Субсидии вдогонку

Доля отечественного оборудования для молочной отрасли не превышает 10%

4 Апреля 2019

Яндекс.Дзен Instagram
Как и во многих других отраслях, производители отечественного оборудования для молочной отрасли не поспевают за растущим на волне импортозамещения производством. Сегодня лишь отдельные производители и по отдельным позициям могут предложить конкурентный продукт, способный побороться с лучшими образцами европейской промышленности. Однако со временем ситуация будет меняться к лучшему, уверены опрошенные «Вестником» эксперты.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в России за последние 5 лет открылось порядка 600 новых молочных ферм. Кроме того, каждый год десятки молочных производств проводят модернизацию — ​как полную, так и частичную. Рынок в последнее время довольно емкий, растет не менее чем на 20% в год, в абсолютных цифрах составляя не менее 8 млрд рублей. На долю отечественных производителей приходится не более 10% от этого пирога, а некоторые аналитики говорят и о доле в 7‑8%. При этом, по данным Минпромторга РФ, производство оборудования для выпуска молочной продукции увеличивается. «Сегодня российские машиностроители предлагают большой выбор продукции для всех стадий технологического цикла, начиная с оборудования для приемки молока и заканчивая автоматами для упаковки готовых молочных продуктов питания. Наращивает позиции оборудование для производства сыра: за последние два года Минпромторг РФ поддержал проект по выпуску комплектов оборудования для фермерских сыроварен разной производительности», — ​говорит глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По словам министра, на рынке также высока доля отечественных пастеризационно-охладительных установок и емкостного оборудования для хранения молока.

Денис Мантуров отмечает, что производители импортозамещающего оборудования для молочной промышленности получают от государства значительные преференции, например субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР. «В соответствии с проектом Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 года мы планируем обеспечить рост объемов реализации отечественной продукции, в том числе оборудования для животноводства, в 3 раза к 2030 году», — ​отмечает Мантуров.
По его словам, для увеличения доли российского пищевого оборудования на внутреннем рынке Минпромторг РФ реализует комплекс мер для поддержки спроса. Так, переработчики сельхозсырья и производители продуктов питания могут приобрести российское оборудование со скидкой в 15% (20% — ​для отдаленных регионов), получить кредит по льготной ставке не более 5,7% годовых, а также пилотные образцы машин с дисконтом до 50% от себестоимости.

Все для коров
Государство за последнее время серьезно вложилось в производство и переработку молока, молочная отрасль является в России одной из самых дотируемых. Молочные фермы получают субсидии на выращивание кормовых культур, закупку оборудования и приобретение молочного стада, выдаются льготные кредиты на закупку сырья.
Пока, правда, наибольшую выгоду из этой ситуации извлекают зарубежные производители молочного оборудования, снимающие сливки от динамичного процесса технического перевооружения молочной промышленности в нашей стране. По словам участников рынка, наиболее сильны позиции двух производителей — ​шведской DeLaval и немецкой GEA WestfaliaSurge, которые в совокупности контролируют, по разным оценкам, до 60% рынка.

Согласно данным отраслевого журнала «Молочная промышленность», производство оборудования осуществляют более 60 отечественных предприятий, ведущие позиции занимают такие компании, как ООО «Завод молочных машин», ООО «Промтехника-Приволжье», ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», ООО «Русская трапеза», ООО «Вологодские машины», ЗАО «Таурас-Феникс», ЗАО «Кропоткинский завод МиССП», ООО «НПО «Гигамаш», ООО «КР-Тех», ООО «ПК Моэксперт», ООО «Протемол», ООО «Сельмаш молочные машины». Производство молока в России растет третий год подряд, еще более показателен тренд средней отдачи от одной дойной коровы (см. инфографику), что стало возможным в том числе за счет модернизации и обеспечения более качественным современным оборудованием.

Как говорит гендиректор компании «ЕвроАгроТек» Руслан Беджашев, объем надоев зависит не только от качества кормов и генетики животного, но и от условий его содержания. «Третья важная составляющая продуктивности — ​как корова чувствует себя, насколько ей комфортно находиться в стойле. Не секрет, что в стаде есть своя иерархия и сильные животные обычно отгоняют слабых от корма и воды, в итоге продуктивность всего стада падает. Современное оборудование способно обеспечить равный доступ к кормам и поилке для всех животных», — ​рассказывает он. Как говорит эксперт, основным трендом для производителей оборудования молочных ферм в целом становится обеспечение качества содержания коров. На юге многие хозяйства испытывают проблемы с температурным режимом, когда летом из-за жары животные просто перестают есть, надои резко падают. Кондиционеры поставить невозможно, выходом станет установка для обдува коров или же орошения их водой, но в каждом случае решение нужно принимать собственнику совместно с изготовителем оборудования.

Иномарки и «Жигули»
Как показал опрос «Вестником» десятка сельхозпредприятий и крупных фермеров, почти никто из них не только не пользуется отечественным холодильным оборудованием, но даже никогда и не сталкивался с ним. Показательно мнение ставропольского предпринимателя Александра Толокнева, который при выборе оборудования своей молочной фермы закупил оборудование шведской фирмы DeLaval. Фермер отмечает, что качество сдаваемого на переработку молока зависит во многом от того, как быстро его удастся охладить, чтобы остановить процесс размножения бактерий. «Мы брали оборудование фермы под ключ и воспользовались предложением шведского дилера. До этого общался с несколькими фермерами, и, по их словам, вопросов к надежности работы и качеству ни у кого не было», — ​отмечает Александр Толокнев. Фермер признается, что он бы и рад приобрести отечественное оборудование для охлаждения и хранения молока, однако даже никогда не слышал о таком.

«Даже турецкое и израильское оборудование стоит на 35‑40% дороже отечественных аналогов, а уж шведское и немецкое — ​просто роскошь, которое далеко не каждое хозяйство может себе позволить, — ​возражает руководитель СППК «Новокавказский» Владимир Дорошенко. — ​DeLaval — ​это как «Феррари» в мире оборудования, автомобиль классный, спору нет, но есть ли средства для его покупки, а главное, для постпродажного обслуживания? Мы для себя решили, что для нас это дорого и просто невыгодно». Дорошенко рассказывает, что его предприятие получило грант на покупку оборудования для молочной фермы в размере 50 млн рублей, добавило необходимое по условиям софинансирование, и все равно сумма получилась довольно скромной. «Мы сразу поняли, что для небольшого перерабатывающего предприятия самым лучшим решением является покупка отечественного оборудования. Мы просмотрели несколько производителей, в итоге заключили контракт с компанией «Молоконт», которая производит всю автоматику и часть оборудования, а еще часть оборудования заказывает у других российских заводов», — ​говорит Дорошенко. СППК «Новокавказский» купил у московского производителя завод под ключ — ​танк-охладитель, ванну длительной пастеризации, сепаратор-сливкоотделитель, импеллерные насосы, позволяющие подавать молоко из танка и из ванны дальше по технологической линии, а также аппарат-фасовщик. «Мы довольны: за год были мелкие поломки, которые быстро устранялись, запчасти на отечественные машины искать гораздо легче, да и в самом оборудовании разобраться проще, многие настройки и ремонт делаем своими силами», — ​отмечает Владимир Дорошенко. 

            bool(false)