Зерновые дороги

Зерновые дороги

Урожайные рекорды российских аграриев могут быть размытыми проблемами логистики
Основные зернопроизводящие регионы России закончили уборочную кампанию, вновь преодолев «гроссмейстерскую» планку свыше 100 млн тонн. Рыночная конъюнктура тоже дает поводы для оптимизма: вожделенный потолок 200 долларов за тонну продовольственной пшеницы пробит еще летом. В Правительстве РФ рассчитывают за ближайшие 5-6 лет нарастить экспортный доход от продукции АПК с нынешних 20,7 до 50 млрд долларов. Тем не менее уже который год аналитики предупреждают о грядущем логистическом кризисе: железные дороги не справляются с перевозками сельхозгрузов, не хватает вагонов-зерновозов, складских помещений, да и нынешние портовые мощности просто не выдержат возросший поток грузов.


Мал золотник, но качественный
Выступая в Госдуме, министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев озвучил последние планы по валовому сбору зерна в стране: 105 млн тонн зерна, что соответствует уровню показателя госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‑2020 годы» и превышает средний показатель за 10 лет. Из них продовольственной пшеницы — ​до 71 млн тонн.
«Это достойный урожай, который позволит гарантировать аграриям хорошие цены, чему также будут способствовать реализуемые Правительством России комплексные меры по стабилизации цены на зерно. Это компенсация железнодорожных тарифов, а также классический механизм интервенции, который используется точечно», — ​подчеркнул Дмитрий Патрушев.
В 2017 году в России отмечен самый большой за всю историю урожай зерновых культур — ​135,4 млн тонн.
«В прошлом году качественные параметры зерна были не очень привлекательными, но так всегда бывает, когда растет объем урожая, — ​считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — ​В рекордные годы снижается процентное содержание качественного зерна. В этом же году мы ожидаем возврата к некой средней планке по качеству».
Результат вполне «гроссмейстерский», хотя еще в начале сезона речь шла о цифре в 110‑120 млн тонн и о более оптимистических прогнозах на урожай. При этом потери аграриев только от роста цен на ГСМ в этом году составили 12 млрд рублей. И еще 5,85 млрд рублей, по подсчетам того же Минсельхоза, были потеряны от неблагоприятных погодных условий, затронувших сразу 23 региона.
Впрочем, засуха у прямых рыночных конкурентов (Франция, Польша, Румыния и др.) позволила сохранить лидирующие позиции на своих традиционных рынках Северной Африки и Ближнего Востока. Приятной неожиданностью для трейдеров стал и рост цен на зерновые. По данным на 19 сентября 2018 года, продовольственная пшеница 3-го класса на базисе FOB порта Новороссийск (12,5% протеина) составила 217 долларов, 4-го класса — ​207 долларов (годом ранее — ​185‑190 долларов за тонну).
«Контракт на российскую пшеницу заключается сейчас на уровне 227 долларов за тонну, — ​рассказал Аркадий Злочевский. — ​Это хорошая цена по отношению даже к прошлому сезону, когда мы продавали зерно в пределах 200 долларов за тонну. Сейчас темпы экспорта выше прошлогодних, по крайней мере по пшенице. Но это не значит, что они весь сезон так продлятся. Будет достаточно резкое падение, когда испортятся погодные условия, и это повлияет на отгрузку. В ноябре у нас начинается зимний период. Весной будет уже другая конъюнктурная ситуация, экономика экспорта будет выглядеть иначе, но мы не ожидаем весной 2019 года таких темпов экспорта, которые проявляются сейчас по осени. Это наша традиция: мы всегда были активны в первой половине сезона, то есть по осени, а во второй половине сезона мы сбавляем обороты. Вот только в прошлый сезон в силу рекордного урожая весна была активной. В целом мы оцениваем общий экспорт в районе 35‑40 млн тонн».

Житница и кузница
Лидером по валовому сбору зерновых в текущем году стал Краснодарский край, намолотивший, по данным губернатора Вениамина Кондратьева, 10,4 млн тонн (9,267 млн тонн — ​продовольственная пшеница). В прошлом году на Кубани собрали 10,364 млн тонн (в 2016 году — ​10,152 млн тонн), уступив лидерство Ростовской области (13,5 млн тонн).
В нынешнем году она ненамного отстала — ​10,1 млн тонн, Ставропольский край намолотил 8,15 млн тонн. При этом следует учитывать среднюю урожайность у последних двух (34‑37,8 ц/га) в сравнении с кубанцами (64‑67 ц/га).
В Поволжье к концу сентября уборочная кампания практически завершена. Средний намолот по регионам составил 2,5‑2,8 млн тонн при урожайности в 25,3 ц/га. Как раз на эти регионы, а также на Волгоградскую и Астраханскую области (ЮФО) наиболее повлияла засуха этого лета.
На Алтае прогнозируется урожай на уровне 2,5‑2,7 млн тонн, но цены на новую пшеницу значительно ниже — ​8,5 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса (13,5 тыс. рублей в порту Ростова-на-Дону).
«Урожай будет однозначно ниже прошлогоднего и в европейской части страны, и в Сибири. Учитывая уроки прошлых лет, аграрии всех сибирских регионов резко сократили площади под зерновыми культурами, да еще и медвежью услугу им оказала весенняя погода, — ​считает сибирский зернотрейдер Вадим Мальцев. — ​А потому мы имеем довольно неутешительный прогноз по объемам будущего урожая с соответствующими ценовыми параметрами».
Поддержать сибирских аграриев призвано участие государства и позиция Минсельхоза РФ, предоставляющего льготы по вывозу зерна из дальних регионов к морским портам. В 2018 году субсидии на общую сумму в 1,9 млрд рублей на вывоз зерна коснутся Курганской, Оренбургской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края. При этом регионы ЦФО из этого списка исключены. Согласно пояснительной записке Минсельхоза, в 2018 году РЖД получат около 2 млрд рублей с предложением выделить дополнительно 1,4 млрд рублей, что позволит «освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы и увеличить закупочные цены в Приволжском, Уральском и Сибирском округах». Производство зерна в оставшихся в списке регионах, по прогнозу, упадет на 19,8%, до 11,7 млн тонн, при собственном потреблении до 8,4 млн тонн.
«Примерное внутреннее потребление в нашей стране — ​порядка 78‑79 млн тонн зерновых, — ​подсчитал директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов. — ​В этот показатель входят и потери. Продовольственное потребление по большому счету не растет. До этого, еще с советских времен, оно понемногу снижалось — ​стали есть меньше хлебобулочных изделий, потому что чем больше у вас денег, тем меньше вы едите хлеба. Население стало употреблять больше мяса, овощей, фруктов, рыбы. Сейчас на продовольственное потребление идет примерно половина из этих 78‑79 млн тонн и столько же на фуражное потребление для животноводства. Кроме того, есть нюанс. В животноводческий отрасли выпуск продукции вырос в два раза, а фуражное потребление выросло незначительно — ​на 10‑20%. Этот парадокс объясняется тем, что животноводство сейчас новое. Оно в разы более эффективно, чем в советское время. И эффективно в том числе с точки зрения конверсии кормов. Конверсия кормов росла, и потребление зерна на голову сокращалось. Этим и объясняется отставание роста фуражного потребления от темпов развития животноводства.
Также сейчас мы подошли к периоду, когда неэффективных хозяйств не осталось, они все вымерли. Поэтому в наши дни рост животноводства предусматривает пропорциональный рост фуражного потребления. Раньше у нас был резерв, связанный с неэффективностью, но сейчас он ушел. Поэтому если мы увидим рост в животноводстве, это послужит драйвером для роста фуражного потребления зерновых внутри страны».

Вполоборота
В текущем сезоне экспортный потенциал России, по прогнозам вице-премьера Алексея Гордеева, составит порядка 30 млн тонн. В прошлом году эта цифра составила 52,4 млн тонн, что почти в полтора раза больше, чем в сезоне 2015‑2016 годов.
Одна из основных проблем отечественных зернотрейдеров сегодня даже не в засухе и не в валютных колебаниях, сильно зависящих от политической конъюнктуры, а в логистической неопределенности. Еще в начале десятилетия зерновики жаловались в Правительство РФ на серьезный дефицит вагонов-хопперов, который после отмены экспортного эмбарго в летний сезон не позволил им протолкнуть свой товар в порты Азово-Черноморского бассейна. Тогда Белый дом пошел на создание благоприятных условий для производителей вагонов (списание устаревшего парка, преференции заводам, налоговые послабления и т. п.), завалив их заказами. А уже к середине десятилетия транспортники заговорили о профиците хопперов и кризисе перепроизводства у машиностроителей, которым некуда стало сбывать возросшую продукцию.
Ныне маятник качнулся в обратную сторону, и вновь заговорили о дефиците. Ожидается, что в ближайшие три года будет списана четверть парка вагонов-зерновозов. В текущем году предполагается списать 722 зерновоза из 40,8 тыс. единиц, а в 2019‑2020 годах уже 10,6 тыс. вагонов. При этом если в начале февраля дефицит хопперов составлял 300 единиц, то к 2020 году с такими темпами он будет исчисляться уже 6,2 тыс., грозя очередным коллапсом. Так как нынешние мощности предприятий не позволяют производить больше 3 тыс. инновационных хопперов в год (всего выпускается 14 тыс. вагонов в год).
Дефицит сказывается и на тарифах. За год стоимость хоппера в сутки выросла с 1,2 до 1,67 тыс. рублей. Если машиностроительный маятник еще раз не качнется обратно, потери будут считать уже не только зернотрейдеры, но и промышленники.
Интересно, что на этом фоне перевалочные мощности в отечественных портах только растут. В Махачкалинском порту частный инвестор Гасан Гасанов планирует построить зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн в год с элеватором на 40 тыс. тонн хранения единовременно. Терминал ориентирован в первую очередь на поставки зерновых в Иран. Исламская Республика ежегодно поглощает от 1,7 до 2,5 млн тонн российского зерна ежегодно. До 2024 года в порту Советская Гавань (Хабаровский край) будет построен терминал мощностью 5 млн тонн. Об этом губернатор края Вячеслав Шпорт объявил в ходе прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума. А уже в следующем году в Хабаровском речном порту появится зерновой терминал мощностью 400 тыс. тонн, через который продукция будет уходить в китайский Фуюань (инвестором выступит китайская компания «Дунцзин»).
Планы по расширению уже существующих зерноперевалочных мощностей обнародовали собственники портов Новороссийска, Тамани, Ейска, Таганрога, Ростова и др.
Правительство Крыма даже собирается создать специальную судоходную компанию для поставок российского зерна и угля в Сирию с перевалкой из собственных портов. По данным ФГБУ «Центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» в Крыму, с полуострова в Сирию в 2017 году экспортировано 105,6 тыс. тонн зерна, а с начала 2018-го — ​около 70 тыс. тонн. Как раз это было бы логично в русле наложенных на обе страны западных санкций и поэтапного отказа России от расчетов в долларовой валюте между партнерами.