Мушег Мамиконян: «Перестаньте пугать население пищей»

Мушег Мамиконян: «Перестаньте пугать население пищей»

Российский экспорт может пострадать от собственных продовольственных фобий, уверен президент Мясного совета ЕЭП Мушег Мамиконян.
В эксклюзивном интервью «Вестнику АПК» он рассказал о перспективах российского мясного экспорта, модернизации отечественной мясоперерабатывающей промышленности и распространяемых в СМИ продовольственных фобиях.
 Мушег Мамиконян: «Перестаньте пугать население пищей»
В последнее время в российском правительстве все чаще говорят уже не об импортозамещении, а об экспорте продукции отечественного АПК. На ваш взгляд, готова ли мясная отрасль России закрепиться на иностранных прилавках?
В первую очередь хорошие перспективы у российского экспорта лежат в области птицеводства. Причем не только на рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, но и на Ближнем Востоке, в Северной Африке и др. Это касается как мяса птицы, так и консервированной продукции. Последнее особенно важно для африканских рынков с экстремальными условиями по логистике, отсутствием холодильных мощностей, жарой, высокой влажностью, неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Поэтому по всем технологическим и коммерческим компетенциям, которые сложились у наиболее успешных российских компаний, сумевших модернизировать свои мощности, они вполне могут конкурировать на мировых рынках. Многие агрохолдинги уже ведут эту работу, сформировав департаменты для выхода на экспорт. Они значительно пересмотрели свои взгляды на конкуренцию с ведущими мировыми игроками, так как до этого их задачей являлось лишь обеспечение собственного рынка и импортозамещение. Совершенно очевидно, что мясная промышленность России (птицеводческая, скотоводческая) достигла такого масштаба и международной компетентности, что в новой макроэкономической парадигме, которая установилась на ближайшие десятилетия, без выхода на существенные экспортные позиции она не может существовать.

Какой из сегментов отрасли наиболее продвинулся в экспортном направлении?
Для птицеводов этот этап уже пройден, так как Россия в этом году уже будет экспортировать такое же количество продукции, как и импортировать. Это нормально для любых стран, которые занимаются мясной торговлей. В 2016 году РФ будет экспортировать мясо птицы в первую очередь на азиатские рынки. Это объясняется вкусовыми предпочтениями населения этого континента. Выход на экспорт неизбежен для нашей страны, стремящейся к устойчивому развитию своего аграрного сектора. Одновременно мы будем участвовать в международной торговле технологиями. Россия остается одним из главных покупателей технологических новинок, оборудования для мясной промышленности.

Видные операторы мясного рынка юга России жалуются на затруднения с выходом на китайский рынок.
Это частные случаи. Никто нигде не радуется новым конкурентам, создавая ветеринарные, санитарные препятствия выходу на рынок. Порой у стран субъективное отношение к тому или иному продукту, желание защитить свой рынок. Российские мясоперерабатывающие предприятия компании вроде «Евродона», «Мираторга», «Черкизово» и пр. представляют собой такие же заводы, какие функционируют по всему миру — с аналогичными технологиями, санитарными нормами и защищенностью. К тому же уже есть целый список стран, которые сегодня готовы закупать российское мясо. Это арабские страны, АТР, Ближний Восток и другие.

Насколько перспективным для нас можно считать рынок освобожденного из-под международных санкций Ирана?
Каждая страна пытается заботиться о своей продовольственной безопасности. И каждая страна старается в первую очередь заботиться о собственных производителях, чтобы их не подавляли импортеры и зарубежная продукция. Иранский рынок такой же. Там у России перспективы не только по говядине, но и по баранине. Но для этого необходима полная модернизация производства баранины, которая в России еще даже не начиналась. Все страны, которые имеют потребности в российском зерне, также имеют потребности и в нашем белке, кормах и пр. и являются потенциальными покупателями нашего мяса.

На Ближнем Востоке не прекращаются войны, вооруженные конфликты. Насколько безопасно с этими странами работать российским экспортерам, нести риски в бизнесе?
Такие поставки обычно страхуются. Да и для оборота глобальных компаний и российских компаний, готовых выйти на экспорт, торговля с Ближним Востоком составляет считанные проценты от общего объема продаж. Так что для них не принципиальны эти риски. Они не будут нести затрат на производство, дистрибуцию и др. Это и нецелесообразно: зерно выращивается в России, здесь и выгоднее производить мясо. А туда уже поставлять мясную продукцию более высокого передела.
 Мушег Мамиконян: «Перестаньте пугать население пищей»
Какие препятствия сегодня существуют к развитию российского экспорта?
Основным препятствием являются так называемые ветеринарно-санитарные события и нездоровый ажиотаж в прессе. Птичий грипп, свиной грипп, сальмонеллез, АЧС и т. д. Это становится причиной того, чтобы некоторые страны временно приостанавливали закупки нашей продукции. Этим часто пользуются, так как это уменьшает конкуренцию собственным производителям. А мы сами даем поводы вбросами информации через прессу считать, что у нас недостаточно работают контрольно-надзорные поводы, низкое качество продукции и плохие условия хранения. Зарубежные партнеры приезжают в Россию и удивляются высокому уровню наших предприятий. Но, читая прессу, получают такой негативный фон, который препятствует добросовестным производителям спокойно работать за рубежом. Это будет косвенно отражаться на экспортном потенциале.

В последнее время в СМИ зачастую распространяются настоящие «пищевые фобии» — своеобразные страшилки для потребителей, в том числе и мясной продукции. Как вы относитесь к этому?
Сегодня многие СМИ подогревают интерес к антинаучным идеям. Это касается в первую очередь телевидения и стало в России настоящей народной забавой. Правительство, с одной стороны, заботится об инновационном развитии, хочет, чтобы мы догнали по качеству продукцию ведущих западных стран. Вместе с тем, по рейтингу ООН, по состоянию здоровья населения Россия оказалась на 112-м месте в мире. Хотя по потенциалу мы чуть ли не первые. Это значит, что мы должны пользоваться всем самым лучшим. А у нас маркетологи и журналисты вгоняют то самое население в различные фобии. Являясь экспертом, вовлеченным в оценку регулирующего воздействия (ОРВ), как участник многочисленных рабочих групп, советов, конференций, хотел выразить особое мнение, которое в приложенные к заполнению форматы не вписывается. Речь идет о том, что, с моей точки зрения, следует срочно приостановить практику «планового» дискриминирования репутации и компетенций отечественных производителей продуктов питания, работы отечественных контрольно-надзорных органов потребительской сферы. Эта проблема выросла в самостоятельное явление, а этому опасному явлению не даны соответствующие оценки, не исследованы негативные последствия для промышленной и экспортно ориентированной стратегии, которую Правительство РФ якобы всемерно стремится поддержать. Объективная основа для этого была заложена в 90-е годы, когда Россия стала настоящей свалкой для всего мирового продуктового фальсификата. Но уже в нынешнем веке руководство страны начало поддержку отечественного производителя, и ситуация значительно изменилась.

Но сегодня мы видим по ТВ множество телепрограмм, где потребителям по сути рассказывают, что все, что мы едим, пьем и дышим, отравлено, и их потребление — медленное самоубийство.
СМИ (государственные в том числе) заигрались по этому вопросу. Сначала устрашение потребителей казалось им новой общественной забавой, выгодной для собственных рейтингов, далее подключились к инструменту потребительских запугиваний некоторые, так сказать, «эксперты» и чиновники. Считалось хорошим тоном вводить потребителей и СМИ в антинаучные заблуждения и решить задачи, которые не решались другими, должными мерами: таможенно-тарифным регулированием, акцизными и другими экономическими инструментами. Список мифов, зиждущихся на научном невежестве, уже зашкалил и существенно влияет на вектор технической, ассортиментной стратегии компаний, которые вынуждены или примитизировать свои технологии и тратить огромные рекламные бюджеты, или мимикрировать под сложившиеся регрессивные потребительские представления.

Что именно антинаучного вы видите в этих сюжетах?
Объясняется, что долго хранить продукцию — это плохо. Там якобы накапливаются вредные вещества. Но это ведь неправда, потому что на производстве работают в санитарно чистых условиях, на совершенном оборудовании. Другим ярким примером является дискредитация использования сухого молока в молочной отрасли. Это привело к исключительно отрицательным последствиям во всех без исключения аспектах. В том же ряду кампания по очернению пальмового масла, которое с точки зрения медицины безопасно, но высококонкурентоспособно с точки зрения экономики. Обществу масло было преподнесено как ужас ужасный.
К этой забаве присоединились разные лоббисты тех или иных пищевых технологий, а также маркетологи отраслей для использования общественной чувствительности и некомпетентности потребителей в интересах собственных компаний. По сути маркетологи одних компаний выступают против маркетологов своих конкурентов. В общественное обсуждение вбрасывался целый ряд идей абсолютно антинаучных, глубоко непрофессиональных. Эксперты, уважаемые научные ведомства не успевают эффективно и полно купировать всю ересь и мифы, которые выползают то в ТВ, то в проектах законодательных инициатив и т. п. Если говорят, что «в нашей продукции гвоздей нет», то потребитель должен догадываться, что уж у их конкурентов непременно в котлетах обязательно должны быть гвозди.

На ваш взгляд, откуда берутся эти фобии?
С одной стороны, здесь прослеживаются якобы благие попытки защиты рынка от импорта. Регуляторы, некоторые отраслевые эксперты и недобросовестные маркетологи компаний перманентно поддерживают выдуманные мифы, не имеющие научной обоснованности. Таким действием регуляторы и лоббисты пытаются взамен необходимых и возможных экономических, тарифных, акцизных мер настроить население на определенные страхи, побуждая покупать отечественные продукты.
С другой стороны, на развитие потребительских фобий в России сказывается катастрофическая отсталость нормативного сопровождения развития рынка, в частности рынка мяса и мясопродуктов. Представление ведущих компаний, выводы и рекомендации медицинской науки, прямых рекомендаций Правительства РФ по улучшающим изменениям в сфере производства мясных продуктов в связи с реализацией важнейших разделов социального 598-го указа президента России Владимира Путина (в мае 2012 года) полярным образом расходятся не только с уже действующей нормативной базой, но и с еще более регрессивными проектами важнейших нормативных документов, которые предлагаются к утверждению для внедрения в 2017 году. К примеру, требует скорейшего отзыва проект такого документа, как «Межгосударственный ГОСТ. Изделия колбасные вареные. Общие технические условия», разработанный для Единого экономического пространства. Он не соответствует ни одному из критериев, стимулирующих производство качественных мясопродуктов. Более того, грубым образом предлагает нормы, которые не только консервируют технологическую отсталость регулирующего воздействия, но и предлагает еще более одиозные методики, приводящие, если их допустить, к полной деградации и дискредитации отрасли в глазах общества и потребителей.