Космос на службе у селян

Что за машины семейства «Туман» и почему они должны быть в каждом хозяйстве

25 Апреля 2018

Самоходный опрыскиватель «Туман» со сменными модулями помогает селянам организовать обработку посевов в разы эффективнее и дешевле, чем в случае с целым комплектом обычной прицепной техники. Легкая машина, созданная инженерами-аэроконструкторами, буквально порхает по полю, позволяя вести работы в разные периоды вегетации начиная с самой ранней весны.

В поле — с мечтой о небе
Наверное, группа друзей-студентов, в начале 90-х окончивших Самарский аэрокосмический институт, мечтала строить космические корабли, как и их старшие товарищи. Но лежавшей в руинах стране было не до космоса, и работы для уникальных, штучных специалистов просто не оказалось.
Раздумывая о том, каким делом заняться, ребята вспомнили, как к ним в студенческое конструкторское бюро не раз обращались селяне с просьбами помочь в обработке посевов самолетами малой авиации. Так родилась идея авиахимпрополки посевов на самолетах собственного производства. «Со временем пришло понимание того, что как бы ни были хороши наши самолеты, придется все-таки спуститься с небес на землю и работать над колесной машиной. Дело в том, что у самолета есть ограничения и по той массе полезной нагрузки, которую он может поднять в воздух, и по качеству внесения веществ. Эти и другие ограничивающие факторы в мире, где ведется борьба за каждую копейку в себестоимости продукции, стали решающими. Так появился «Туман», — рассказывает генеральный директор «Пегас-Агро» Светлана Линник. Когда построить сельхозмашину берутся специалисты по аэрокосмической технике, она будет не похожа на все то, что до этого работало в поле.
В мире сельхозмашиностроения «Пегас-Агро» совершил маленькую революцию. Опрыскиватель «Туман» изначально был спроектирован с учетом тех требований, которые обычно применяют к авиационной технике: легкий, подвижный, маневренный, он не плетется по полю, а, кажется, буквально летает над ним. Шутка ли, давление колес, оказываемое «Туманом», сравнимо с давлением человеческой ноги. А эта и другие конструктивные особенности дают селянам целый ряд неоспоримых преимуществ.

Фактор технического превосходства
Сельское хозяйство — это высококонкурентная отрасль экономики, где решающим фактором успеха становится умение снижать издержки и максимально увеличивать рентабельность. «Человеческий труд, время, топливо, препараты для обработки растений, — загибает пальцы Светлана Линник. — Это все те ресурсы, которыми оперирует любой сельхозпроизводитель. И каждым из этих ресурсов можно распорядиться лучше, если имеешь в наличии самоходный опрыскиватель «Туман». Опрыскиватель «Туман» (и его более поздние модификации: «Туман 1 М», «Туман 2», «Туман 2 М») представляет собой самоходную машину с целым комплектом сменных модулей для различных видов сельхозработ. У самой «навороченной» модели семейства — «Тумана 2 М» — таких модулей сразу четыре. Это разбрасыватель минеральных удобрений, штанговый опрыскиватель, вентиляторный опрыскиватель и мультиинжектор для внесения жидких удобрений адресно в корневую систему. Таким образом, эта машина заменяет сразу четыре агрегата!
Конструктивной особенностью самоходной машины является ее небольшой вес, поэтому при проходе по полю она не оставляет технической колеи и не травмирует всходы, что дает возможность вести полевые работы еще по влажной, неустойчивой почве и, таким образом, выводить технику в поле на 10-15 дней раньше, чем это было бы в случае с трактором. Кроме того, нельзя не отметить и простоту конструкции машины, и ее высокую ремонтопригодность.
При этом «Туман» — это еще и очень комфортная машина, оснащенная и климат-контролем, и системой спутниковой навигации, и даже отличной музыкальной установкой. «Мы постарались посмотреть на сельхозмашину глазами аграриев и сделали так, чтобы максимально эффективно решать их задачи. Могу сказать, что почти каждая наша машина сделана по индивидуальному заказу и с учетом потребностей конкретного заказчика», — отмечает Светлана Линник.

Компания-династия
Несмотря на то, что «Пегас-Агро» — компания молодая, здесь уже сложились целые трудовые династии. В коллективе много молодежи, многие парни и девушки, придя на завод, здесь же обзаводятся семьей. Сама Светлана Линник отмечает, что старается создать на предприятии такую атмосферу, чтобы семьей стал весь коллектив. И это получается. «Среди сотрудников у нас почти нет текучки: здесь созданы такие условия, что уходить не хочется. И я очень рада, что наши ребята профессионально растут вместе с компанией. Пройдитесь по цехам, и вы увидите, что почти все линейные руководители, начальники цехов — это сплошь молодежь», — говорит она.
У «Пегас-Агро» налаженные партнерские связи с сельскохозяйственными и инженерными вузами Самарской области, Татарстана, Башкортостана, да и практически по всему Поволжью. Приезжают группами студенты, и преподаватели.
«Мы держим свои двери открытыми, показываем наше производство, рассказываем о корпоративной культуре. Преподаватели потом уезжают с мыслями о том, как им надо перестроить процесс обучения, а у студентов появляется желание здесь работать. И мы с удовольствием принимаем способных выпускников к себе с начала на практику, а затем в штат», — делится Светлана Линник.
Руководство компании постоянно находится в поиске «свежей крови» — талантливых инженеров, способных совершать технологический прорыв. Не стесняется учиться и само. В прошлом году «Пегас-Агро» стал одним из самых активных участников совместной российско-японской программы сотрудничества, в рамках которой несколько десятков производственных предприятий могли получить от специалистов из Страны восходящего солнца масштабную консультацию и аудит производственных процессов. «Мы выиграли конкурс, и, когда к нам впервые приехала группа японских специалистов, они спросили у нас: «А чего вы глобально хотите?» Я ответила, что мы хотим создать такую машину, которую можно было бы назвать «Лексусом» для полевых работ. Японцы улыбнулись и назначили к нам в кураторы людей из «Тойоты». К нам приезжал и легендарный Katsuhiko Suzuki, вице-президент Toyota Engineering Corporation, построивший по всему миру автозаводы Toyota и выпускавший первые «Лексусы», — рассказывает Светлана Линник.
Дотошные японцы в подробностях изучили самарское производство и дали целый ряд ценных рекомендаций. 15 сотрудников «Пегаса» выезжали на обучение в Японию, а приехали, как признается Светлана Линник, уже совсем с другой головой и пониманием производственных процессов.
«За короткое время мы перестроили процессы на предприятии, и это дало колоссальный результат: если раньше в день мы делали две машины, то сейчас четыре, то есть удвоили производительность труда. Для меня же как руководителя даже более важно то, что повысилось качество выпускаемой техники, надежность ключевых узлов и агрегатов — об этом говорят те клиенты, которые покупают у нас машины уже на протяжении нескольких лет», — говорит Светлана Линник.
            bool(false)