Николай Бобров: «Если решить вопросы с телеком-инфраструктурой, мы без проблем оцифруем АПК»

Николай Бобров: «Если решить вопросы с телеком-инфраструктурой, мы без проблем оцифруем АПК»

Фермеру для успешной работы, во-первых, нужно программное обеспечение для управления своим сельхозпроизводством. Второе —  нужны грамотные, правильные агротехнологии
Как рассказал Николай Бобров, генеральный директор компании «Диджитал Агро», российского поставщика ИТ-решений для АПК, бизнес которого вырос в тесном партнерстве с компаниями «Уралхим» и «Уралкалий», чтобы цифровизация сектора набрала темп, необходимо прежде всего решить вопрос с наличием доступа в интернет. А сами решения уже есть, и они демонстрируют эффективность.

С чего началась ваша работа по цифровизации АПК?
Наша компания выросла из потребностей сельхозтоваропроизводителей, с которыми «Уралхим» и «Уралкалий» ведут постоянную работу. Фермеру для успешной работы, во-первых, нужно программное обеспечение для управления своим сельхозпроизводством — сегодня без автоматизации никуда. Второе — ему нужны грамотные, правильные агротехнологии. Третье — ему нужна подготовка кадров. И мы сейчас в состоянии все эти базовые потребности агрария закрыть.

У нас есть цифровая платформа, сформированная в том числе и путем приобретения доли в компании «Агросигнал», которая более 10 лет как раз занималась созданием и развитием цифровой платформы для АПК. Эта платформа позволяет планировать сезон и осуществлять контроль выполнения работ, оснастив сельхозтехнику клиента датчиками. Все это привязано к зарплате механизатора. Опыт показывает, что применение такой системы позволяет заметно снизить себестоимость проведения сельхозработ (до 20%) за счет увеличения производительности труда. Также за счет роста урожайности в результате применения лучших агротехнологий маржинальность оказывается возможным повысить примерно на 10%. Эта статистика получена по результатам реального использования: у нас сейчас около 210 предприятий-клиентов по всей стране — это порядка 4,4 млн га пахотных земель.

Хорошо, у вас есть возможность контролировать производство, но остается вопрос: а что конкретно делать?
Вторая важная составляющая — это правильные агротехнологии. Мы создаем комплексные проекты по системам земледелия как регионального масштаба, так и локального для конкретных предприятий. С учетом агрохимических, агрофизических, метеорологических данных, спутниковых снимков мы определяем оптимальные для выращивания культуры и схемы внесения удобрений, предпочтительные агротехнологии (экстенсивные или интенсивные), оптимальный состав парка техники. Эта совокупность данных — вводные для цифровой платформы, на этой базе формируется план сельхозработ.
Раз уже понятно, что именно мы будем выращивать, и понятно как, остается третий важный момент — понять, кто это сделает, решить кадровый вопрос. Для этого совместно с Тимирязевской академией мы реализуем открытый аграрный университет «Земля знаний» — это электронная образовательная площадка, с помощью которой любой человек из любого села, где есть доступ в интернет, сможет получить нужные знания, пройти переподготовку по необходимым направлениям, будь то агрономия, экономика или механизация.
На самом деле ключ к АПК — это не информационные технологии как таковые и не технологии передачи данных. Это лишь инструмент. Ключ к АПК — это экспертиза, которая в этот инструмент заложена. Технологии и опыт.
Наша экспертиза складывалась из нескольких источников. Во-первых, в нашем распоряжении была огромная экспертная база ведущего игрока страны на рынке удобрений. Это очень ценный ресурс. Во-вторых, мы наладили сотрудничество со всеми ключевыми НИИ, работающими в агросекторе. Плюс мы буквально в ручном режиме ищем лучших экспертов на рынке, усиливая таким образом свою команду.

На каких клиентов прежде всего ориентированы ваши продукты? Это крупные агрохолдинги, хозяйства среднего масштаба или небольшие фермы?
Наш основной сегмент — это средние по масштабу хозяйства. У них и парк техники достаточно разношерстный, и за ним надо следить, и организационная структура хозяйства сложная, и ее становится все сложнее контролировать, и площади пашни значительны. Крупные агрохолдинги, которые, кстати, также являются нашими важнейшими партнерами и клиентами, зачастую уже используют какие-то информационные системы, и менеджменту бывает сложно от них отказаться, даже психологически: все-таки в их создание было вложено немало труда. Интегрировать наши решения в уже работающую систему — непростая задача. К тому же решения в таких структурах, как правило, принимаются медленно, что тоже затягивает процесс внедрения.
Небольшие хозяйства, обрабатывающие менее 3 тыс. га, мы также рассматриваем как клиентскую базу, прежде всего для проекта «Открытый аграрный университет». С другой стороны, мы предлагаем таким хозяйствам упрощенные версии наших продуктов, чтобы они могли воспользоваться их функционалом.
Также мы сотрудничаем и с госструктурами, которые, применяя наши решения, решают свои задачи по продбезопасности и цифровизации управления сектором АПК.

Как именно вы работаете с этой научной базой, имплементируя ее в своих разработках? Ведь она разнородна, а опыт одних регионов бывает совершенно бесполезен в других. Тем не менее единая логика работы необходима...
Решается этот вопрос довольно просто — мы определяем группировки земель по климатическим зонам и интенсивности технологий. В результате доходим до того уровня, на котором конкретные поля уже достаточно однородны для применения целого комплекса решений. В этой работе нам помогает опыт применения удобрений в разных регионах страны, который накопил «Уралхим», а также работа с региональными НИИ, которые накапливают экспертизу, уникальную именно для своего района.

Какие задачи нужно решить для того, чтобы цифровизация отечественного АПК развивалась более интенсивно?
Во-первых, крупные телеком-компании должны вместе с государством обеспечить покрытие, в том числе по передаче данных. Мы до сих пор часто попадаем в ситуации, когда доступа в интернет нет даже на трассе, не говоря уже о полях. О какой цифровизации можно говорить в таких условиях? Необходимо построить эту инфраструктуру.
Вторая задача — субсидирование покупки программного и аппаратного обеспечения. Это ведь основной барьер для входа. Допустим, мы можем продать лицензию на наше ПО дешевле. Но ведь одного ПО мало — нужны, например, датчики, которые устанавливаются на технику, и в полях. А они стоят уже серьезных денег. Между тем, по нашим подсчетам, на субсидирование приобретения ПО хватит суммы порядка 16 млрд рублей — не такие большие деньги в масштабах страны.
Если эти вопросы, связанные с формированием инфраструктуры, решатся, все остальное мы сделаем. У нас уже есть работающая платформа, и мы обеспечим обучение и образование.

Каковы основные планы по росту присутствия на рынке? Как будет развиваться продуктовая линейка ваших сервисов?
Во-первых, продолжим развивать все основные направления, входящие в пакет «Эффективный гектар» — решения эффективного землепользования, мониторинга техники, образования. Во-вторых — планируем запустить торговую онлайн-площадку, с помощью которой можно будет совершать сделки по сельхозпродукции, по удобрениям и другим активам. Вся работа, которую мы ведем, строится на стремлении сделать наше сельские хозяйство более эффективным, более конкурентоспособным. Это в том числе и мои личные ценности, которые разделяет команда. Мы стремимся работать «вдолгую» — так, чтобы предприятие АПК видело в нас именно партнера, а не продавца.