Аграрное единство

Аграрное единство

Страны ЕАЭС намерены вести согласованную агропромышленную политику
Евразийская экономическая интеграция в рамках стран-участников ЕАЭС в последние годы имеет наиболее успешную перспективу в сфере сельского хозяйства. Согласованная политика позволит не только создать базу для продовольственной безопасности стран, но и успешно проводить политику импортозамещения. По мнению экспертов, для этого в первую очередь необходима систематизация и гармонизация существующих направлений, инструментов и механизмов развития национальных отраслей АПК с целью формирования единой стратегии развития агропродовольственного рынка ЕАЭС, а также разработки союзных отраслевых программ в АПК.

Создание «общего агропромышленного рынка» ЕАЭС вполне вписывается в глобальный тренд — аналогичную согласованную политику проводят страны Евросоюза, препятствуя экспансии на свой рынок продукции иностранных производителей. Поэтому в руководстве Союза считается, что эффективная реализация ресурсного потенциала наших стран для увеличения объемов сельхозпродукции, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и наращивание экспорта повысит уровень коллективной продовольственной безопасности.

В конце 2017 года для межгосударственного сотрудничества была сформирована интегрированная информационная подсистема агропромышленного комплекса ЕАЭС. Она является одним из сегментов формируемой единой цифровой платформы Союза, задачами которой стали автоматизация сбора, обработки и хранения информации по производству, торговле, внутреннему использованию продукции, что позволит в интерактивном режиме анализировать агропродовольственный рынок Союза, оценивать ситуацию по обеспечению продовольственной безопасности, а также отражать потенциальные рынки произведенной продукции внутри Союза. В рамках подсистемы АПК сформированы семь общих информационных ресурсов по основным направлениям согласованной агропромышленной политики: прогнозные балансы, ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности, обмен программами развития производства, научно-исследовательские работы, информация по вопросам господдержки сельского хозяйства, данные о племенных животных и селекционных достижениях, ведение единого реестра сортов. Ресурс данных прогнозных показателей позволит сбалансировать развитие агропродовольственного рынка за счет оптимизации товарных потоков во взаимной и внешней торговле, произвести оценку перспектив развития основных отраслей АПК. Информационный ресурс данных о ценах сельхозпродукции и продукции пищевой промышленности станет ориентиром для сельхозтоваропроизводителей в ценовой ситуации на агропродовольственном рынке и будет способствовать оперативному информированию и принятию решений.

Наиболее экономически развитые страны ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан) уже к 2019 году создали достаточно устойчивую подушку продовольственной безопасности. По данным Продовольственной организации ООН (ФАО), уровень продовольственной независимости по зерну у Казахстана составляет 218%, у России — 108%, у Беларуси — 106%. Они практически вышли и даже превысили уровень импортозамещения по обеспечению себя растительным маслом, яйцами, мясом, картофелем, овощами, молоком, сахаром.

В процессе реализации согласованной политики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования общего аграрного рынка, несмотря на прилагаемые усилия, государства-члены ЕАЭС сталкиваются с рядом вопросов, решение которых требует принятия дополнительных мер.
«В каждом из государств ЕАЭС реализуется собственный экономический механизм функционирования аграрного рынка, включающий такие основные элементы, как кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование, налого­обложение и другие, — считает Александра Осинина, младший научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства. — Функционирование этих подсистем в государствах-членах ЕАЭС отличается. Национальные инструменты госрегулирования оказывают влияние на динамику производства, ценообразование и инвестиции, а следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС. При этом государства ЕАЭС не всегда готовы к равной конкуренции, что приводит к выстраиванию защитных административных барьеров, изъятий и ограничений во взаимной торговле». Из-за этого периодически возникают, к примеру, «молочные войны» между Россией и Беларусью или трения на зерновом рынке между Россией и Казахстаном. Дискуссионным пока остается вопрос различий в уровнях господдержки сельского хозяйства в государствах-членах ЕАЭС.

«Недостаточное развитие получила производственная и научно-техническая кооперация в АПК государств-членов ЕАЭС. За последние годы было создано около 3,5 тыс. совместных предприятий России и Беларуси, около 5 тыс. — России и Казахстана, однако в сфере АПК примеры таких предприятий пока немногочисленны. Негативно сказывается на углублении интеграции несогласованность действий государств-членов ЕАЭС в отношении третьих стран. Наиболее ярким примером стало применение Россией контрсанкционных мер в области АПК к государствам
ЕС, США, Украине, Турции и другим странам. Результатом введенного в одностороннем порядке эмбарго стал реэкспорт запрещенной агропродовольственной продукции в Россию через территорию государств-членов ЕАЭС», — полагает Инна Глотова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства.
Набившие оскомину новости о «белорусском лососе», сырах с плесенью, ананасах и прочем сильно портят нервы правительственным чиновникам на различных уровнях.
Вместе с тем в отдельных случаях неблагоприятная мировая конъюнктура оказывает положительное влияние. Так, практически одновременная девальвация курсов национальных валют государств-членов ЕАЭС по отношению к доллару, с одной стороны, привела к падению стоимостных объемов торговли, а с другой стороны, позволила им повысить свою конкурентоспособность по цене на мировом рынке по большинству товарных позиций агропродукции и, как следствие, экспортную выручку.
У ЕАЭС есть и вполне определенные экспортные перспективы, в том числе по созданию условий наибольшего благоприятствования для стран, входящих в «дружественные» блоки (ШОС, БРИКС).

По заключенному между странами-участниками соглашению государства ЕАЭС получали квоту на поставку яиц: до 2018 года — 96 тыс. штук с ежегодным увеличением квоты на 5%, а с 2018 года их ожидало обнуление пошлин. Предполагается, что из ЕАЭС вырастут экспортные поставки мясной и молочной продукции, пшеницы и муки во Вьетнам. В свою очередь Вьетнам увеличит продажи рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов.
В активной стадии находятся переговоры по заключению соглашений о зонах свободной торговли ЕАЭС с Индией, Ираном, Египтом и Израилем. Кроме того, проявляет интерес к налаживанию торгово-экономического взаимодействия с ЕАЭС и Китай. Рынки этих стран привлекательны для государств-членов ЕАЭС с точки зрения наращивания объемов поставок различных агропродовольственных товаров.

По подсчетам кандидата экономических наук Арины Барсуковой, наибольший экспортный потенциал имеют Индия (овощи, семена масличных культур), Иран (зерновые, овощи, семена масличных культур, остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, табак, мясо-молочная продукция), Египет (зерновые, жиры и масла животного или растительного происхождения, овощи), Израиль (зерновые, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса и рыбы), КНР (мясо-молочная продукция, рыба, продукция мукомольно-крупяной промышленности, семена масличных культур, жиры и масла животного или растительного происхождения, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, остатки и отходы пищевой промышленности).