Рыба стратегического значения

Рыба стратегического значения

На какие достижения направлена новая Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса
Валовая добавленная стоимость рыбохозяйственного комплекса России к 2030 году увеличится на 71,3% и достигнет 418 млрд рублей против 244 млрд рублей в 2018 году. Об этом говорится в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года, утвержденной федеральным правительством в ноябре. Ожидается, что рост долгосрочных финансовых вложений в отрасль нарастающим итогом к 2030 году составит 613 млрд рублей против 159 млрд рублей в 2018 году. Что еще даст реализация этого документа, разбирался «Вестник АПК».

Пять слагаемых успеха
В рамках Стратегии развития российского рыбохозяйственного комплекса выделено пять основных (инвестиционных) комплексных проектов развития: «Новая тресковая индустрия», «Морские биотехнологии», «Пищевая пелагика», «Лососеводство», «Ценные морепродукты». Их дополняют семь поддерживающих (вспомогательных) проектов.

Реализация документа к 2030 году должна привести к увеличению отраслевого валового внутреннего продукта на 176 млрд рублей, к совокупному объему привлеченных инвестиций — 613 млрд рублей и к созданию не менее 24,5 тыс. новых рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе. Кроме того, ожидается рост производительности труда в отрасли в 1,4 раза, внедрение национальной системы экологической сертификации и увеличение до 3 млн тонн годового объема грузообработки отечественной рыбопродукции в российских портах, уточнили в пресс-службе Кабмина.
Особое внимание в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса уделено развитию экспорта белой и красной рыбы. Для отрасли установлена цель — к 2030 году занять «не менее 25% доли рынка ЕС в сегменте продукции из минтая и атлантической трески (пикши) и не менее 10% доли рынка стран АТР в сегменте продукции из лососевых видов рыб». На внутреннем рынке среднедушевой уровень потребления рыбы планируется довести до 25 кг в год, из которых 85% должна занимать отечественная продукция.

Стратегия также предусматривает увеличение общего количества рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе на 24,5 тыс., рост производительности труда в 1,4 раза по сравнению с 2018 годом, разработку и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и увеличение до 3 млн тонн в год объемов грузообработки отечественной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов через российские морские порты.

Съесть или экспортировать?
По мнению авторов Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса, дела с рыбой в России идут неплохо. Улов 2018 года (5,1 млн тонн) стал рекордом за последние 26 лет. Потребление медленно растет, но все еще недостает до объемов, которые россияне съедали до 2014 года. Так, по оценке авторов документа, рацион среднего потребителя составляет 21,9 кг в год против 22,3 кг пять лет назад.
Экспорт увеличивается. Но в нем преобладает сырье низкой степени переработки: средняя цена вывезенной продукции не превышает двух долларов за килограмм. Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков утверждает, что в реальности россияне едят куда меньше рыбы. «Объем, поступающий на внутренний рынок (размер улова и производства, минус экспорт, плюс импорт), нужно разделить еще на полтора, то есть вычесть явно несъедобные головы, хребты и хвосты. В итоге останется 13-14 кг в год на человека, — говорит он. — Но и это количество может еще сильнее сократиться, поскольку экспорт должен расти куда быстрее, чем производство. Так, по майскому указу президента РФ поставки рыбы на внешние рынки в денежном выражении должны удвоиться уже к 2024 году и составить 8,5 млрд долларов. Сейчас Россия отправляет за рубеж 2,2 млн тонн рыбы, а значит, цель на пятилетку — примерно 4,4 млн тонн».

Между тем прогнозы по росту производства, указанные в Стратегии, довольно скромны. Несмотря на многомиллиардные вливания, улов по плану должен вырасти всего на 6% за 10 лет, до 5,4 млн тонн в год. Предполагается, что обновленный за счет субсидий флот поборется за международные квоты на атлантического тунца. Но объем добычи к 2030 году составит всего 60 тыс. тонн, причем на внутренний рынок из них попадет лишь 15 тыс. тонн — мизер в наших масштабах.
Аквакультурный бизнес нарастит объемы в 2,6 раза, но общие цифры останутся скромными: 618 тыс. тонн через 10 лет, к 2030 году. Треть этого объема будет выращиваться в Северо-Западном регионе, который по замыслу чиновников должен стать центром разведения лососевых. Но изобилия ждать не приходится: в среднем россиянин будет съедать 200 г этой красной рыбы в год. Зато потребителям обещают обеспечить «ассортиментное разнообразие». И, кстати, дары моря до прилавков не доедут. Мидии, устрицы, гребешки и морские ежи в основном пойдут на экспорт.
В итоге если отправить за границу хотя бы 4 млн тонн (планируемое удвоение с поправкой на рост цен), для внутреннего рынка останется 2 млн тонн сырья, или 1,3 млн тонн филе. В пересчете на одного россиянина получится 9 кг в год, что на 4 кг меньше, чем сейчас. Между тем документ предусматривает, что потребитель будет съедать 23,5 кг рыбы и морепродуктов в год в 2025 году и 25 кг — в 2030-м.

Рыба требует научного подхода
Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад «Рыбохозяйственный комплекс России: от стабилизации к развитию. Сильный комплекс сильной страны». В нем представлен анализ развития рыбной отрасли за последние 18 лет. Также документ отражает ключевые вехи «рыбной» стратегии комплексного развития конкретных регионов страны до 2030 года. «Заявленная тематика может показаться ограниченной, но в реальности доклад предлагает ответы на ряд стратегических вопросов, актуальных не только для рыбной промышленности. Это опыт комплексных решений по стабилизации отраслей аграрного комплекса, эффективное взаимодействие государства и бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности страны», — отметил председатель совета директоров ЭИСИ Андрей Шутов.

«Рыбная отрасль является лидером по инвестициям в основной капитал среди других отраслей промышленности, связанных с добычей и использованием сырьевых ресурсов. Так, в 2016 году в рыбохозяйственную отрасль было инвестировано более 16 млрд рублей — в 3,5 раза больше, чем в 2008 году. Для сравнения: объем инвестиций в сфере добычи ископаемых за тот же период увеличился только в 2,5 раза. Положительная динамика развития отрасли стала возможна благодаря введению в действие механизма квотирования добычи водных биоресурсов, впервые примененного в 2004 году. Кроме того, объем просроченной кредиторской задолженности за период с 2005-го по 2014 год в рыбной отрасли сократился в 5 раз — до 0,9 млрд рублей. Тогда как в других отраслях сельского хозяйства увеличился в 2,5 раза — до 25,6 млрд», — говорят в докладе эксперты ЭИСИ.

Кроме того, в документе отмечается, что российская индустрия береговой рыбопереработки должна выпускать большие объемы рыбопродукции различного ассортимента. Она способна обеспечить бесперебойное поступление рыбы из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в потребительскую сеть. Для снятия разрыва между отпускной ценой у добытчиков и стоимостью продукции в розничных сетях предлагают реализовать программу по госзакупкам рыбопродукции для государственных и муниципальных нужд и тем самым расширить спрос внутреннего рынка.
Также требуется снять логистические и инфраструктурные ограничения в сфере хранения и доставки рыбы за счет пересмотра тарифов при перевозках по железной дороге. И создать систему технического регулирования в отрасли, преградить доступ небезопасной и некачественной рыбопродукции, вернуть доверие покупателей.