Рынок агрострахования: перезагрузка

Рынок агрострахования: перезагрузка

Поправки в законодательство, вступившие в силу в марте 2019 года, изменили динамику рынка
Поправки в закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного страхования», принятые в марте 2019 года, изменили вектор развития отечественного рынка агрострахования. О новой ситуации на рынке «Вестнику АПК» рассказал генеральный директор АО «СК «РСХБ-Страхование» Сергей Простатин.
Рынок агрострахования: перезагрузка
История вопроса
— В 2011 году с принятием закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в России началось формирование рынка агрострахования с господдержкой. В соответствии с законом, государство субсидировало до 50% взноса по страхованию урожая озимых и яровых культур, а также многолетних насаждений. Ввиду высокой кумуляции рисков в сфере животноводства с 2013 года система господдержки была распространена на страхование сельхозживотных.
В 2017-2018 годах рынок сельскохозяйственного страхования демонстрировал отрицательную динамику, что привело к уменьшению застрахованных площадей агрокультур.

Поправки для поддержки
— Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был разработан комплекс мер, направленных на стимулирование развития рынка агрострахования. В рамках реализации этих мер были приняты поправки в законодательство, вступившие в силу с 1 марта 2019 года.
Одной из поправок стала отмена условной франшизы при страховании урожая. Ранее в случае небольших потерь урожая ущерб аграриям не возмещался. Теперь в такой ситуации аграрии могут получить страховое возмещение. Также был расширен перечень рисков, страхуемых с господдержкой.

Стало возможным раздельное страхование рисков в отношении одного и того же объекта — посевов, посадок или поголовья сельхозживотных. Аграрий может выбрать: обеспечить себе полное покрытие от всех возможных рисков либо точечно застраховаться от рисков, наиболее характерных для его региона, и тем самым снизить общую стоимость страховой защиты.
Кроме того, в программу агрострахования с господдержкой была включена аквакультура — перспективная и быстро развивающаяся отрасль сельского хозяйства. Принятые изменения в законодательстве повышают привлекательность страхования как инструмента защиты сельхозпроизводителей от финансовых потерь.

Помимо законодательных новаций, произошли значительные изменения в политике выделения субсидий на агрострахование. Во-первых, на 2019 год были выделены средства в размере 1,5 млрд рублей на субсидирование сельскохозяйственного страхования. Во-вторых, господдержка оперативно выделяется регионам и доводится до конкретных хозяйств. В-третьих, предоставление погектарной субсидии теперь увязано с проявлением производителем ответственности в вопросах страхования собственных рисков. И наконец, фактически субсидии на страхование стали «защищенной» статьей в рамках «Единой» субсидии. Они расходуются исключительно на профильные цели. Анонсированы планы законодательного закрепления таких изменений.

Изменение рыночной динамики
— Рынок оперативно отреагировал на новации в сфере государственного регулирования. Объемы страховой премии и застрахованная площадь посевов стали динамично расти. По данным Центрального банка Российской Федерации, в первом полугодии 2019 года рынок сельскохозяйственного страхования в целом вырос на 65% относительно уровня первого полугодия 2018 года. По данным Национального союза агростраховщиков, за первые семь месяцев 2019 года площадь застрахованных культур выросла более чем в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Реакция рынка подчеркивает позитивный характер изменений, произошедших в сфере агрострахования. Вместе с тем сохраняется большой потенциал для роста рынка, оценить который можно, сравнивая ситуацию в России с другими странами.
В 2018 году в РФ было застраховано не более 2% площадей сельскохозяйственных культур. В то же время в странах ЕС, по некоторым оценкам, охват посевов страхованием составляет около 40%, в Китае и Индии — от 15 до 40%, а в США — свыше 90%.
Реализация существующего потенциала в значительной степени зависит от государственной политики, направленной на поддержку рынка агрострахования.

Роль страховщиков
— Свой вклад в популяризацию системы сельскохозяйственного страхования должны внести и страховщики. Помимо программ страхования с государственной поддержкой, необходимо разрабатывать новые коммерческие программы, ориентированные на страхование специфических рисков клиентов.
Приведу пример нашей компании. Мы разработали программу по защите урожая, отличительной особенностью которой является расчет тарифа в зависимости от уровня применяемой сельхозпроизводителем агротехнологии выращивания агрокультур и опыта их возделывания. Чем выше качество используемого семенного материала и уровень агротехнологий, тем ниже стоимость страховой защиты. Программы подобного рода, с одной стороны, поощряют использование современных методов ведения сельского хозяйства, а с другой — являются для страховщика залогом снижения принятых рисков.
Также в нашей продуктовой линейке есть коробочная программа «Базис» по страхованию затрат на посевную. Помимо заранее определенных условий страхования и страховых премий, ее отличительной особенностью является страхование реальных затрат, понесенных сельхозпроизводителем (например, на топливо, удобрения и тому подобное), а не стоимость будущего урожая.
Мы уверены, что будущее рынка сельскохозяйственного страхования состоит в сочетании активной государственной поддержки универсальных программ, ориентированных на всех сельских производителей, со специализированными коммерческими продуктами, разрабатываемыми страховщиками.