Владимир Кашин: «Деревня — это не только наша кормилица, но и берегиня нашей страны»

Владимир Кашин: «Деревня — это не только наша кормилица, но и берегиня нашей страны»

В январе в аналитическом центре Минсельхоза России прошло совместное совещание председателя Комитета Государственной думы по аграрным вопросам Владимира Кашина с министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачевым о плане законопроектной деятельности в 2017 году.
Выступая на совещании, Владимир Кашин подчеркнул, что комитет намерен добиться как минимум удвоения расходов федерального бюджета на цели развития АПК.

Хороший результат как стимул к работе
— Мы все искренне радуемся любому успеху, который у нас есть в сельском хозяйстве. Мы по большому счету истосковались по хорошим результатам, по хорошим зарплатам на селе, по хорошей современной технике и объектам производства. Истосковались мы по хорошим производственным центрам, по деревням, оборудованным современной инфраструктурой, эффективной техникой и технологиями, в которых наше крестьянство может жить достойно. Поэтому те успехи, о которых все хорошо знают, нас радуют и дают определенную возможность обратить на цели развития села еще большее внимание. Ведь что такое 1-1,5% расходной части бюджета, который сегодня выделяется на развитие сельского хозяйства? Это копейки! И если эти копейки на определенном этапе помогают достичь лишь отдельных результатов, то вся система сможет заработать в полную силу лишь в случае решительного увеличения расходной части бюджета на цели развития села. Яркими примерами тут являются наша армия и оборонная промышленность. Недавно была встреча с президентом России, в рамках которой мной поставлено несколько вопросов. Один из них — о необходимости срочного удвоения бюджета АПК, в том числе для того, чтобы ввести в оборот 41 млн га брошенных земель, из которых уже 20 млн га заросли кустарником и мелколесьем. Нужна мелиорация и коренное улучшение этих земель, что потребует, по нашим оценкам, от 40 до 80 тыс. рублей дополнительных затрат на 1 га. Надо принимать решение — либо мы эти земли бросаем, либо получаем с них дополнительные 100 млн тонн зернового эквивалента. А это миллионы рабочих мест и триллионы ВВП.

Как возродить село
— Второй вопрос — наша деревня. Когда в селах всей России в год вводится 2800 новых ученических мест и это позиционируется как перевыполнение плана, когда из ветхого жилья переселяется всего 6,5 тыс. человек, а нуждаются в новом жилье на селе более 1,3 млн человек, то такими темпами на решение накопившихся социальных проблем нам потребуется 200 лет. Эти вопросы требуют государственного решения. Ведь ни одно министерство не в состоянии поднять эту сложнейшую задачу, сравнимую с поднятием целинных земель. Поэтому в стратегическом плане нам нужно сплотить все полученные положительные результаты развития отрасли и эффективно их дополнить для ввода в оборот брошенных земель, в том числе посредством отдельной целевой программы для решения проблемы социального развития села. Ведь действующая сегодня программа устойчивого развития сельских территорий не решает множество вопросов, имеющих социальное значение. По этим вопросам у нас должен быть единый общий взгляд. Ведь даже если мы соберем в 1,5 раза больше зерна, нарастим производство мяса говядины, и т. д., но забудем про социальное развитие наших сельских территорий, полученный эффект будет временным. Деревня — это не только наша кормилица, но и берегиня нашей страны. Она держит, как скрепы, всю нашу большую территорию. Для решения накопившихся проблем в АПК необходимо как минимум удвоение выделенных объемов федерального бюджета с последующим их наращиванием до 1 трлн рублей в год. Тогда реально в течение 10 лет мы возродим деревню, базовые отрасли АПК и в первую очередь молочное животноводство.

Законы в помощь аграрию
— Если взглянуть на портфель законопроектов, находящихся сегодня в комитете, то можно увидеть, что к принятию в весеннюю сессию можно подвести лишь один из них. И это при том, что в осеннюю сессию ни одного законопроекта принято не было, а за всю пятилетку шестого созыва было принято лишь 13 инициатив. Это абсолютно не вяжется с тем объемом проблем и теми задачами, которые мы имеем сегодня в нашем АПК.
В связи с этим необходимо сближение позиций, упрочнение взаимодействия структур комитета и министерства для решения этой стратегической задачи по законодательному обеспечению отрасли. Без этого наметившийся прорыв в развитии отрасли мы не зафиксируем. Имеющиеся 15 перспективных законодательных инициатив, подготавливаемых к внесению в Госдуму, мы расписали и по срокам, и по ответственным, поскольку если мы будем продолжать работать бессистемно, не согласованно друг с другом, то любая, даже самая позитивная и многообещающая законодательная инициатива, будет провалена. Мы должны на этапах нулевого чтения все смотреть и отрабатывать еще до внесения в правительство и в Госдуму. Особое внимание в связи с этим хочу заострить на проекте закона «Об охране почв», в котором мы планируем законодательно раскрыть все вопросы, которые связаны с сохранением почвенного плодородия, учетом и обеспечением эффективного использования почв. Кроме того, внимания требует наша инициатива, которую мы уже внесли в Госдуму, посвященная приведению налога на добавленную стоимость в садоводстве и виноградарстве к единой ставке в сельском хозяйстве — 10%. Нельзя при этом не упомянуть и такие законопроекты, как «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве», «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель», которые в комплексе позволят создать мощный правовой каркас для эффективного развития нашего АПК. Если говорить о другой, сопутствующей законодательному процессу работе, то тут у нас все выстраивается хорошо. Мы проводим достойные парламентские слушания, заседания круглого стола, выставки. В период короткой первой сессии седьмого созыва мы уже успели взять к рассмотрению такие базовые вопросы, как развитие молочного животноводства, повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. План на весеннюю сессию 2017 года также нами сформирован насыщенный. Наша общая задача — добиться как минимум удвоения расходов федерального бюджета на цели развития АПК, посредством чего мы сможем эффективно продвинуть ситуацию в хорошей динамике. На первом заседании комитета это отмечалось, и президент России это понимает: перед нами стоят задачи развития мелиорации, первичного семеноводства и товарного семеноводства, племенного скотоводства, импортозамещения и так далее. В этой работе доля федерального центра в рамках государственно-частного партнерства должна быть весомой.