Утолить голод

Аграрные университеты стремятся сохранить у студентов желание работать в отрасли

23 Октября 2018

Рынок труда в секторе АПК испытывает кадровый голод на протяжении уже многих лет. Не хватает именно специалистов высшего и среднего звена, то есть имеющих профессиональную образовательную подготовку в области сельского хозяйства. Эта проблема становится все более острой с развитием технологий и, следовательно, с повышением требований к соискателю. Работодателям нужен готовый специалист, и представители образования готовы его воспитать при определенных условиях.

Разыскивается выпускник
По данным Минсельхоза РФ, сельскому хозяйству не хватает порядка 80 тыс. специалистов, имеющих профильное аграрное образование. Такая ситуация возникла из-за того, что запрос на количество бюджетных мест в образовательных учреждениях формируется Минсельхозом и Минобром РФ исходя из запроса рынка труда. Однако многие студенты — ​это нынешние молодые руководители хозяйств, которые добирают недостающие знания, или те, кто планирует организовать собственное сельхозпроизводство после обучения в университете. Следовательно, никто из них не пойдет работать по найму, а, напротив, создадут новые вакансии. Также нельзя забывать, что многие выпускники вузов уходят в смежные профессии или вообще не работают по специальности. В результате старейшая область российской экономики сегодня имеет самый большой кадровый дефицит. Соответствующее исследование Центра стратегических разработок «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения» выявило, что экономические кризисы сильнее всего сказываются на отрасли сельского хозяйства. Кроме того, в межкризисные периоды эта отрасль медленнее остальных наверстывает кадровый дефицит. С 2008-го до 2014 года АПК не успел компенсировать потери, а кризис рынка 2014 года снова снизил уровень занятости в сельском хозяйстве. Учитывая все взлеты и падения, в целом с 2000-го по 2017 год штат профессиональных сотрудников, занятых в АПК, сократился на 4,7%. Сложившаяся ситуация ставит особую задачу перед образовательными учреждениями — ​сохранить у студентов желание работать в отрасли, непрерывно информируя их о преимуществах работы в ведущих современных сельхозкорпорациях.

Бронь на кадры
В холдингах, занимающихся сельским хозяйством, часто возникает проблема, когда молодых сотрудников приходится практически переучивать, потому что они не владеют достаточной базой знаний для пользования высокоточным оборудованием и, следовательно, не включены в производственные процессы. В университетах видят выход в том, чтобы крупные предприятия открывали собственные классы обучения. В частности, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия ведет соответствующие переговоры с целым рядом потенциальных работодателей: ЗАО «СП «Брянсксельмаш», ООО «БрянскАгротех», ООО «Брянская мясная компания», ООО «СХП «Боброво», АООТ «Ярцевский льнозавод», ООО «Золотая Нива», ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг» и другими. ЗАО «СП «Брянсксельмаш» дает академии сразу два новых класса (мультикласс и специализированный класс по изучению комбайнов — ​зерноуборочного КЗС‑1218 и кормоуборочного УЭС‑280). Эти комбайны завод предоставил вузу для практических занятий с будущими агроинженерами. Факультет повышения квалификации и переподготовки уже использовал данную технику для переподготовки комбайнеров сельскохозяйственных предприятий Смоленской области. Дилер ОАО «Кировский завод» ООО «БрянскАгротех» создал в академии учебный класс по подготовке студентов к работе на тракторах «Кировец», из АО «Кировский тракторный завод» в академию прибыл трактор «Кировец К‑424» для практической подготовки агроинженеров. «Усиление практико-ориентированного подхода в обучении — ​одно из приоритетных направлений развития образовательной деятельности нашего вуза, — ​говорит ректор Смоленской ГСХА Алексей Кучумов. — ​Это предполагает в том числе выход на новый уровень социального партнерства с отраслевыми предприятиями, результат которого — ​взращивание работодателем своего будущего сотрудника». Обучение в специализированном классе предполагает гарантии, что выпускник сможет трудоустроиться в корпорации на внеконкурсной основе.

Полное погружение
Если с холдингами, которые обладают достаточными финансовыми возможностями, все достаточно понятно, то с бюджетными организациями дело обстоит не так просто. Петр Прудников, директор ФГБУ «Брянскагрохимрадиология», говорит о том, что лабораторное оборудование, которое используется для проведения исследований, совершенно не по силам вчерашним студентам. «Мы берем на работу человека, которого нам нужно самостоятельно обучить на курсах повышения квалификации, иначе он не сможет здесь работать, — ​утверждает Петр Прудников. — ​Дело здесь не в студентах или плохом преподавательском подходе. Просто даже в образовательной программе не заложено изучение современного лабораторного оборудования, которое сегодня уже не является чем-то особенным, а есть практически в каждом отделении агрохимрадиологии России». В таких случаях на помощь приходит производственная практика по договору с предприятием. Алексей Кучумов отмечает, что далеко не все предприятия хотят возиться со студентами, а хотят получить готового специалиста. «В последнее время мы все чаще сталкиваемся с довольно неприятным явлением, когда руководители ряда предприятий и организаций отказываются принимать студентов на практику, — ​говорит он. — ​Это имеет катастрофические последствия, потому что производственная практика является одним из важнейших элементов в профессиональной подготовке и закреплении молодых специалистов. Ведь именно таким образом будущие молодые специалисты приобретают необходимые навыки для будущей работы».
В Омском государственном аграрном университете, наоборот, говорят о том, что проблем с производственной практикой в их регионе нет. По многим направлениям подготовки количество заявок от предприятий значительно превышает возможности вуза. Речь идет не только о предприятиях Омской области, это предприятия, расположенные в Тюмени, Томске, Новосибирске, Салехарде, Ямало-Ненецком АО и др. В университете активно работают 25 разнопрофильных студенческих отрядов, в которых трудятся почти 600 студентов. Например, студенческий отряд «Вита» выезжал в Ямало-Ненецкий АО для участия в массовых ветеринарных мероприятиях по чипированию и вакцинации оленей от сибирской язвы. «С 2006 года, когда первые 10 студентов отправились в ООО «Нива» Русско-Полянского района на уборочные работы, ведет отсчет история студенческого отряда «Нива». Сейчас уже более 300 студентов прошли практику на полях АТПП «Группа «Оша». Многие находят таким образом свои рабочие места, — ​рассказывает ректор Омского ГАУ Оксана Шумакова. — ​Мы поддерживаем связь с выпускниками — ​руководителями предприятий, представителями органов государственной власти. Вопрос трудоустройства — ​один из самых важных для вуза, и мы уделяем ему пристальное внимание». Стоит отметить, что процент трудоустройства выпускников Омского ГАУ не опускается ниже отметки в 85%.
Смоленская академия также формирует сельхозотряды для массового прохождения практики. Уже 7 лет в вузе работает мехотряд «Смоленская нива». В 2017 году по просьбе Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию студенты оказывали помощь 22 хозяйствам области. Ими были выполнены работы на сумму почти 3 млн рублей. Отряд ветеринаров «Смоленский Айболит» выполнил работы на сумму 4,33 млн руб. Перед отправкой отряда всегда проводится большая организационная работа: с каждым хозяйством и студентом заключается трехсторонний договор (студент — ​сельхозпредприятие — ​академия), где предусмотрены условия проживания, питания, оплаты труда, техника безопасности. За выполнением договора следили и академия, и Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию. В 2018 году по такой схеме практику проходили два отряда: мехотряд из студентов инженерно-технологического факультета и отряд ветеринаров «Смоленский Айболит», которые выехали на работы в хозяйства. «Во-первых, студенты оказывают большую помощь хозяйствам в посевной, уборочной кампании и ремонте техники, — ​говорит Алексей Кучумов. — ​Во-вторых, они приобретают опыт работы на технике, опыт в ремонте и обслуживании и опыт организаторов инженерно-технических работ в хозяйстве. В-третьих, руководители хозяйств, студенты присматриваются друг к другу, и после окончания вуза многие остаются работать в этих хозяйствах».

Университет устанавливает правила игры
Всем известна система целевых направлений, однако в Тверской государственной сельскохозяйственной академии пошли дальше. В этом вузе есть практика распределений. В настоящее время прорабатываются вопросы создания на базе Тверской ГСХА аграрного образовательного кластера с участием ряда учреждений СПО, что обеспечит преемственность образовательных программ. Также деятельность кластера будет направлена на продолжение проф­ориентационной работы уже со студентами, оказывая помощь в планировании профессиональных перспектив вплоть до трудо­устройства выпускников. В академии уже есть подобный реализованный в 2017 году как пилотный совместный проект с НП «Союз фермеров и ЛПХ Тверской области», возглавляемым депутатом ГД РФ Светланой Максимовой. В рамках этого проекта провели ряд предметных олимпиад, конкурсов «Лучший в профессии» и экскурсий на сельскохозяйственные предприятия региона. Исполняющий обязанности ректора Тверской ГСХА Александр Диченский рассказывает: «Многие студенты — ​участники проекта — ​проявили желание пройти практику на этих предприятиях, а некоторые студенты выпускных курсов уже были трудоустроены силами академии».

Наука — ​двигатель прогресса
Сектор АПК уже давно завязан на высоких технологиях. Чтобы это было возможным, университеты привлекают студентов к научной работе различными методами. Самый популярный из них — ​научные конференции. В Тверской ГСХА подчеркивают, что научная деятельность обучающихся и сотрудников должна быть максимально интегрирована в производственный комплекс, потому что несвоевременные изобретения равны их отсутствию, т. к. не приносят результата. При совместной работе с сельхозтоваропроизводителями выявляют востребованные рынком проекты, имеющие инновационный и коммерческий характер. Научно-исследовательская работа в Тверской ГСХА проводится по девяти научным направлениям в рамках семи отраслей наук. Активно функционируют восемь научных школ. Ежегодно учеными академии разрабатываются научные проекты по заказу, в том числе и Министерства сельского хозяйства РФ. В настоящее время проводится работа по участию в отборе комплексных научно-технических проектов в рамках реализации подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации» ФНТП развития сельского хозяйства на 2017‑2025 годы. Ежегодно проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, семинары и совещания с изданием сборников научных трудов, индексируемых в РИНЦ. В Омском ГАУ подобные мероприятия проходят при поддержке Минсельхоза России, министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, министерства экономики Омской области и администрации г. Омска. За 2017 год более 1,6 тыс. обучающихся приняли участие в научных мероприятиях, в том числе в мероприятиях международного и всероссийского уровня.

Альтернативные методы
В российской истории был период, когда сельскохозяйственное образование потеряло в престиже. Считалось, чтобы пахать поле, не нужно особых знаний. В XXI веке все изменилось: в поля и на фермы пришло оборудование, которое требует досконального изучения, и если хозяйство хочет выдержать конкуренцию, нужно подобрать квалифицированный штат. «Мы пытаемся донести потенциальным абитуриентам, что выбрать аграрную профессию не означает принести себя в жертву, — ​говорит Оксана Шумакова. — ​Это неправильный, давно изживший себя стереотип. Производство и переработка сельхозпродукции — ​это высокотехнологичное производство и прибыльный бизнес. Это новые возможности и перспективы, чтобы быть успешным в профессии. И для этого нужны специальные знания». Также считается, что если в студенческие годы человеку было комфортно, шансы, что он пойдет работать по специальности, возрастают, поэтому в университетах стараются поддерживать личностное развитие студентов. За годы учебы многие получают бесценный опыт и навыки коммуницирования, возможности дальнейшей самореализации. Обучающиеся выезжают за пределы региона и страны, в том числе в экскурсионные туры с культурно-развлекательной программой. «Для сегодняшних студентов годы учебы и жизни в университете — ​это время полной перезагрузки и в личном плане, и в профессиональном становлении», — ​утверждает ректор Омского ГАУ.

            bool(false)