За ценой постоим

За ценой постоим

В России в ближайшие три года мощности агрохимического производства вырастут как минимум в два раза
В мае 2018 года Евразийская экономическая комиссия приняла решение о введении защитных мер в виде антидемпинговых пошлин на пять лет — от 27 до 52% в отношении гербицидов, поставляемых из стран Европейского союза. До сих пор решение не вступило в силу из-за ограничений, наложенных Республикой Казахстан — одной из стран-участниц ЕАЭС. Несмотря на это, на российском рынке средств защиты растений эксперты отмечают чувствительные изменения, которые сегодня коснулись интересов не только отечественных, но и глобальных транснациональных компаний, а в будущем заметно скажутся на внутрироссийских объемах производства, импорта и экспорта пестицидов.

Переменчивый мировой рынок средств защиты растений, демонстрирующий падение два предыдущих года, вырос на 1,93% в 2017 году, до 54,15 млрд долларов США. То, что позитивная тенденция сохранится еще в течение пяти лет со средними показателями роста в 2-3%, предсказал в своем выступлении на Всемирном торговом саммите AgriBusiness Global Trade доктор Боб Фэрклау, директор AgriGlobe, Kleffmann Group. Прогнозы оказались верными. Глобальные продажи пестицидов для сельхозкультур в нынешнем году предварительно оцениваются в 69,3 млрд долларов (среднегодовой темп роста за последние пять лет — 5,5%). Аналогичная ситуация складывается и внутри России. Согласно исследованиям маркетингового агентства ROIF Expert, российский рынок, показавший практически 9-процентное падение в 2018 году в оценке физических величин, в настоящее время уверенно набирает обороты. Аналитики отмечают: потребление средств защиты растений в целом в физическом соотношении выросло более чем на 3%, а в денежном выражении — на 5%. Генеральный директор АО «Щелково Агрохим», д.х.н. Салис Каракотов в газете «Защита растений» отметил, что в 2018 году, несмотря на 25-процентный рост себестоимости сырья, цены в рублях на конечную продукцию на все виды и группы препаратов продолжали падать. «Из-за девальвации рубля в конце 2014 года цена немного поднялась, — сказал он, — а затем начала падать и каждый год планомерно снижается на 3-5%. Прошедший год показал: несмотря на рост рынка в физическом объеме, в денежном выражении он или не рос вовсе, или вырос незначительно. Рост продаж по физическим объемам (литрам, тысячам литров) «Щелково Агрохим» в России составил более 17%, а в денежном выражении рост произошел всего на 13%. То есть в среднем мы потеряли примерно 4-5% в ценах на препарат».

Юрий Дьяконов, глава представительства в г. Зарайске АО Фирма «Август», высказался еще более откровенно: «Последние пять лет отпускная цена от прайс-листа фактически опустилась чуть ли не в два раза. На рынке жесточайший демпинг. Складывается ощущение, что пестициды в скором времени придется раздавать бесплатно. Выигрышной данную ситуацию можно назвать лишь для конечного сельхозпотребителя». Несмотря на негативные тенденции в отдельных компаниях, в целом, согласно данным Российского союза производителей химических средств защиты растений, предприятия-члены Союза поставили аграриям в 2018 году 67,5 тыс. тонн ХСЗР на сумму свыше 47,5 млрд руб. По сравнению с 2017 годом это больше на 13%, а в денежном выражении — на 11,9%.

Глобальные тренды
При оценке мирового и внутреннего рынка средств защиты растений важно учитывать и другие мировые события, которые значительным образом сказываются на его развитии. Среди них — рост населения, необходимость обеспечения продовольственной безопасности и наращивания объема производства продуктов питания. Среди других моментов — сложная ситуация, вызванная колебаниями валютного курса, политическая нестабильность в Латинской Америке и прочее.

На фоне всего этого Россия выглядит наиболее привлекательно. Страна находится в мировой пятерке производителей пшеницы, в мировой тройке экспортеров пшеницы и планирует наращивать эти объемы. Неудивительно, что ведущие производители воспринимают отечественный рынок более чем серьезно. Антон Пушкарев, руководитель по коммуникациям ООО «Сингента» в России, отмечает: «Это один из самых крупных в стоимостном выражении, если сравнивать с Европой, Африкой, Ближним Востоком, в структуре «Сингенты» рынок. И один из немногих, которые продолжают демонстрировать уверенный рост». Валерий Павленко, представитель «Леноблагропромхимии», официального дистрибьютора средств защиты растений на территории Северо-Западного федерального региона, уверен: «Внутренний рынок СЗР будет расти в ближайшие несколько лет.

Положительная тенденция поддерживается политикой импортозамещения, стимулированием со стороны государства сельского хозяйства. Это и ввод новых земель, и увеличение производства высокотехнологичных, затратных, экспортных культур — сои и рапса, и строительство мелиоративных систем, новых перерабатывающих предприятий и т.д. Уже сегодня мы наблюдаем возросший спрос на СЗР со стороны крупнейших агрохолдингов». В компании «Сингента» уверены, что перспективы роста российского рынка будут связаны с внедрением инструментов цифрового земледелия. Предприятие уже приобрело все активы Cropio Group агротехнологической компании с клиентами более чем в 50 странах мира. Данная платформа используется на площади около 10 млн га и позволяет дистанционно контролировать сельхозугодья и работу техники с помощью спутникового оборудования. В компании считают: приобретение Cropio, а также существующий сервис по агросопровождению вместе с глубоким пониманием возможностей интеграции цифровых инструментов и повседневной агрономической работы в поле позволят охватить больше сельхозпроизводителей и предоставить им больше преимуществ уже в предстоящие год-два.

Торговая война
Потребность российского рынка ХСЗР составляет 160 тыс. тонн препаратов. В России пока производится менее 50%, остальная часть пестицидов ввозится из-за рубежа. В структуре мирового производства особых изменений не наблюдается, количество лидеров остается прежним, даже несмотря на то, что в отрасли за последние три года произошло несколько крупных слияний. ChemChina купила Syngenta, после этого Dow объединилась с DuPont, а другой монстр в области агрохимикатов — Bayer поглотил Monsanto, имеющего опыт в биотехнологиях. Санджив Рана, главный редактор британского информационного портала Agrow, отмечает, что объединившись, компании получили дополнительные возможности инвестировать в исследования, производство и усиливать свои компетенции. «Из-за консолидации у экспертов возникли опасения в том, что возникнет монопольное положение на рынке и цены на рынке будут контролировать компании-лидеры. Но, придерживаясь правил антимонопольных ведомств, игроки продали части своих бизнесов. Например, Dupont продал целое подразделение по производству инсектицидов — самых популярных продуктов в их портфеле. Кроме того, часть гербицидов компания продала FMC. В результате в ближайшие 2-3 года FMC вырастет вдвое. Произошедшие на рынке слияния и поглощения не повлияют на цены СЗР», — уверен эксперт.

Подобного мнения, касающегося не мирового, а российского рынка, придерживается и Валерий Павленко. Он не прогнозирует значительного скачка цен для сельхозтоваропроизводителей на средства защиты растений, отмечая, что их стоимость уже достигла определенного пика, и даже уверен, что в России совсем скоро стабилизируется стоимость пестицидов в основном за счет новых производственных мощностей. Речь прежде всего идет о запуске в 2019 году сразу двух мощных производств химических средств защиты растений в особой экономической зоне «Алабуга» Республики Татарстан. Первый ультрасовременный завод уже запущен, он построен на средства компании «Август» (размер вложений — 4 млрд рублей). Эта компания по-прежнему остается лидером отечественного рынка пестицидов (объем продаж 2018 г. достиг 27,2 млрд руб. (без НДС). Производственная мощность предприятия «Август-Алабуга» составляет 50 млн литров готовой продукции и 8 млн канистр полимерной упаковки в год.

Старт другого завода — «Агрусхим-Алабуга» (инвестор — «Союзагрохим») по производству препаративных форм планируется в конце 2019 года. С учетом запуска новых производств российские компании увеличат имеющиеся мощности в два-три раза (до 200-250 тыс. тонн) и будут способны удовлетворить внутренний спрос на СЗР в полном объеме. Однако главным их опасением остается зависимость от зарубежных действующих веществ (ДВ). Россия не производит сырье действующих веществ, а использует применяемые в США, Китае и Евросоюзе.
По мнению Юрия Дьяконова, ситуацию можно изменить, так как страна располагает производственными мощностями по выпуску химической продукции, оставшимися еще со времен СССР. До сих пор имеется научно-производственный задел, который можно применять для выпуска новых препаратов. Владимир Алгинин отметил, что сейчас идет разработка стратегии развития отрасли СЗР. Ее успешная реализация позволит организовать на территории нашей страны собственное производство ДВ.

Антидемпинговая кампания
Любопытно, что стартовавшее в Татарстане строительство новых заводов практически совпало по времени с началом «антидемпингового» расследования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Впрочем, и этого никто не скрывает, расследование действительно инициировано по заявлению ведущих российских игроков: фирмы «Август», АО «Щелково Агрохим», ЗАО «Август-Бел», ТОО «Астана-Нан» и другими производителями агрохимикатов. По данным ЕЭК, на долю предприятий-заявителей и предприятий, поддержавших заявление, с января 2013-го по июнь 2016 года приходилось 70,5% от общего объема производства гербицидов в ЕАЭС.
Расследование, длившееся практически два года, завершилось в мае 2018 года решением ввести антидемпинговые пошлины на европейские гербициды внутри страны. Однако результат не вступил в силу из-за вето Казахстана. Однако, по мнению президента России Владимира Путина, которым он поделился на форуме «Деловая Россия», это не препятствует отдельным странам, в том числе и нашей, вводить антидемпинговые процедуры на своей территории.

Согласно поручению президента, позднее Минэкономразвития РФ подтвердило, что российская сторона поддерживает решение ЕЭК. При этом министерство выразило уверенность, что введение антидемпинговых пошлин на гербициды европейских поставщиков не повлияет значительным образом на цены этой продукции. Владимир Алгинин, исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений, в апреле на очередном собрании членов союза отметил, что решение ЕЭК о введении антидемпинговых пошлин все еще находится на стадии утверждения странами-членами ЕАЭС, надеясь, что в 2019 году все же эта процедура (по введению пошлин) будет завершена. «Заградительные пошлины — один из способов государственной поддержки. Если европейские компании торгуют в Европе и Латинской Америке дороже, чем на российском рынке, это означает одно — они препятствуют развитию отечественных производителей, при этом их доля внутри России все еще составляет более 50%. В настоящее время весь отечественный рынок ждет новых решений с замиранием сердца», — говорит Валерий Павленко.

Пока же результатом антидемпинговой кампании стало то, что два иностранных предприятия, работающие на российском рынке ХСЗР, признали существование демпинга и согласились на подписание ценовых соглашений во избежание более жестких мер. Компания «Сингента» и вовсе заявила о планомерном наращивании объемов локального производства средств защиты растений на территории РФ до 80% к 2021 году. В конце 2018 года ее представители официально подтвердили намерение разместить завод по производству СЗР на Елецкой площадке особой экономической зоны «Липецк». В феврале 2019 года было подписано трехстороннее соглашение между «Сингентой», ОЭЗ «Липецк» и администрацией Липецкой области, которое закрепило обязательства сторон по реализации проекта. В настоящее время стартовала подготовка площадки к строительству. Запустить предприятие планируется в 2021 году. Объем инвестиций — 1,6 млрд рублей. Напомним, что с 2003 года «Сингента» является главным партнером ООО «Кирово-Чепецкий завод «Агрохимикат», на котором производится более 40% всех реализуемых в России СЗР компании. В целом эксперты сходятся во мнении, что отечественный рынок средств защиты растений на пороге серьезных позитивных изменений.