Русская доля

Русская доля

Отечественные производители в 2016 году заняли 55% российского рынка сельхозтехники
Российская сельскохозяйственная техника продолжает отвоевывать отечественные поля у иностранцев: если в 2013 году ее доля на рынке составляла всего 24%, то в 2015-м — уже 40%, а в 2016-м — и вовсе 55%. Более того, наша техника становится все более конкурентоспособной на международном рынке, в прошлом году ее импорт вырос на 13%. Отечественным машиностроителям помогли грамотные протекционистские меры и девальвация национальной валюты.

Государственный интерес
На ежегодной пресс-конференции в декабре Владимир Путин отдельно указал на успехи сельхозмашиностроения, отметив, что это одна из отраслей, где производство по итогам 2016 года выросло. Президент отметил, что производители сельхозтехники воспользовались удачной конъюнктурой рынка и теми льготами, которые им предоставило государство. Действительно, государство реализует программу национальной продбезопасности, активно инвестируя не только в собственно сельхозпроизводство, но и в машиностроение. Прежде всего отечественная техника стимулируется через продажи по госпрограмме субсидирования с 25-30-процентной скидкой, всего на эти цели в 2016 году было выделено порядка 10 млрд рублей. Как рассказал «Вестнику АПК» замдиректора по внешним связям Ассоциации «Росагромаш» Андрей Агашков, помимо действительно эффективной меры господдержки в рамках постановления Правительства РФ № 1432, регионы также стремились поддержать аграриев, что положительно сказалось на продажах техники, в первую очередь на отечественной. «К примеру, до 2017 года действовала региональная программа субсидирования в Татарстане — 40 х 60. То есть 40% от стоимости субсидирует республиканское правительство, а оставшиеся 60% оплачивает крестьянин. Ежегодно на эту программу выделялось до 2 млрд рублей. С этого года в РТ действует субсидирование лизинговой сельхозтехники, то есть 40% без НДС, первоначального взноса и текущих платежей. С 2017 года в республике должна заработать еще одна программа — субсидирование приобретения сельхозмашин для нефтяных районов с участием ПАО «Татнефть» по схеме 33 х 33 х 34 («Татнефть», Минсельхозпрод РТ, сельхозтоваропроизводители — по 100 млн рублей каждая из сторон)», — рассказывает Агашков.

В Башкортостане действует программа субсидирования затрат на покупку техники в растениеводстве, они доходят до 40%. Также в рамках республиканской программы «500 ферм» субсидируется до 50% затрат на приобретение техники для кормопроизводства, машин и оборудования для механизации животноводства. «К сожалению, одна из проблем региональных программ — это выделение бюджетных средств на приобретение техники зарубежного производства — технику, аналоги которой производятся на российских заводах», — сетует Андрей Агашков. В 2016 году по-прежнему отечественным производителям помогала и девальвация национальной валюты. Причем подорожали даже не столько сами машины, сколько запчасти, комплектующие и сервис. Если трактора, комбайны и другая техника иностранной сборки подорожали в среднем на 20-30%, то их обслуживание стало обходиться владельцам в разы дороже. «Западные производители имеют возможность продать технику себе в убыток, а потом «отбить» его через запчасти, ремонт и обслуживание. Это стандартная практика», — говорит один из фермеров. Политическая неопределенность — еще один из факторов риска, который снижает продажи техники, особенно когда речь заходит о производителях из США и ЕС. Бывали случаи, когда в самый разгар посевных или уборочных работ из-за санкционной войны в Россию просто не пускали запчасти некоторых иностранных брендов, что приводило к колоссальным убыткам аграриев, неосмотрительно комплектовавших свои МТС.

Качественный рост
Наши производители настаивают: грамотный протекционизм, обилие бюджетных денег и слабый рубль — не единственные факторы того, что потребитель все больше доверяет отечественной сельхозтехнике. Российские производители в 2016 году смогли вывести на рынок более 60 новых сельхозмашин, не уступающих по технико-экономическим характеристикам зарубежным аналогам, говорит Андрей Агашков. «Аграрии покупают нашу технику из рациональных соображений, им нужна рентабельность и прибыль — комментирует гендиректор компании «Ростсельмаш» Валерий Мальцев. — Самое главное — это эффективность агромашин и стоимость владения ими. По основным параметрам наша техника превосходит аналоги — и по производительности, и по стоимости владения. И самое главное — по привлекательности баланса в соотношении «цена — качество», потому аграрии ее с удовольствием приобретают. Какие политики ни применяй, какие меры регулятивные ни включай — потребителя не проведешь, он будет голосовать рублем только за удовлетворяющий его потребности товар, тем более что в случае с агромашинами речь идет о средствах производства, покупка которых, как правило, осуществляется на рациональной основе».

Еще одним доказательством значительно возросшей конкурентоспособности отечественной техники именно в плане качества являются увеличившиеся в 2016 году поставки машин на экспорт. «Например, в 2015-2016 сельхозгоду мы начали поставки в Иран и Словакию. Хорошие перспективы мы видим для себя на Африканском континенте. Высокая заинтересованность в наших комбайнах есть в Египте, где мы провели испытания и демпоказы зерноуборочной техники. Первые машины отгружены в Судан и Нигерию. Также развиваемся в Восточной Азии: недавно машины были отгружены в Китай.
Еще несколько лет назад «Ростсельмаш» поставил перед собой цель ежегодно открывать на географической карте мира по две новые территории. Мы движемся по этому курсу», — отмечает Мальцев. «Ростсельмаш» не единственный российский экспортер. К примеру, в прошлом году Петербургский тракторный завод после 20-летнего перерыва возобновил поставки тракторов в США и Канаду. Сегодня отечественная продукция сельхозмашиностроения торгуется в 18 странах, с учетом одноразовых поставок наша техника продается более чем в 45 странах мира, рассказывает Андрей Агашков. «У нас достаточно амбициозные планы — к 2025 году в 2,5 раза увеличить число стран, закупающих российскую технику», — говорит он.

Новая механизация
Россия, в очередной раз перекрывшая рекорд по сбору зерновых, в этом году стала крупнейшим мировым экспортером пшеницы. Но по такому показателю, как механизация сельского хозяйства, наша страна не выглядит аграрной сверхдержавой — она проигрывает по числу комбайнов и тракторов не только странам ЕС и США, но и Аргентине, Канаде, Белоруссии и др. (см. инфографи-ку). Согласно экспертной оценке, сегодня в целом по стране потребность в сельхозтехнике достигает почти 150 тыс. тракторов, 75 тыс. зерноуборочных и свыше 20 тыс. кормоуборочных комбайнов. Логично поэтому, что Правительство РФ не планирует сокращать поддержку сельхозмашиностроителей и в этом году. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 7,5 млрд рублей, на продолжение в 2017-м программы субсидирования скидок — 13,7 млрд руб. По расчетам чиновников, этого хватит для продажи в следующем году более 21 250 единиц техники. Кроме того, планируется продолжить и поддержку экспорта — власти компенсируют часть логистических затрат, расходов на адаптацию техники и участие в зарубежных выставках.