Земледельцы доверились «цифре»

Земледельцы доверились «цифре»

Внедрение технологий цифровой экономики позволяет сельхозпроизводителям снизить затраты минимум на 23%
Сельское хозяйство России оказалось готово к переходу к цифровой экономике существенно больше, чем многие другие отрасли реального сектора. По уровню цифровизации АПК наша страна уже входит в топ-20 стран мира, а к середине следующего десятилетия инвестиции в это направление должны кратно вырасти. Особенно быстро процесс внедрения «цифры» происходит в растениеводстве: глобальная конкуренция превращает отечественное земледелие, прежде всего производство зерна, в высокотехнологичный бизнес с принципиально иной структурой себестоимости продукции.

По данным Минсельхоза РФ, на конец прошлого года объем рынка информационно-компьютерных технологий в российском АПК оценивался в 360 млрд рублей, что позволило нашей стране занять 15-е место в мире по уровню цифровизации сельского хозяйства. Но к 2026 году этот рынок должен вырасти как минимум в пять раз, в том числе за счет поддержки агростартапов, сообщил в феврале на прошедшей в технопарке «Сколково» конференции «Точное земледелие-2018» руководитель департамента развития и управления государственных и информационных ресурсов Минсельхоза РФ Игорь Козубенко.

Цифровое ускорение
Прошлый год во многом стал поворотным в цифровизации российского АПК. Для повышения конкурентоспособности отрасли за счет использования в управлении передовых ИТ-инструментов в структуре Минсельхоза был создан аналитический центр, перед которым поставлена задача полной инвентаризации сельхозотрасли страны. В настоящее время ведутся переговоры с Роскосмосом и Росгидрометом о создании единой базы снимков из космоса и климатических данных. Кроме того, в крупнейших аграрных вузах страны с прошлого года открыты кафедры цифровизации сельского хозяйства, где будут готовить квалифицированные кадры в этой области.
При этом любопытно, что достижения АПК в новых технологиях были не сразу замечены за рамками отрасли. Первоначально сельское хозяйство не входило в перечень приоритетных отраслей готовящейся федеральной программы цифровой экономики. Поэтому в конце прошлого года Минсельхоз РФ предложил создать специальную подпрограмму «Цифровое сельское хозяйство». А до этого, на Петербургском международном экономическом форуме, глава министерства Александр Ткачев сообщил о разработке федеральной научно-технической программы до 2025 года, предусматривающей рост объемов производства сельхозпредприятий сразу на четверть за счет внедрения в АПК программ цифрового земледелия, роботизации и автоматизации. Однако для этого аграриям необходимо увеличение на 50% количества лицензионных соглашений с научными организациями, а также наращивание доли высокотехнологичных сельхозпроизводителей на 30%.
В качестве стратегических приоритетов госполитики в сфере цифровизации АПК называются повышение экспортного потенциала российской сельхозпродукции, увеличение эффективности использования земельных ресурсов, расширение налогооблагаемой базы. А в сфере управления сельским хозяйством внедрение принципов цифровой экономики позволит осуществить переход от режима «пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков.
Динамика освоения цифровых технологий земледелия свидетельствует прежде всего о том, что российское сельское хозяйство находится в глобальном тренде. Как заявил в прошлом году в ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума руководитель дивизиона Crop Science компании Bayer в России и СНГ Ив Пике, РФ входит в первую десятку стран, где его компания тестирует решения области цифрового земледелия. По оценке Bayer, всего за пять лет (2016-2020 годы) мировой рынок цифрового земледелия может вырасти в полтора раза — с 3 до 4,5 млрд евро, и Россия, конечно же, не должна оставаться в стороне от развития передовых агротехнологий.
Специалисты Агрофизического НИИ Санкт-Петербурга относят к цифровым технологиям в земледелии электронные контуры полей и мониторинг техники, параллельное и автоматическое вождение техники по полю, мониторинг посевов с помощью космических аппаратов и беспилотников (БПЛА), дешифровку дистанционного зондирования земли (ДДЗ), дифференцированное внесение агрохимикатов и семян, управление знаниями в области принятия решений. К наиболее востребованным в России сейчас относятся технологии спутникового позиционирования, ГИС-системы, а также системы мониторинга и контроля техники и качества выполненных работ. Бюджеты на внедрение этих технологий могут начинаться от нескольких миллионов рублей и достигать сотен миллионов рублей у крупных хозяйств.

Технологии против издержек
Любопытно, что планы по массовому внедрению технологий автоматизации в отечественном земледелии насчитывают как минимум шесть десятилетий. Еще в 1955 году на Всесоюзном совещании агрономов, зоотехников и биологов в Кремлевском дворце основатель Агрофизического института Абрам Иоффе говорил: «Недалеко то время, когда решающую роль в управлении сложнейшей отраслью человеческой деятельности будет играть электронный агроном, способный учесть множественность сложнейших зависимостей в сельском хозяйстве и предложить единственно правильное решение по оперативному управлению сельхозпредприятием».
Решающим стимулом в этом процессе стало включение российского АПК в глобальные цепочки производства и сбыта, требующие постоянной работы над повышением конкурентоспособности продукции. В сфере цифровых технологий аграрии идут самым верным — естественным путем: внедрение инноваций является закономерным элементом их общей производственной политики, и основным стимулом здесь является возможность резкого снижения издержек. По оценке Минсельхоза РФ, комплексный подход при внедрении технологий цифровой экономики позволяет снизить затраты сельхозпроизводителей не менее чем на 23%. В то же время при несбалансированном подходе к использованию семенного потенциала, средств защиты растений, мощностей машинно-тракторного парка и новых технологий утрачивается до 40% урожая.
Все это становится особенно важным в условиях регулярных рекордных урожаев зерновых, обратной стороной которых оказывается падение цен на зерно. Традиционные ресурсы снижения себестоимости производства фактически исчерпаны, так что единственным радикальным способом повысить эффективность оказывается переход на новые технологические платформы. Поэтому словосочетание «точное земледелие» давно вошло в обиход среди ведущих российских компаний в сегменте растениеводства.
В докладе Игоря Козубенко на последней всероссийской конференции по точному земледелию были приведены следующие расчеты. В настоящее время средняя себестоимость производства зерновых в России составляет 6579,5 рубля за тонну, а внедрение ИТ-технологий растениеводства позволит снизить ее до 5066,2 рубля за тонну. Фактический объем продукции растениеводства в 2017 году составил 3,033 трлн рублей. Ожидаемый прирост производства за счет внедрения цифровых технологий равен почти 194 млрд рублей, или примерно 6,5% от прошлогоднего уровня.
Сокращение издержек происходит прежде всего за счет более рационального использования ресурсов. В частности, спутниковый мониторинг и применение беспилотников позволяют на 20-40% уменьшить использование химических веществ, а элементы системы дифференцированного внесения удобрений, полива, обработки и т.д. дают экономию до 40% точечного использования воды и энергии, что обеспечивает экономию 10-25% издержек производителей. Фонд оплаты труда в рамках комплексного подхода сокращается на 5,5%, но при этом происходит повышение квалификации персонала. Внедрение технологий цифровой экономики позволяет не только повышать рентабельность агробизнеса, но и добиваться качественных эффектов для окружающей среды: уменьшать вред от избыточного применения удобрений, сокращать выбросы выхлопных газов и т.д.

Из поля — в офис
Иными словами, внедрение цифровых технологий земледелия фактически превращает эту древнейшую сферу человеческой деятельности в крупномасштабное промышленное производство. Компетенция из поля уходит в офис — так формулируется Минсельхозом РФ идеология внедрения цифровых технологий в российском АПК.
В длительной перспективе это означает, помимо прочего, существенное изменение номенклатуры сельскохозяйственных профессий. На данный момент в России уже существует почти 113 тыс. ИТ-специалистов в сфере АПК, или 2,4% от всего населения, занятого в сельском хозяйстве, что примерно вдвое меньше, чем аналогичный показатель в западных странах (для сравнения: в Великобритании он равен 4,1%, в США — 4,3%, а в Германии — 4,5%). Потребность в новых специалистах для ликвидации этого «цифрового неравенства» оценивается в 90 тыс. человек.
Одним из первых в нашей стране инвестировать в развивающиеся компании в области агротехнологий начал венчурный фонд «Агротех I». Сегодня объем фонда составляет 3 млрд рублей, в его портфель входит 15 компаний, на каждую из них приходится в среднем 200 млн рублей инвестиций. Однако управляющий партнер «Сколково — Венчурные инвестиции» и фонда «Агротех I» Павел Данилов констатирует, что в России пока насчитывается только 180 фирм, которые так или иначе работают в сфере цифровых агротехнологий, тогда как во всем мире эта отрасль уже насчитывает более 4 тыс. компаний. «Венчурных сделок в этой области в России очень мало, — говорит Данилин. — Мы насчитали всего 11 инвестиционных сделок и 14 грантов, которые были выданы в основном Фондом «Сколково», который и является главным инвестором. Инвестиционная стадия в России — это пока что посевная стадия и ранние раунды».
«Технологии цифровизации приходят в агросектор и являются одним из основных векторов развития данного направления. Задача, которая стоит перед отраслью, и то, что интересует разработчиков, а самое главное, профессионалов, которые занимаются внедрением разработок на практике, — каким образом они будут интегрированы. Подобная интеграция невозможна без привлечения искусственного интеллекта, систематизации больших баз данных, их объемы растут в геометрической прогрессии», — заявил вице-президент, исполнительный директор кластера биологических и медицинских технологий Фонда «Сколково» Руслан Камалов в ходе последней конференции «Точное земледелие». В следующем году она, скорее всего, будет переименована в «Цифровое земледелие», что больше соответствует ее основной тематике.
Успешных примеров создания технологий для сельского хозяйства уже немало среди компаний-резидентов Фонда «Сколково», и эти стартапы наглядно демонстрируют, как работают принципы цифрового земледелия. Ряд разработок уже нашли признание не только в России, но и за рубежом.
Первым из агростартапов «Сколково», долю в котором приобрел Фонд развития интернет-инициатив, стала компания «Агросигнал», разработавшая систему эффективного земледелия, которая увеличивает рентабельность сельхозпроизводства на 20%. Еще один резидент «Сколково» компания «Проагротех» создала облачный сервис управления эффективным растениеводством ExactFarming, уже используемый более чем в 4 тыс. хозяйств в 10 странах мира. Компания «Агротерра» совместно с израильской Smart Firtilizer внедрила в Тульской и Курской областях систему датчиков, собирающих данные об условиях роста культур, что позволило за год увеличить урожай сои на 11,5%, пшеницы — на 6,5%. Компания «Агроноут» на базе агрохолдинга «Кубань» запустила пилотный проект системы дифференцированного применения удобрений, которая учитывает особенности почв; экономический эффект от этой технологии должен составить до 50 млн рублей в год. Научно-технический центр «РобоПроб» создал автоматизированный комплекс для сбора почвенных проб, который позволяет снижать затраты на мониторинг за состоянием сельхозугодий.
Ускорение внедрений технологий цифрового земледелия в России во многом зависит от решения институциональных проблем, их более быстрому распространению мешают секретность некоторых данных аэрофотосъемки, отсутствие четких правил использования беспилотников, сложности получения государственных субсидий на внедрение технологий точного земледелия и т.д. Для решения этих проблем необходимо объединение усилий Минсельхоза РФ, Ассоциации интернета вещей, Высшей школы экономики и технологических компаний, направленных на создание единого центра экспертизы новых разработок и открытие доступа сельхозпроизводителей к необходимым им данным.