Разминка перед стартом

Разминка перед стартом

Прежде чем начать массовый выход на зарубежные рынки, отечественным экспортерам предстоит четко обозначить правила игры
Наращивание объемов производства сельхозпродукции и укрепление отрасли позволили российским производителям задуматься о расширении внешних связей. Участники сессии «Экспорт продукции АПК. Региональная повестка», состоявшейся в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи, пришли к выводу, что экспорт необходимо рассматривать через призму регионального развития, и отметили, что для укрепления экспортного потенциала необходима продуманная государственная поддержка.

Смена ориентиров
Планы по экспорту сельскохозяйственной продукции зародились не на пустом месте. «Мы начиная с мая прошлого года, с момента выхода указа президента, много говорим об экспорте, — отметил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. — Для этого есть весомые основания, потому что наше сельское хозяйство действительно добилось за последние годы очень больших успехов. Мы накормили себя, заполнили почти по всем основным позициям внутренний рынок, доктрина продовольственной безопасности успешно выполнена по большинству показателей. И начали активно переходить к переориентации своей торговли на внешние рынки. Мы росли все последние годы по объемам продаж экспорта, устанавливая один за другим рекорды, и успешно сместили многие конкурирующие отрасли с пьедестала почета по объемам экспорта. Например, президент уже не раз говорил, что экспорт продовольствия превысил экспорт вооружения. И когда перед правительством возник вопрос о том, что делать с отраслью дальше, то ответ на него был очевиден — нам нужно наращивать экспорт сельхозпродукции». По словам Сергея Левина, именно этот путь может служить дальнейшему росту сельского хозяйства, ведь когда внутренний спрос подходит к своему пределу, когда насыщен внутренний рынок, дальнейший рост возможен только за счет внешнего спроса.

С мая 2018 года в Минсельхозе РФ приступили к формированию национального и федерального проектов по экспорту продукции АПК, сегодня они утверждены и представляют собой детализацию тех задач, которые стоят перед отраслью для достижения обозначенного президентом объема экспорта в 45 млрд долларов к 2024 году. «Самое главное в проекте — это увеличение объема сельхозпроизводства, и на этом сконцентрированы наши основные усилия, ведь для того чтобы что-то продать за рубеж, это нужно произвести, — сказал Сергей Левин. — Принципиальная разница здесь заключается в том, что нам нужно произвести новую товарную массу, другой товар, не тот, который мы в значительной мере выпускали в предыдущие годы для обеспечения своей потребности. Потому что на зарубежных рынках другая культура питания, другой спрос покупателей, и, соответственно, им нужна другая продукция, которую мы для внутреннего рынка ранее не производили. Это касается всех групп товаров».
Так, основным экспортным товаром российского АПК всегда были зерновые, зерновая группа составляла не менее 40% в общем объеме экспорта все последние годы. По мнению заместителя министра, за счет одной пшеницы достичь показателей в 45 млрд долларов не удастся. И поэтому предстоит существенно перестроить структуру производства и структуру экспорта. «Это и есть основной объем нашей работы, которую мы в настоящее время проводим с регионами», — сообщил Левин.

По мнению экспертов, основным экспортным драйвером может стать масложировая отрасль, а также зернобобовые, если произойдет расширение в пользу бобовых культур. Предстоит увеличить объем производства и продаж продукции пищевой и перерабатывающей промышленности с тем, чтобы получать максимальную добавленную стоимость. «Мы являемся одним из мировых лидеров по валовому объему поставки сельхозпродукции, но очень сильно отстаем от мировых лидеров по удельной стоимости одной тонны экспортируемой продукции, — подчеркнул Сергей Левин. — Отстаем более чем в 4 раза, если сравнить структуру экспорта и импорта, когда мы продаем товары по цене порядка 330 долларов за тонну, а покупаем примерно по 1300 долларов за тонну. Необходимо максимально повышать передел сельхозпродукции внутри страны, чтобы зарабатывать на каждой тонне больше и оставлять эту большую прибыль в своей стране».

Укрепить потенциал
Большую роль в усилении экспортного направления отводят регионам. «Сегодня идет работа по планированию и распределению экспортного проекта по регионам, мы подписываем соглашения с субъектами РФ о том, какие задания по экспорту они принимают на себя, как они видят трансформацию своего сельского хозяйства и перестроения производства в экспортном направлении», — сообщил Сергей Левин.
Для некоторых регионов страны экспортное направление показалось привлекательным еще задолго до возросшего внимания к нему государства. «Мы экспортно ориентированный регион и таковым являемся, потому что у нас есть свои мощности в портах. Мы выросли в 2018 году на 42% по сравнению с 2017 годом, это, по предварительной оценке, почти 1,3 млрд долларов, то есть 4-5% всего российского агроэкспорта, — рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов. — Однако у нас есть тоже свои ограничения. Мы уже используем порядка 70-72% пашни и хотя готовы расти дальше, но значительно увеличить объем зерновых мы уже не сможем».
Не только это сдерживает рост экспорта из регионов России. По словам главы Калининградской области, в России предстоит создать своеобразную подушку безопасности, которая бы сделала отрасль сельского хозяйства менее уязвимой в случае непредвиденных внешних факторов. «Необходимо серьезно модифицировать программу поддержки сельского хозяйства в плане селекционно-генетических центров не только в животноводстве, но и в растениеводстве, дабы не зависеть от крупнейших международных компаний, которые могут быть вовлечены в какие-то санкционные истории, и это очень серьезно, на мой взгляд, может нас подкосить», — уверен Антон Алиханов. Также, по его словам, предстоит сделать акцент на уровень переработки и на работу с товаропроводящей сетью тех стран, рынки которых интересны российским производителям.
Разминка перед стартом
Один на рынке не воин
О необходимости создания специальной экспортной стратегии говорила и вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова. «Мы активно работаем с нашими агропромышленными регионами и перерабатывающими предприятиями и видим, что потенциал в экспортном направлении огромен», — отметила она. Однако прежде чем начинать экспансию, предстоит провести серьезный анализ. «Зачастую даже красиво упакованные, качественные товары, например привезенные на «Зеленую неделю» в Берлине, не находят своего покупателя, потому что выясняется, что и упаковка не та, и не тот состав, и не так презентовано изделие, нет сайтов и не просчитана логистика», — рассказала Елена Дыбова.

Чтобы избежать таких ситуаций, она предложила использовать потенциал зарубежных представительств торгово-промышленных палат, которые будут изучать рынки и давать сигнал бизнесу. Кроме того, Елена Дыбова предложила обратить внимание на логистику. «Даже если мы сейчас обеспечим взрывной рост отрасли, необходимо понимать, справится ли наша логистическая структура, или, например, смогут ли предприятия пройти все те сертифицирующие процессы, которые являются обязательными за рубежом, — считает она. — Наших предпринимателей нужно готовить к тому, чтобы они понимали, как мы будем взаимодействовать с точки зрения таможенных процедур, взаиморасчетов. То есть сейчас время профессиональной оценки этих направлений. Если этого не провести, надеяться на то, что сами предприятия выйдут на рынок и заработают, не стоит».

Свой среди чужих
Действительно, рынок поодиночке не завоевывают, согласился Сергей Левин. Он сообщил, что для того, чтобы осуществить необходимый суперинтенсивный прорыв в стране, создан Российский экспортный центр, который должен быть одним окном и консолидатором всех бизнес-усилий. «При этом у сельхозников есть своя специфика, с которой не сталкивается ни одна другая отрасль, и это именно та причина, по которой ни одна страна мира не добилась значительных экспортных успехов на аграрных поставках без создания специализированной национальной системы поддержки сельхозэкспорта», — подчеркнул заместитель министра.
Он сообщил, что в национальном проекте для этого предусмотрено создание специальной системы продвижения и поддержки экспорта. «Мы создаем в рамках как наших посольств, так и торговых представительств штат из более чем 50 сельскохозяйственных атташе, которые будут размещены в течение ближайших трех лет на всех основных наших рынках, — пояснил Сергей Левин. — Они будут нашими ушами, глазами, руками, ногами по взаимодействию с госорганами и соответствующими структурами на ключевых рынках».

При минсельхозе также заработает центр компетенции под названием «Агроэкспорт», который будет работать в плотной связке с РЭЦ и решать те специализированные и профессиональные задачи, которые возникают в разных странах, и в том числе проводить специализированные исследования рынков по основным разделам сельхозпродукции.

Стимул для роста
Однако лишь одним анализом и методическими рекомендациями обеспечить поддержку российским компаниям за рубежом вряд ли удастся. «Когда российский экспортер выйдет на зарубежные рынки, — это первое, с чем он столкнется, это с агрессивным отпором со стороны других игроков, которые на этих рынках присутствуют, — подтвердил директор ГК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков. — Поэтому создание сети сельскохозяйственных атташе — очень верное решение, ведь российского экспортера кто-то должен защищать». Кроме того, по его словам, обязательно нужны меры поддержки внешней проводящей сети. «Мы готовы сегодня строить в портах импорта свои комплексы — элеваторы, склады. И если государство готово так далеко идти и поддерживать, то это серьезно поможет российским игрокам», — отметил Александр Шендерюк-Жидков.

Не менее важна экспортная инфраструктура. «Весь успех Калининградской области как экспортного региона — это успех создания аграрного специализированного порта, — убежден Шендерюк-Жидков. — Когда мы только открылись, валовой сбор зерновых и масличных в регионе был на уровне 200 тыс. тонн. За пять лет он вырос до 700 тыс. Получается, что только одна область России прибавила 500 тыс., потому что появилась якорная компания, которая готова покупать все. И поэтому инфраструктура — это не только возможность «окна», но и возможность этого региона, в котором инфраструктура создается, дать драйвер роста самого сельского хозяйства».
Правда, эксперт отметил, что внешняя инфраструктура в АПК не такая рентабельная, как в других отраслях. Например, в угольной или металлургической отрасли, где грузопоток составляет десятки миллионов тонн, порты окупаются очень быстро. «У нас рентабельность очень низкая, и потому без государственной поддержки мы никак не обойдемся», — уверен глава ГК «Содружество».

То же самое касается и железнодорожных перевозок. «Железная дорога не воспринимает зерно как серьезный груз. Никто не будет строить станцию ради 5 млн тонн, — сказал он. — Ведь у РЖД самая маленькая станция на сегодняшний день — это 20 млн тонн грузов. Поэтому сельское хозяйство стоит рассматривать отдельно от основного товарного потока», — убежден Александр Шендерюк-Жидков.
Не менее важно для развития отрасли и ее выхода на внешние рынки, по его словам, и снятие внутренних барьеров.
Разминка перед стартом
Выполнить и перевыполнить
О том, что при грамотной стратегии и качественной поддержке потенциал экспортного направления российского АПК может превысить даже обозначенные президентом показатели, говорил на Сочинском форуме губернатор Белгородской области Евгений Савченко. «Я считаю, что 40 млрд долларов — это не та цифра, на которую мы должны ориентироваться. Хотя, наверное на ближайшие 3-4 года это правильная цель, — отметил глава региона. — Вообще Россия готова кормить не менее 200 млн человек, кроме собственного населения. Важно только найти эти 200 миллионов платежеспособных потребителей. И если каждому из этих 200 миллионов мы поставим продукцию на 1 тыс. долларов, то наш экспортный потенциал можно в целом оценить в 200 млрд долларов. Эти цифры вполне сопоставимы с показателями нынешнего экспорта углеводородов. А продукты питания — это есть не что иное, как сложные углеводороды. То есть я считаю, что в перспективе продукты питания должны доминировать по отношению к углеводородам».

Белгородская область не новичок на мировом рынке. Там вопросами экспорта, прежде всего мясной продукции, которая является ключевым направлением для агропромышленного комплекса региона, начали заниматься еще 10 назад. Сегодня 71 предприятие области прошло процедуру международной аттестации и получило возможность поставлять свою продукцию в 82 страны мира. «В прошлом году мы поставили продукции на экспорт более чем на 300 млн долларов, причем это не зерновая группа, — сообщил Евгений Савченко. — Мы поставляли мясную, масложировую продукцию, немного кондитерских изделий, и даже мороженое сейчас в качестве тестовой поставки отправляем в Китай».