Своя рубашка

Своя рубашка

За счет импортозамещения отечественный рынок гибкой упаковки во многом смог покрыть потребности бизнеса
За последние пять лет запуск новых производственных мощностей позволил российской промышленности практически полностью покрыть свои потребности в гибкой упаковке и свести до минимума импорт упаковочной пленки. При этом емкость рынка почти удвоилась (с 80 млрд руб. до 135 млрд). По сути, в России создана новая отрасль химической промышленности, которая еще в конце прошлого века находилась лишь в зачаточном состоянии.

Пленочный импорт
После развала СССР собственного серьезного производства гибкой упаковки Россия практически не имела. В страну импортировалась барьерная термоусадочная пленка из Турции (Korozo, Bak Ambalaj, Saf Plastic и др.), Прибалтики, Польши, Финляндии и даже из Украины. Дошло до того, что и мелкие производители пищевой продукции вынуждены были заказывать за границей небольшие объемы упаковки.
Наиболее востребованными видами ввозимой пленки были ламинат с ретортными свойствами (корма для животных), упаковка на основе полиамида или EVOH (импортеры — международные концерны Sudpack и Wipack (Германия), Lietpack (Литва), американская Sealed Air и др. — не менее 250 тонн в месяц), ламинаты на основе ВОРР-пленки (около 850 тонн в месяц), твист-пленки (единственный импортер — украинский «Укрпластик», 400 тонн в месяц), упаковка на основе СРР-пленок (пленка для бакалеи, хлебобулочных изделий, завозилась из Прибалтики и Финляндии, 250 тонн в месяц). Кроме этого импортировались и другие виды ламинатов (РЕ+РЕ для сухих кормов для животных и синтетических моющих средств и пр.). Общий объем импорта, по разным оценкам, составлял от 30 до 50 тысяч в год (в зависимости от состояния пищевой промышленности России).
Проблема была не только в плачевном состоянии нефтехимической отрасли, которая просто не уделяла тогда внимания этому сегменту промышленности, но и в отсутствии 8-10-красочных печатных машин для пленки. Дорогое оборудование было просто не по карману промышленникам, и пищевикам приходилось идти на различные ухищрения для упаковки своей продукции — от низкосортной бумаги до деревянной тары (в зависимости от продукции).
Основными импортерами пленки в Россию являются около 40 компаний, поставляющих продукцию для 15 крупнейших отечественных и иностранных пищевиков, работающих в стране. Главными потребителями являются транснационалы. К примеру, компания Мars, ежемесячные потребности которой составляют около 500-600 тонн упаковки. Из них до 20% приходится на упаковку для шоколадных батончиков, а остальное — на ретортную упаковку кормов для животных. Швейцарская Nestle ежемесячно закупает 400-500 тонн для своих восьми российских фабрик. Из них порядка 30 тонн импортируется для кондитерских изделий, а остальной объем — для кормов для животных.
Компания FritoLay Manufacturing (входит в корпорацию PepsiCo Inc.) импортирует около 350-400 тонн ламинатов на основе ВОРР-пленок со специальными барьерными свойствами (чтобы не допустить прогорклости чипсов), которые запечатываются глубоким способом. Американская Mondelez International закупает 180 тонн для упаковки на своих пяти российских предприятий по производству шоколада, печенья и снеков. Marven Food Central (продукты быстрого приготовления под известными брендами «Роллтон» и BigBon) потребляет 130 тонн термоусадочной упаковки ВОРР 15 мкм с высоким коэффициентом усадки (от 15%).
Отечественный производитель макаронных изделий «Макфа» ежемесячно импортирует до 70 тонн упаковки с печатью (в основном ламинат ВОРР-СРР), греческая Chipita (снеки и круассаны под марками 7days, fineti, Chipicao) — около 60 тонн.
Кроме того, по данным аналитиков, часть импорта проникает в Россию через торговые компании Белоруссии и Казахстана, которые теми или иными способами импортируют их на свое имя, а затем завозят ее в нашу страну без пошлин и таможенного оформления как товар, произведенный на территории этих государств. Поэтому таможенная статистика не может отражать реального положения дел на рынке. Что никак не говорит о том, что российские производители взирают на это спокойно.

Нефтяной фонтан
На рубеже веков в связи с ростом цен на углеводороды и оживлением нефтедобывающей отрасли дополнительно получаемые объемы газа нефтехолдинги стали направлять на переработку на предприятия нефтехимии («Сибур», «Ставролен», Астраханский и Оренбургский НПЗ и др.) для увеличения ее глубины. Производимые полимеры шли на производство пленки и рулонной упаковки, в сегменте которой появились отечественные производители («Данафлекс», ДПЗ, «Уралпластик», «Слава» и другие компании).
Рост собственного производства был синхронизирован с растущими мощностями пищевой переработки и появлением в стране крупных иностранных игроков, нуждающихся в барьерной пленке (Mars, Nestle и пр.).
Кроме того, дефолт 1998 года и резкий рост курса доллара сделал невыгодным импорт пленки для иностранных производителей продукции, которые ранее размещали заказы за границей, и многие из них вынуждены были пойти на локализацию производства в России. Это дало мощный толчок к развитию внутреннего производства упаковки. За последующее десятилетие благодаря росту доходов населения и его пищевым потребностям емкость рынка упаковки удвоилась и составила 2500 тонн в месяц. За последние 5 лет объем российского рынка гибкой упаковки вырос с 80 до 135 млрд рублей (до 450 тыс. тонн). При средней цене на ламинат 300 рублей за килограмм это составляет 135 млрд рублей. Доля, за которую вполне логично побороться отечественным производителям. Но для этого необходимо создание серьезной конкуренции с западными производителями, что и позволит добиться реального импортозамещения.
«Исключительно важным процессом, который определяет все тенденции рынка упаковки, является импортозамещение, — считает Алексей Чубыкин, коммерческий директор компании MDC Daetwyler Moscow. — Непосредственное эмбарго на импортные продукты питания коснулось только молочной, мясной и плодоовощной продукции, впрочем, это дало существенный импульс развитию всей пищевой отрасли. Однако этот процесс очень долгий, и почувствовать рост спроса на упаковку, который сформируется благодаря программам импортозамещения, можно будет только в течение 2-5 лет. Процессы строительства новых заводов, разведения нового поголовья скота, выращивание новых плантаций и т. д. очень небыстрые, и ускорить их практически невозможно».

Сигнал к действию
Тренд на импортозамещение и благосклонное отношение к нему федерального правительства был воспринят российскими игроками как сигнал к действию. К примеру, в сегменте БОПП (биаксиально-ориентированные полипропиленовые пленки) — пленочный материал, получаемый в процессе экструзии полипропилена. Такая пленка толщиной 10-50 мкм может иметь до семи и более слоев. Используется в пищевой, табачной, косметической промышленности, при изготовлении этикеток и канцелярских товаров, электроники и в других сферах. БОПП-пленки классифицируют по различным параметрам, в частности по количеству слоев, степени прозрачности (прозрачные, матовые), типу обработки спецэффектами (перламутровые, металлизированные, радужные).
По данным отраслевых экспертов, мировой рынок БОПП растет на 7% в год (в Азиатско-Тихоокеанском регионе — до 20%), российский — на 8-10%. Перспективы последнего считаются гораздо более привлекательными, при этом высокотехнологичных предприятий в отрасли до сей поры не было. БОПП главным образом импортировалась на российский рынок, емкость которого определяется в 140-150 тыс. тонн в год (свыше 15 млрд долларов). Всего же из общей емкости отечественного рынка в 4,4 млн тонн в год крупнотоннажных полимеров свыше 1 млн тонн импортировались.
Согласно прогнозам специалистов холдинга «Сибур» (владеет одним из лидеров по производству БОПП компанией «Биаксплен»), в ближайшие годы емкость российского рынка БОПП-пленок может достичь 200 тыс. тонн.
Один из крупнейших заводов по производству этой пленки был в 2016 году запущен в Ростовской области (объем инвестиций — 8,4 млрд рублей). «Нам однажды порекомендовали посмотреть на этот бизнес. Мы были абсолютно некомпетентны в этой отрасли. Привлекли экспертов, за четыре месяца провели маркетинговое исследование рынка и приняли решение, что будем работать, — рассказал инвестор предприятия, глава группы «Мегаполис» Константин Кузин. — Мы же профессионалы — мы идем туда, чтобы делать бизнес. Это будет одно из самых высокопроизводительных производств в Европе и России. Когда мы обсуждали оборудование, которое нужно закупить, партнеры спрашивали: что вы хотите производить — продукцию для touch-screen для айфонов, продукт для жидкокристаллических телевизоров или пленки для солнечных батарей? Мы ответили: давайте начнем с самого простого: потребительский рынок растет, и люди предпочитают приобретать товары массового спроса в качественной упаковке. Оборудование на деле одно и то же — только его финальная часть конфигурируется под нужную линейку продукта».
До появления ростовского предприятия импорт в Россию БОПП составлял ежегодно порядка 10-12 тыс. тонн. С запуском завода «Вотерфолл ПРО» импорт вообще в ближайшее же время может стать неактуальным.
Налаживание производства и закупка нового печатного оборудования отмечены и у других российских производителей.
Петербургская компания «Эксимпак» в декабре 2017 года в Киеве начала производство трехслойных ламинатов производительностью 150 тонн в месяц.
Компания «Данафлекс-Алабуга» в сентябре 2018 года запустила на территории ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан) третий завод группы Danaflex (лидер российского рынка) по выпуску гибких упаковочных материалов, вложив в производство порядка 1,6 млрд рублей.
«У нас самое современное производство, позволяющее выпускать до 22 тыс. тонн гибкой упаковки, удовлетворяющей самым высоким стандартам качества, — рассказал президент компании Danaflex Айрат Баширов. — На наших предприятиях установлено оборудование немецких, австрийских, итальянских производителей. Аналогов некоторым из них нет не только в России, но и во многих странах мира».
В числе видных производителей выдвинулись компании Constantia Kuban (Тимашевск), «Томь-Лтд», «Эдас-Пак», «Авангард», «Монди», «Флексо-Принт» и другие, имеющие до 15 печатных машин.
«Даже закупка нового оборудования и создание цехов в рамках действующих предприятий тоже не вопрос одного года, — заметил Алексей Чубакин. — Тем не менее есть понимание, что эти процессы запущены, и высока вероятность, что они не будут свернуты, даже если взаимные санкции отменят в среднесрочной перспективе. А значит, тенденция развития рынка позитивна в долгосрочной перспективе. Если покупательный спрос увеличится, когда после восстановления цен на нефть до уровня 50 долларов оживится российская экономика в целом, то вполне можно прогнозировать еще более положительную динамику. Еще одним положительным фактором, поддержавшим рынок гибкой упаковки, стал процесс локализации в России производства этого вида мультинациональными пищевыми концернами. Здесь главную роль сыграла девальвация рубля, которая одномоментно сделала импортную упаковку почти в два раза дороже. Для любой пищевой компании это очень существенное повышение издержек, которое побудило всех искать производителей упаковки внутри России».
Появление большого количества отечественных игроков с современным оборудованием позволило до минимума свести долю импорта на российском рынке (30 из 450 тыс. тонн в год). Этому способствовала не только модернизация производства, но и санкционная война, препятствующая уже проникшим в нашу страну транснационалам инвестировать в расширение импорта, и выросший курс доллара.