Свинина готова к выезду

Свинина готова к выезду

Экспорт свинины поддерживается на государственном уровне, но обеспечить его качество может только производитель
Россия обеспечивает себя свининой на 90‑92% и занимает пятое место в мире среди ее производителей с объемом 3,4 млн тонн в убойном весе по итогам 2016 года. Внутренний рынок не способен расти до бесконечности: он близок к насыщению, и внутриотраслевая конкуренция со временем будет только усиливаться, перекраивая рынок, но не наращивая продажи. Поэтому стратегические цели свиноводов сегодня связаны с экспортом мяса.

Экспорту мяса на всех этажах власти уделяется сегодня особое внимание. Во время прямой линии 15 июня президент России Владимир Путин отметил эту задачу в числе приоритетных. Вопрос экспорта мяса поднимался и на официальных встречах первых лиц России и Китая в текущем году. Национальные институты поддержки экспорта также начинают работать в интересах экспортеров мяса.

Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» включен в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции на 2013‑2020 годы постановлением правительства от 31 марта 2017 года. До 2020 года на его реализацию будет израсходовано 2,4 млрд рублей, в том числе в 2017-м — ​728 млн рублей. Свинина сегодня является одним из перспективных экспортных товаров. Страны, которые показывают наибольшее потребление мяса в настоящее время, не имеют собственных ресурсов для наращивания производства и будут вынуждены в обозримом будущем импортировать его.
В 2012 году из России было продано на экспорт всего 3 тыс. тонн, в 2016-м — ​53 тыс. тонн. Национальный союз свиноводов прогнозирует увеличить экспортный потенциал предприятий отрасли до 250 тыс. тонн.

Что способствует планам производителей свинины увеличить поставки за рубеж и что может помешать им сбыться? Мировой рынок не откажется от дополнительных ресурсов. Спрос на животный белок, по данным Рабобанка, вырастет в мире на 45% в следующие 20 лет, а рынок свинины увеличится за этот период на 40 млн тонн. Только в Китае в следующие 10 лет спрос на свинину вырастет на 7 млн тонн. Страны, в которых прогнозируется наибольший рост потребления животного белка, — ​это страны Юго-Восточной Азии, они практически лишены ресурсов для увеличения собственного производства, но свинина будет там в ближайшие годы основным источником животного белка.
Государство уже приняло ряд мер организационного плана, создало ряд институтов для поддержки экспорта российских товаров. Так, была проведена докапитализация Русэксимбанка для кредитования экспортных операций, создано экспортное агентство ЭКСАР, Российский экспортный центр. На Дальнем Востоке было создано Агентство по привлечению инвестиций и развитию экспорта.
Препятствует продвижению свинины на экспорт недостаточное обеспечение ветеринарной безопасности. В России не побеждена африканская чума свиней и ряд других заболеваний, поэтому необходимы компартментализация предприятий, то есть методически обоснованное отнесение свиноводческого или мясоперерабатывающего предприятия к тому или иному классу защиты от болезней животных (компартменту), а также регионализация территории страны по заразным болезням животных.

Эти две процедуры тесно связаны с необходимостью введения электронной ветеринарной сертификации, идентификации животных, а также прослеживаемости животноводческой продукции. Этот комплекс управленческих и технических инноваций способен существенно облегчить и работу ветеринаров на предприятиях и навести порядок в передвижении животных и животноводческой продукции по стране, а также оперативно реагировать на угрозы эпизоотического характера.
С 1 января 2018 года в стране начнется обязательное оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с помощью ГИС «Меркурий». Сейчас электронные ВСД оформляются на добровольной основе. Целевые показатели Россельхознадзора по электронному оформлению ВСД — ​30 млн сертификатов в месяц к началу 2018 года. В настоящее время оформляется порядка 7 млн. Руководство Россельхознадзора неоднократно заявляло, что никаких отсрочек по электронному оформлению ВСД не будет, и дело не в «злой воле» ветеринаров, просто без нее нормальное существование системы ветеринарно-санитарного контроля далее не представляется возможным. Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов по этому поводу сказал следующее: «Мы интенсивно работаем над правилами регионализации по болезням свиней и до нового года завершим учет по всем 143 заразным болезням свиней. «Меркурий» в автоматическом режиме просматривает условия перевозки в соответствии с правилами регионализации, но в случае с оформлением бумажных сертификатов при нарастании числа болезней, по которым проводится регионализация, работа ветеринарного врача становится все более и более сложной и скоро станет невыполнимой с практической точки зрения».

Власти понимают, как важно развивать экспорт мяса, и понимают свою основополагающую роль в его развитии, но есть факторы, которые быстро преодолеть не получится. «Мясное сырье российских поставщиков проигрывает по технологическим свойствам импортному, и наши переработчики постоянно жалуются, что много сырья с дефектом PSE, поэтому в переработке появляются лишние потери, страдает качество, — ​отметил член правления Национального союза мясопереработчиков Алексей Горбатов. — ​Куда будут продавать наши экспортеры мышечное мясо, я не знаю: рынок заполнен хорошим мясом. Нашим свиноводам надо задуматься о качестве мяса, прежде чем пробиваться на заграничные рынки».
Повышение качества мясного сырья давно является проблемой для мясоперерабатывающих предприятий и может стать препятствием для экспорта свинины. Нужны стандарты качества мяса, соблюдение правил гуманного обращения с животными. Стресс — ​одна из основных причин возникновения дефектов качества. Генетика животных и рацион также требуют внимания.

В структуре экспорта свинины 32% занимают субпродукты, но экспортные планы Национального союза свиноводов требуют наращивать продажи и мышечного мяса. На этом пути российским производителям не удастся добиться серьезных успехов, не решив задачу по повышению качества мяса. Это необходимо не только для экспорта, но и для отечественного потребителя. Пока на внутреннем рынке идет ценовая конкуренция между предприятиями отрасли. На зарубежных рынках нам с такой стратегией завоевать удастся только самого невзыскательного покупателя. Свиноводы вряд ли готовы довольствоваться малым, поэтому качество рано или поздно станет целью их стратегии, как сейчас экспорт.