15 га весенне-осенних теплиц обычного типа. Сегодня мы уже имеем 30 га тепличных хозяйств в Ставропольском крае, осенью введем в эксплуатацию еще 22 га в ст. Марьинской, а в п. Солнечногорском будут построены 57 га круглогодичного комплекса. Мы хотим работать по всей России: в Московской, Воронежской, Липецкой, Тульской областях, а также за рубежом — в Казахстане будут построены 60 га тепличных хозяйств, которые позволят нам говорить уже о внешнеэкономической составляющей». Сегодня качество выращиваемых овощей в закрытом грунте российским производителем достаточно высоко и приближается к мировым стандартам. Например, АПХ «ЭКО-культура» выращивает экологически чистые томаты с применением биологической защиты растений. Они не вызывают аллергии и, главное, имеют насыщенный вкус и запах. А благодаря короткому логистическому плечу, когда продукция находится 2-3 дня в пути до конечного потребителя, она всегда остается свежей. К тому же в производстве применяется передовой мировой опыт ведения тепличных хозяйств, и в будущем продукция таких предприятий, а это вопрос 3-4 лет, сможет составить достойную конкуренцию и полностью заменить импортные аналоги.
            bool(false)